Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)
материал на тему

Алехина Татьяна Ивановна

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

 

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

  В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Учитель становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и внеурочной деятельности.

Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.

Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.

Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

    Ученики открывают личностные «Я–знания», оказываясь в проблемной ситуации, личностно значимой для него и вызывающей потребность в освоении того или иного понятия и ответа на вопросы: «Почему? Не знаю, что происходит? А как это случилось? А что если?» Ребенок научается смотреть на изучаемый объект с разных сторон. Перед учителем стоит сложная задача: научить младшего школьника задавать себе вопросы, удивляться, развивая тем самым познавательную активность.

Затем создается ситуация развития гипотетического мышления. Гипотеза является способом умственного поиска, системой суждений и умозаключений. По собственному желанию ребенок выдвигает версии, предположения, постепенно формируются навыки доказательства, аргументирования. Возможность создавать «новое» знание, формирует познавательный интерес к изучаемому объекту и к такому способу деятельности.

Перед учителем стоит задача подбора таких заданий, которые уже имеют неоднозначное решение, нужны «ловушки», требующие дополнительной информации. Особое место занимает недостаточно полный текст, побуждающий учащегося искать новые знания, способы деятельности. Высокая мотивация создает не просто эмоциональную включенность, но и обеспечивает ее положительную динамику. Увлеченность в обсуждении различных гипотез способствует формированию межличностного общения, укреплению социальных связей учащихся. Большое значение для развития имеет способность к рефлексии. Рефлексия обнаруживается: в умении отличать известное от неизвестного; в способности определить и  понять — каких знаний не хватает для успешной работы; через умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной; критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Эти преобразования связаны с таким учебным действием, как контрольно-оценочная самостоятельность. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе.

 С 2011 года я начала работать по проектно-исследовательской деятельности со своими учащимися. Ознакомление и обучение данного вида

деятельности осуществляю не только на уроках, но и провожу дополнительные занятия, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В процессе обучения стараюсь учитывать индивидуальные, возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

• мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение; умение видеть противоречия;

• умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи..

Стараюсь контролировать, направлять и помогать им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не только на результат, но и на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.

.Система работы из личного опыта.

Свою работу по организации проектно- исследовательской деятельности учащихся младших школьников я определила в форме классного научно-исследовательского общества детей под названием «Поиск».

Цель создания научно-исследовательского общества состояло в следующем: включение учащихся младшего школьного возраста в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Научить учащихся слушать учителя, выделить в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.

2. Формировать у учащихся умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании деятельности по заданной теме.

3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

4. Формировать у учащихся мотивацию к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.

На вопрос «Как же работать сегодня педагогам?» хочется порекомендовать реализацию технологии развития исследовательских умений и соблюдение следующих организационно-педогагических условий:

• Целенаправленность и системность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью, формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод преподавания тем.

• Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

• Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

• Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

• Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской работе.

• Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на должном уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другая форма организации – консультирование учащихся.

Учителя должны осуществлять пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитывать на обеспечение следующих аспектов: • возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

• возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

• возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Необходимо выделить четыре блока умений необходимых при организации учебной деятельности, которые должны учесть учителя в своей работе:

1. Умение организовать свою работу ( организация рабочего места, планирование работы )

2. Умения и значения исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общечеловеческие методы, поиск информации ).

3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделить главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).

4. Умения представить результат своей работы (формы представления результатов,  требований докладу, речи докладчика).

       Педагогическая концепция работы

Работа по развитию проектно-исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, риторики, окружающего мира, математики с целью формирования умений проектно-исследовательской деятельности.

В  1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- уроком-исследованием «В начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам учителя; далее постановка проблемы, по возможности, осуществляется самостоятельно с некоторой помощью учителя; предположение, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя»

- кратковременными исследованиями, наблюдениями с описаниями «Под руководством учителя»

В первом классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение обще логическими учениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)

Со второго класса должны проводиться специальные занятия по проектно-исследовательской деятельности. Наличие занятий позволило бы систематично целенаправленно формировать проектно-исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:

1) знакомство с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности.

2) осуществление коллективных проектных исследований по определенному плану «С соблюдением всех этапов» по различным темам. Например, учитель подводит учащихся к теме проектного исследования «Наша школа». Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащийся определяет задачи проектного исследования: найти информацию об истории школы; изучить строение школы и ее окрестности и т.д.

3) продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4) на уроках используется проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах проектно-исследовательской работы.

5) на занятиях предлагаются занятия, направленные на выявление различных свойств действий предметов, сравнение предметов, логические задачи. Проводится работа по обучению приемам наблюдения и описания.

6) осуществляется подготовка самостоятельного, долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся под руководством учителя, затем с помощью родителя.

В третьем классе:

1. на теоретических и практических занятиях по проектно-исследовательской деятельности (один раз в неделю). Учащиеся продолжают знакомиться с теорией проектного исследования., структурой, методами проектного исследования. На уроках используются игровые методы: путешествия, сказочный материал.

2. проводятся коллективные проектные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений.

3. осуществляется учащимися самостоятельное, долговременное исследование (поиск информации, выделение главного, формулировка определения, ставит простейшие опыты, наблюдения, доклады, опросы, анкетирование).

4. ход проектных исследования обсуждается на занятиях, учителем оказывается консультативная помощь.

В четвертом классе на уроках проектно-исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Учащиеся способны самостоятельно осуществлять проектно-исследовательскую работу по выбранной теме. .

Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей проектно-исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word (создание таблиц, списков)

Поиск информации в сети Интернет.

Должны быть определены следующие виды учебных проектов исследования , проводимых в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные

- по времени: кратковременные, долговременные.

- по теме: предметные, свободные.

.Ожидаемые результаты

Очень важным этапом является этап представления результатов проектно-исследовательской деятельности. Он позволяет решить несколько задач.

- развитие научной речи;

- развитие умений работать с текстом;

- анализ продукта собственной деятельности;

- возможность продемонстрировать свои достижения;

- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;

- умения оценки и самооценки результатов исследования.

Проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная, творческая деятельность учащегося, позволяющая представить результаты исследования:

уроки- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижение учеников;

- выступления, как правило, определенного круга своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой, представление доклада с целью сообщения нового знания.

- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;.

- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев;

- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;

- игр-исследований, фантастических исследований;

- ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможностей каждой профессии;

- игр-путешествий..

. Значение проектно-исследовательской деятельности, перспективы развития школьников и педагога

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

 Результаты исследования вносят вклад в обоснование идеи взаимосвязи проектной и исследовательской деятельности учащегося и компетентностного подхода при обучении в начальной школе.

 Разработана модель методики формирования познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей у учащихся при обучении в начальной школе.

 Конкретизирован личностно-ориентированный подход в обучении в школе через построение индивидуальных образовательных траекторий, осуществляющих подготовку учащихся к будущим научным исследованиям («Будущий исследователь»).

Практическая значимость в перспективе развития проекта исследования заключается:

- в разработке последовательности действий учителя планирующего изучение курса в начальной школы с учётом задачи организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;

- в разработке элективного или факультативного курса «Я – исследователь»; системы и сопутствующей документации по проведению внеурочных конкурсных мероприятий, охватывающих курс начальной школы; «Дневника исследователя», позволяющего учащемуся и учителю отслеживать динамику продвижения учащегося по выбранной им индивидуальной траектории;

- в разработке тематики информационных, исследовательских, реферативных и проектных работ учащихся при обучении в начальной школе;

- в разработке системы диагностики уровней сформированности компетентностей при обучении в начальной школе;

- в разработке курсового модуля по подготовке учителя к формированию ключевых компетентностей у учащихся.

 

Проектно-исследовательская деятельность с учащимися дает:

- развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, комбинаторикой, логическими играми с выигрышной стратегией и другими;

- знакомство с компьютером и его инструментальными возможностями.

Содержание обучения должно быть рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов проектного исследования и использования их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

В современной школе нужен принципиально новый учитель – учитель исследователь, владеющий методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы. Потому что в профессиональной деятельности, особенно в сфере образования, существуют благоприятные условия для реализации данной потребности.  

Работая с младшими школьниками педагоги:

• сталкиваются с проблемой, как создать условия для индивидуального развития ребенка;

• выдвигают идеи и гипотезы о возможных путях, формах, способах решения этой проблемы;

• выбирают и обосновывают методы собственной профессиональной деятельности;

• получают определенные результаты собственной профессиональной деятельности и обосновывают их в итоге реализации программы четырехлетнего обучения младших школьников.

Исследовательская деятельность педагогов осуществляется по трем направлениям:

• исследовательская деятельность в рамках работы методического объединения;

• исследовательская деятельность в рамках прохождения педагогом процедуры аттестации;

• инициативная и инновационная исследовательская деятельность (самообразование).

Истинная исследовательская деятельность будет присутствовать в профессиональной деятельности педагога лишь в том, случае, если у него сформирована мотивация к ней, если он владеет исследовательскими умениями и приемами организации подобной деятельности.

Целью проектно-исследовательский подхода является качество образования, особенностью данного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса.

Проектно-исследовательская деятельность выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей.

В своей работе используюметоды исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

    Можно привести пример работы над исследовательской работой  «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»

Проблема: ухудшение здоровья ученика.

Тема: «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»

Актуальность: правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! Ежедневная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Цель: изучить и доказать, как тяжелые ранцы влияют на здоровье учеников

Задачи:

Ø проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;

Ø взвесить ранцы одноклассников;

Ø найти нормы;

Ø описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;

Ø доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;

Ø предложить  способы решения проблемы.

Гипотеза:  автор полагает, что тяжёлый ранец вредит здоровью.

Организация исследования:

Ø Организация поисковой работы (библиотека, интернет, статьи)

Ø Проведение опроса, анкетирования.

Ø Подготовка сообщений.

Ø Составление  памятки учащимся, родителям .

Презентация исследовательской работы.

Ø Выступление в классе на школьном   конкурсе  «Я – исследователь».

.    В заключении хочется сказать, что такая  исследовательская работа содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и творческого мышления, формированию навыков исследовательской деятельности,самостоятельности, развитию речи.
Исследовательская компетентность младших школьников направлена на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений младших школьников

Выступление на семинаре "Взаимодействие участников учебного процесса при формировании экологических компетенций"...

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."

Проблема:  ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".

Презентация к уроку (4 класс) на тему: "Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка." Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРО...

Формирование исследовательских умений младших школьников

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

"Развитие исследовательских способностей младших школьников" (из опыта работы с одарёнными детьми)

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических ...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...