ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom.docx | 342.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»
выполнена учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. Рябинкина
Лахминовой Галиной Николаевной
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ русского языка
Тема урока: «Тема "Имя прилагательное"» . 4 класс
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном. Обогащение памяти учащихся разнообразными по лексике именами прилагательными. Развитие речи учащихся.
Формирование нравственных понятий доброты, справедливости, непримиримости к жадности.
Исследовательская работа в начальной школе способствует развитию учебной самостоятельности учащихся, стимулирует детское познавательное общение, формирует коммуникативные навыки, способствует развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему...
2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач...
Задачи:
1. Образовательные:
- обобщать знания учащихся об имени прилагательном.
- обучать умению правильно говорить, использовать в своей речи имена прилагательные.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
- развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы;
- нахождение новой информации в учебной литературе, в справочниках, словарях;
- обучение рациональным приёмам поиска текстовой информации и её анализу.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к литературному наследию;
- формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат
Прогнозируемые результаты:
- повышение познавательного интереса к предмету;
- расширение представлений о значении слова, как средства выразительности речи;
- совершенствование навыков работы с текстом,
- совершенствование навыков использования дополнительной литературы;
- развитие коммуникативных способностей.
Учебные материалы (оборудование):
- учебник «Русский язык» В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого;
- сказки А.С. Пушкина (любое издание)
- интерактивная доска;
- презентация к уроку;
- дополнительная литература (словари, принесенные детьми)
- диск «Литературное чтение В. П. Канакина, В.Г. Горецкий»
Сообщение темы и целей:
За дверью раздается сварливый голос:
- Дурачина ты, простофиля!
Учитель: Ребята, кто там идет? (Ответы детей.)
Входит старуха с корытом.
Старуха: Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? ("Жил старик со своею старухой у самого синего моря". При вероятном варианте ответа "Жили-были старик со старухой у самого синего моря". А может: "Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком", "Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку ", "Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба", "У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе". При затруднении зрителей сама подсказывает правильный ответ.)
А как сказка заканчивается? ("На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто".) Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом.
слайд 1
- Мы с вами читали произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и готовили проекты по теме «Имя прилагательное». Попробуйте пересказать сказку, используя только имена прилагательные. Понятно ли, о чем велась речь? Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Урок-обобщение. Тема: «Имя прилагательное»
- Сегодня мы проверим знания в области имени прилагательного. Будем учиться, правильно говорить и использовать в нашей речи имена прилагательные. Учиться слушать и правильно оценивать своих товарищей.
- Языковым материалом нашего урока будут имена прилагательные из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Чистописание:
- Давайте напишем красиво и правильно название сказки.
слайд 2
- В этой сказке Пушкин использует много имен прилагательных.
- Что такое имя прилагательное? (ответы детей)
- Вы отлично подготовились к уроку и теперь настало время подвести итоги…
- А примеры найдете, внимательно послушав начало сказки,
/видеозапись. Фрагмент «Жил был старик со своею старухой...»/
- Какие примеры имен прилагательных вы услышали?
- Докажите, что это имена прилагательные. Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в отрывке…
- С какой целью использует Пушкин имена прилагательные?
- Верно, чтобы мысль была выражена, верно, точно, ярко, выразительно, живописно.
Словарная работа. (используется толковый и орфографический словари)
/таблица с изображением предметов: корыто, рыбка, терем, волны,
- Какие прилагательные Пушкин употребил в тексте, чтобы показать признак этих предметов.
-Что это?
- Подберите прилагательное из сказки.
- Назовите противоположное по смыслу?
- Как напишем слово корыто?
Запишем словосочетания Новое корыто. Разбитое корыто. слайд 3
- А это кто?
- Подберите прилагательное из сказки.
- Почему использует прилагательное золотая?
- Объясните, как напишем слово рыбка?
- Как напишем слово золотая? А почему золотая? Она из золота? (варианты ответов) В каком значении употреблено слово золотая?
Запишем словосочетание Золотая рыбка.
слайд 4
- Это что?
- Подберите прилагательное.
- Назовите противоположное по смыслу.
- Как напишем терем?
Запишем словосочетание Высокий терем.
- А это что?
слайд 5
- Какое прилагательное употребляет А.Пушкин с этим именем существительным?
Запишите словосочетание Ветхая землянка.
слайды 6-8
- А это что?
- Какие имена прилагательные употреблял Пушкин с существительным море, чтобы описать его характер?
- Как напишем синее? ?
Запишем словосочетания Синее море….сердитые волны…
- Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей и животных?
- Какое прилагательное Пушкин употребил, чтобы показать характер старухи?
Запишем словосочетание Сварливая старуха. слайд 9
III. Работа по теме.
Упражнение в определении рода и числа у прилагательных.
- Какие грамматические признаки определяем у имен прилагательных?
- Определите род и число в записанных словосочетаниях.
- Так как определить род и число у прилагательного?
- Старуха в сказке сварливая. А каким Пушкин изобразил старика?
( Добрым) Почему?
/На таблице море со словосочетаниями. Дети выпускают рыбок, на которых написан род и число/
- Кто не допустил ошибок, поставьте +
- У какого прилагательного не определен род?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные во множественном числе?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные в женском роде, мужском роде, среднем роде? /опора/
- Приведите примеры имен прилагательных в среднем роде, прослушав видеозапись.
/видеозапись /Отпустил он рыбку золотую
и сказал ей ласковой слово/
- Какие примеры услышали?
- Что значит ласковое?
- Какие вы знаете ласковые слова?
Синтаксический разбор предложения.
- Запишем это предложение для того, и сделаем синтаксический разбор.
/выполняют разбор/
Проверка у доски.
- У кого 1, 2 ошибки поставьте +
- Ласковые слова значит добрые. Вот какие слова сказал старик рыбке:
Ступай себе в синее море
Гуляй там себе на просторе.
- Вместе со всем подводным царством порадуемся за рыбку
/видеозапись/
Физминутка.
- Выпустив рыбку, старик хотел, чтобы она жила на свободе, а старуха хотела наживиться за счет рыбки.
- Как можно назвать старуху в этом случае?
- В чем проявилась жадность старухи?
- Кем хотела сначала стать старуха?
- Послушайте видеозапись для того, чтобы определить, кем хотела она стать в конце сказки?
/видеозапись. Говорит старику старуха...
И была б у меня на посылках. /.
Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных.
- Так кем захотела стать старуха в конце сказки?
/таблица: черн… крестьянкой
Вольн… царицей
владычицей морск…/.
- Какие окончания нужно вставить? Почему?
- Сделайте морфологический разбор морскою.
- Ответьте помощникам, как определить падеж? /работа в группе/.
- Так как определить падеж?
- В каком падеже употреблено прилагательное морскою?
- Какие еще имеют окончания имена прилагательные в этом падеже?
- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного? /опора/
- Работаем в паре.
- Определите, какие окончания нужно писать у прилагательных,
/карточки:
- Жил старик со своею старухой У самого син... моря.
- Вот идет он к син... морю
Видит на море черная буря.
/Помощник выполняет два варианта/.
- Проверка. (Проверяют помощники и учитель)
IV.Завершающий контроль.
- Захотела стать старуха владычицей морскою, не осмелился старик ей перечить и отправился к синему морю.
- Как встретило его море? Почему?
- Запишем видеодиктант, проверим, как вы усвоили правила, которые мы повторили.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря.
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку. Слайд 10
- Выполнила ли рыбка просьбу? Почему?
Итог.
- Чему учит сказка?
Домашнее задание.
- Написать сочинение «Если бы я был золотой рыбкой……»
- Чего же мы достигли?
V.Рефлексия.
- Подготовьтесь представить свои выводы о значении имен прилагательных в нашей речи на примере сказки А.Пушкина. Можете проиллюстрировать.
- Оцените своё настроение от урока.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."
Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...
"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".
Презентация к уроку (4 класс) на тему: "Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка." Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРО...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...
Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».
Тема: «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка». Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения мла...