РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
статья по логопедии (1 класс)

Войцех Марина Сергеевна

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Войцех Марина Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Учитель-логопед

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе начального обучения, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. В исследованиях  Р.Е.Левиной, Н.А. Никишиной, Л.Ф.Спировой, А.В. Ястребовой была вскрыта тесная связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в развитии устной речи детей. Было доказано, что нарушения речи связаны с отклонениями в речеслуховой деятельности, обуславливающей нарушения умения различать звуки речи. Вследствие этого учащиеся с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом слова в период начального обучения в школе. [3, с.61]

Речь, как средство и форма человеческого общения, не является врождённой способностью, а формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Однако важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение, без которого невозможно слушать и понимать речь,  называется фонематическим слухом. Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением и письмом, и в целом служит непременным условием обучения грамоте.

В работах А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, Д. Б. Эльконина и других исследователей подчеркивается, что фонематический слух закладывается в раннем возрасте – еще в период доречевого развития (до одного года). В  дошкольном возрасте происходят наиболее значимые качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания [4,с.16].   Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Таким образом,  осуществляется не только приём и оценка чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Слуховое внимание - это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, которое  повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений. Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания, что тормозит развитие познавательной деятельности. [4, с.10]

Фонематическая система состоит из различных звуков, которые имеют характерные признаки и имеют значение для определенной языковой системы. Кроме того, это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Слог, ударение и интонация являются просодическими компонентами фонетической системы. Фонема – её минимальная языковая единица. Криницина Г.М пишет о том, что звук является смыслообразующей единицей речи и в усвоении звуковой системы родного языка взаимосвязано участвуют два процесса: процесс восприятия звуков (развитие фонематического слуха и фонематического восприятия) и процесс произношения звуков речи. [2, с.21]

Фонематическая звуковая система речи формируется у ребёнка под контролем слуха. А.Г. Швецов отмечает, что речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, если бы параллельно с этим не развивались органы слуха.  Автор подчёркивает, что с помощью слуха ребёнок имеет возможность расширять словарный запас, развивать устную речь, вносит в неё необходимые фонематические коррективы. Поэтому даже небольшое понижение слуха может привести к развитию дефектов произношения и нарушению грамматического строя речи [5, с.115]

У многих младших школьников в процессе первичной диагностики речевого развития всё чаще диагностируется фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отмечали, что фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса становления звукопроизношения с разнообразными речевыми расстройствами в результате дефектного звуковосприятия и звукопроизношения [1, с.440].   При таком нарушении речи дети не умеют различать звуки, относящиеся к разным фонетическим группам, испытывают трудности при  определении наличия звуков и их последовательности в слове. В речи наблюдается отсутствие тех или иных звуков, замена  сложных по артикуляции звуков более простыми. Чаще всего оказываются несформированными свистящие  и шипящие ([с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т’] и [д’]; звуки [л], [р], [р’]. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, ведут к искажению смысла слова. У детей с подобными нарушениями наблюдается нечёткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи. Такие дети характеризуются неустойчивостью внимания, отвлекаемостью, наличием большого количества ошибок при выполнении заданий, связанных с активной речевой деятельностью. Им труднее запоминать речевой материал. Логопедическое воздействие помогает учащимся устранить недостатки устной и письменной речи.

Ссылаясь на опыт ведущих методистов, Ястребовой А.В., Спировой Л.Ф., Бессоновой  Т.П.,   система преодоления фонематического недоразвития предусматривает следующие направления:

1)коррекция произношения (постановка, и уточнение артикуляции звуков, буквы которых заменяются на письме, различение их на слух).

2)последовательное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.[3, с.61]

Занятия целесообразно проводить систематически в рамках индивидуальной и подгрупповой работы, на протяжении длительного времени. Так как работа по выработке правильного артикуляционного уклада и автоматизация звуков является очень трудоёмкой.

Коррекция произношения звуков, различение их на слух.

На начальном этапе детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. Предусматривается проведение длительной работы, направленной  на формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи. Осуществляется работа по отработке и уточнению артикуляции тех звуков, которые в речи звучат недостаточно отчётливо. А так же постановка отсутствующих  и искажённо произносимых звуков и введение их в речь, формирование умений сравнивать и различать признаки звуков. Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нём и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития.

Затем закрепляется умение осуществлять  звуковой анализ. Формируется умение выделять звуки, как в сильных, так и в слабых позициях,  и различать варианты их звучания. После того, как будет достигнута чёткость произношения и восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков и дети научатся правильно связывать их с соответствующими буквами, приступают к этапу дифференциации (различения) звуков. Следует обращать внимание учащихся на различие в звучании, артикуляции звуков, на их смыслоразличительную роль в слове.

При работе над слуховым восприятием надо строго соблюдать поэтапность в применении упражнений. Вначале необходимо научить детей различать изучаемый звук среди других в чужой речи (речь учителя, прослушивание небольших текстов). Затем следует научить различать отработанный звук не только в чужой, но и в своей собственной речи (отобрать картинки из числа предложенных, содержащих изучаемый звук или выбрать из словаря 4-5 слов с изучаемым звуком).

Развитие звукового анализа и синтеза слова.

 После того, как обучающиеся  научились самостоятельно различать изучаемый звук в словах, рекомендуется перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками слова. Если дети испытывают трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах,  то в начале для ориентировки допустимо использование наглядной схемы звукового состава слова. Так же будет уместно использование разрезной азбуки или таблиц с готовой основой, где нужно вставить или заменить буквы или слоги (перфокарты, абаки). Обучающиеся нуждаются в большом количестве тренировочных упражнений  по звуковому анализу, с соблюдением постепенного усложнения форм (прослушать слово, повторить его и проанализировать, составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать вслух и записать в тетрадь по памяти).

Чтобы правильно написать слово, надо правильно определить его звуковую структуру, последовательность  и место каждого звука.  Большую роль при определении характера звуков  и их последовательности в слове играет приём проговаривания: громкое, шёпотное или внутреннее. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков.

В работе над предложением внимание детей акцентируется  на случаях, когда буква, соответствующая звуку заменяется при письме. В процессе анализа обучающиеся самостоятельно находят в предложении  слова с изучаемым звуком, произносят их, указывают, какую букву они напишут, и только после этого записывают предложение.

В процессе коррекционной работы необходимо сосредоточить внимание на дополнительной отработке таких важных   тем для усвоения русского языка, как гласные звуки и буквы, согласные (твёрдые/мягкие, звонкие/глухие) и их обозначение на письме, а так же ударение в словах. Такая работа является необходимой для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием к усвоению соответствующих правил правописания.

Таким образом, на основании уточненных произносительных навыков осуществляется развитие фонематического восприятия: умение услышать звук в ряде других звуков, слогов и слов, затем анализ и синтез слов разной сложности. А умение анализировать слова формируется у младших школьников благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонематического анализа, по усвоению понятий звук, буква, слово. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смыслоразличительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, но и связывание его с буквой. Главная цель – ввести младших школьников в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово.  

Важно создавать возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать  свою речь, замечать и осознавать  свои ошибки и ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать. Преодолению фонематического недоразвития будут способствовать систематические специально организованные наблюдения над  разнообразными  фактами языка, на основе которых младшие школьники  научатся анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления.

Библиографический список

  1. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для вузов / Л. С. Волкова и др. — М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998.
  2. Криницина Г.М Коррекция речевых нарушений у младших школьников: практическое пособие.- М.:Юрайт, 2022
  3. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.дефектол.фак. пед.вузов/ Под ред.Л.С.Волковой: В 5 кн.- М.: ВЛАДОС, 2007.- кн.V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей  с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.
  4. Сухова О.А. Слушать интересно! Как и зачем учить ребёнка слушать?.- Ростов н/Д: Феникс, 2023
  5. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие.- Великий Новгород, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух  у учащихся начальной школы...

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Статья "Пути преодоления фонетико-фонематического недоразвития у учащихся начальной школы с ОВЗ".

Для коррекционно-логопедической работы по развитию фонетико-фонематической системы необходимо развивать не только звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие. Главным фактор...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»...

Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития

Программа Преодоление фонетико-фонематического недоразвития...