Формирование исследовательских умений младших школьников
статья по теме

Выступление на семинаре "Взаимодействие участников учебного процесса при формировании экологических компетенций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskih_umeniy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Полякова Елена Александровна,

учитель начальных классов

НОУ «Школа-интернат №8 ОАО «РЖД»

                                                                  г. Астрахань

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»  (Ян Амос Каменский, основоположник дидактики, 17 век.)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».  (А. Дистервег)

Высказывания известных людей убедительно показывают: цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Стараясь выбрать наиболее эффективные формы и методы работы, мы сталкиваемся с вопросами:

- Как симулировать природную потребность ребёнка к новизне?

- Как развивать способность искать новое?

- Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезу, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, давать определения понятиям, классифицировать?

- Как научить правильно излагать и защищать свои интересы?

Одна из прогрессивных форм обучения в современной школе - исследовательская деятельность. В  процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Этапы исследовательской деятельности:

  1. Сформулировать проблему исследования;
  2. Выбор темы;
  3. Актуальность;
  4. Постановка цели и задач;
  5. Гипотеза исследования;
  6. Организация исследования;
  7. Подготовка к защите и защита работы.

Не стоит требовать сразу выполнения исследовательских проектов без специальной подготовки школьников. Исследовательские умения являются сложными по структуре, их развитие и формирование требует целенаправленной деятельности педагога и обучающихся.

Технология формирования исследовательских  умений:

  1. Развитие учебно-логических умений детей;
  2. Включение заданий проблемного характера;
  3. Проведение уроков-исследований.

У – удивление

У – удовольствие

У – удовлетворение

У - успешность

                I этап – Педагог даёт готовый аппарат исследовательской работы;

                 - Направляет действия учащихся;

                 - Показывает образец проведения исследования, привлекая учащихся.

II этап – Предусматривает большую самостоятельность учащихся;

             - Педагог выступает в роли консультанта: помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование ребята осуществляют самостоятельно.

III этап – Урок – собственно-исследование, требует полной самостоятельности учащихся.

Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

Учитель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  1. Целенаправленность и систематичность;
  2. Мотивированность;
  3. Творческая среда;
  4. Психологический комфорт;
  5. Личность педагога;
  6. Учет возрастных особенностей.

Группы исследовательских умений младших школьников

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
  2. ПОИСКОВЫЕ
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ
  4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ
  5. ОЦЕНОЧНЫЕ

 

Виды исследований в начальной школе:

  1. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
  2. По месту проведения: урочные и внеурочные;
  3. По времени: кратковременные и долговременные;
  4. По теме:  образовательные и социальные.

Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века», где в основу  реализации  программы заложен системно-деятельностный подход. В самом комплекте разработано большое количество заданий и упражнений, направленных на формирование исследовательских умений младших школьников.

В своей работе я активно использую формы и методы исследовательской деятельности на разных предметах. Но особый простор для деятельности нам предоставляет изучение предмета «Окружающий мир».  

Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, природопользования, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

Одна из проблем, с которой сталкивается школьное образование - оторванность теоретических знаний по экологии и природопользованию от непосредственных интересов личности школьника, его семьи. Задача школы - помочь детям выработать алгоритмы экологически ориентированного поведения в окружающей его среде. Для этого необходимо создать условия, при которых учащиеся смогут прийти к мысли, что выход из экологических проблем существует. Он, с одной стороны - в знаниях, с другой – в их применении, обретении практики эко-ориентированного поведения и здорового образа жизни.

Хочу привести пример работы над исследовательским проектом «Чистая школа – чистый город – чистая совесть»

Проблема: ухудшение экологической обстановки в родном городе.

Тема: «Чистая школа – чистый город – чистая совесть»

Актуальность: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, твёрдыми бытовыми отходами, вырубка зелёных насаждений  разрушает экологию родного края, страдают все объекты живой и неживой природы, вымирают редкие виды животных, ухудшается здоровье людей.

Цель: формирование и реализации активной экологической  и гражданской позиции участников проекта.

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать литературу по проблеме.
  1. Определить сущность понятия «экологическая  безопасность» для всех участников проекта.
  2. Разработать модель формирования основ экологической грамотности младших школьников, активизации  экологической позиции взрослых участников проекта.
  3. Убедить участников проекта  в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем  экологии.

Гипотеза:  если создать  условия для формирования и реализации активной экологической и гражданской позиции, повышать экологическую грамотность, то возможно изменить экологическую  ситуацию нашего родного края в лучшую сторону.

Организация исследования:

  1. Организация поисковой работы (библиотека, пресса, интернет)
  2. Составление экологического словарика.
  3. Проведение  экскурсий, ознакомительных бесед, викторин, конкурсов,  классных часов с участием родителей, подготовка сообщений и минипроектов.
  4. Подготовка к участию в областном конкурсе экологических спектаклей и конкурсе поделок.
  5. Составление  сборника математических задач с экологической тематикой.

Презентация исследовательского проекта.

  1. Проведение открытого урока.
  2. Показ спектакля.

В заключении хочется сказать, что такая  проектно-исследовательская работа содействует повышению мотивации к учению, развитию интеллекта и творческого мышления, позитивному восприятию мира, формированию навыков исследовательской деятельности, развитию речи.
Исследовательская компетентность младших школьников способствует становлению экологического стиля жизни, направлена на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Дорогу осилит идущий.

Источники информации.

  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.
  2. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с.
  3. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 93-99.
  4. Плигин А.А.   Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.47-56.
  5. Савенков А.И.   Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .
  6. http://festival.1september.ru/articles/565054/ 
  7. http://nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole 
  8. http://www.ecosystema.ru/