"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".
презентация к уроку русского языка (4 класс) по теме
Презентация к уроку (4 класс) на тему:
"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."
Проблема:
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьников.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме с целью более эффективного внедрения её основных положений в практику;
2) проанализировать возможности различных УМК по русскому языку для формирования исследовательских умений;
3) раскрыть роль учителя в развитии исследовательских способностей;
4) разработать поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс;
5) рассмотреть методику организации исследовательской деятельности с младшими школьниками.
Введение.
Исследовательская деятельность опирается на присущую ребенку от природы потребность познания действительности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребёнку в особенно сильной степени. В младшем школьном возрасте он проявляет широкую любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений. Ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн.
Учились рассуждать, размышлять, рассказывать!
Умение видеть проблемы. 1. «Посмотри на мир чужими глазами». а) Как ты отнесешься к появлению первого снега. б) Представь, что ты водитель грузовика. Как ты отнесешься к появлению первого снега? в) Представь, что ты щенок. Как ты отнесешься к появлению первого снега? 2. «Составь рассказ, используя данную концовку». 3. «Составь рассказ от имени другого персонажа» . Напиши расказ об одном дне воображаемой жизни, если ты игрушка, писменный стол, дерево или лётчик…
4. Игра «Вырази мысль другими словами». (Развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли). Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое всё: мостовую ,лошадиные спины, шапки извозчиков. Например: Урок по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Сравните два предложения. Объясните пунктограммы. Чем объяснить различие в постановке знаков препинания?
Умение наблюдать. съехал вьюга отъехал колья въехал ульи подъехал варенье Умение выдвигать гипотезы. Умение давать определения понятиям. 1. Составьте пары по схеме: видовое понятие – родовое понятие береза, ягода, щука, дерево, ландыш, рыба, малина, птица, ворона, цветок.
2. Определите общее понятие. - к.ртофель, к.пуста, п.мидор, .гурец, р.дис; - скв.рец, с.л.вей, в.р.на, с.рока, в.р.бей; - м.дведь, за.ц, л.сица, .безьяна, к.бан; - к.рась; п.скарь, щ.ка, пл.тва, .кула. 3. По данным определениям запишите понятия: - сосна – хвойное дерево с длинными иголками; -……. – время года после осени; -……. – дом для птиц на дереве; - ……. – человек, который учится в школе; - ……. – верхняя часть горы.
Умение задавать вопросы. Игра «Да – нет» . Вопросы могут содержать ошибочный вариант. - существительные обозначают признак предмета? (нет) - существительные обозначают предмет? (да) - существительные изменяются по родам? (нет) - существительные изменяются по числам? (да) - у существительных 5 падежей? (нет) - у существительных 6 падежей? (да) Например : - надо ли проверять безударную гласную в корне слова? Как? - надо ли проверять гласную под ударением? Почему? - верно ли, что приставки и суффиксы служат для образования новых слов? Вопросы: - эти слова, обозначают предмет? – Нет. - эти слова, обозначают действие предмета? – Да. - эти слова, изменяются по временам? – Да. - они отвечают на вопрос, что будет делать? – Нет. И т. д.
Учимся классифицировать. Распределить слова в две группы: далеко, дружный, тихий, жалобно, хитрый, хорошо, изредка. Слова расположены в два столбика: ухо гриб перо стол ваза ель - яблонька, кольцо, стулья, день, подъем; - мальчик, польза, крылья, мебель, ельник; - певунья, деньки, январь, пень, объем; лошадка кровать дочка мать кроватка дочь мама ночь ночка лошадь Даны слова: гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает. Ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика. Например: а ,б, о, и, к, л, е, п, т.
Умение делать выводы и умозаключения. Сделайте выводы на основе имеющихся данных и запишите их. Я знаю, что все глаголы изменяются по временам. Слово играть – глагол. Значит….. В словах птицы, концы, ножницы, молодцы после ц пишется буква ы. В каждом из слов цы находится на конце слова. Делаю вывод…. 2. Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному. «Приставки за-, на-, над- всегда пишутся с гласной а. В слове зашёл есть одна из этих приставок – за- . Поэтому….» 3. Докажите, что данный вывод сделан от частных наблюдений к общему. «В слове Анна написанию двойной согласной соответствует долгий звук [ н ], в слове Алла – долгий звук [ л ], в слове сумма – долгий [ м ]. Следовательно, если в слове слышится долгий звук, то в нём пишется соответствующая двойная согласная».
Исследовательская практика . умение видеть проблемы умение наблюдать умение выдвигать гипотезы умение давать определения понятиям умение задавать вопросы умение классифицировать умение делать выводы и умозаключения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/04/picture-89941.jpg)
"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."
Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-523810-1415712200.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Урок русского языка в 4 классе на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-649895-1437418480.jpg)
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597483-1424538824.jpg)
Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка,литературного чтения,математики,окружающего мира.
Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель- капитан, и ему нуж...
Методические рекомендации по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках математики
Совсем недавно я написала бакалаврскую работу, целью которой была разработка методических рекомендаций по формированию основ исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики. Хоч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-791655-1537627996.jpg)
Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».
Тема: «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка». Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения мла...