Программа по логопедии по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи для обучающихся 1 класса с ЗПР
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Кровцова Галина Викторовна

Данная программа  направлена на  развитие фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи и предназначена для первоклассников с ЗПР. Программа разработана в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.program.po_logoped.onr_1_klass_fgos.docx101.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты – Мансийска

«Рассмотрено»

на  заседании

 ШМО  учителей

классов детей с ОВЗ

от «26» августа 2016 г.    

 Руководитель ШМО      

Бабикова Д.Х

«Согласовано»

 на заседании

методсовета

от «27» августа 2016 г.

Руководитель

методсовета

Зуйкова Г.И.

«Утверждено»

Приказ № 254

от «01» сентября 2016 г.

Директор школы

Лобанов А.Н.

Программа коррекционно-развивающих занятий

по развитию фонетико-фонематического

 и лексико-грамматического строя речи

  для обучающихся с  задержкой психического развития    

на  2016 -2017 учебный  год

Учитель-логопед- Кровцова Г.В.

Класс :1Г

Форма работы: групповая

Количество часов в  неделю  - 3

Количество часов в год - 99

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

1. Актуальность и перспективность программы

2. Нормативно-правовые основания программы.

3. Практическая направленность программы.

4. Цель программы

5. Задачи программы

6. Адресат

7. Продолжительность программы

8. Требования к результату усвоения программы

9. Система оценки достижений планируемых результатов.

II. Учебный план программы (разделы, темы)

III. Учебно-тематический план (календарно-тематическое планирование)

IV. Учебная программа

1. Основные направления логопедической работы

2. Сроки и этапы реализации программы.

3. Формы и методы, используемые при реализации программы.

4. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.

5. Требования к условиям реализации программы.

6.  Ожидаемые результаты реализации программы

7. Система оценки контроля достижений планируемых результатов

8.  Критерии оценки достижений планируемых результатов

          V.  Список литературы

                  Приложение №1(Контрольный диктант. Контрольное чтение.)

I. Пояснительная записка

  1. Актуальность и перспективность программы 

 Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию фонетико-фонематического  и лексико-грамматического строя речи разработана для проведения логопедических занятий с первоклассниками с задержкой психического развития (ЗПР)    в системе логопедической помощи детям с речевыми недостатками и трудностями в обучении.

  В данном классе 16 обучающихся с задержкой психического развития и у всех детей  в классе наблюдаются речевые нарушения (общее недоразвитие речи  III и  IV уровня), обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Всем первоклассникам данного класса рекомендовано ТПМПК логопедические занятия, у 4 детей прописан вариант 7.2, а у 12 обучающихся вариант 7.1.  В 1Г классе у четверых детей  звукопроизношение в пределах нормы. Для остальных  детей характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук с, , сам ещё недостаточно чётко произносимый, заменяется звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щётка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, а также смешение звуков. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. У 12 детей наблюдается недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление общей  смазанности речи.

 У всех детей в классе на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. С помощью языковых средств они не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения, так как  недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Словарный запас отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью. В свободных высказываниях преобладают простые  распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечаются аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде,  числе, падеже. Большое количество ошибок  в использовании как простых, так и сложных предлогов. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий и повтор отдельных эпизодов.  Самостоятельное рассказывание выливается в неполные и скудные тексты.

  Проведенная диагностика обучающихся позволяет  планировать коррекционно-развивающую работу с учётом  речевых  нарушений  и индивидуально-типологических особенностей.

 Создание специальных условий для коррекции и развития фонетико- фонематического  и лексико-грамматического строя речи учитывающих особые образовательные потребности первоклассников с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

 Логопедические  занятия строятся с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учётом коррекционно-развивающих задач. Этапы занятий предполагают введение  упражнений на постановку, автоматизацию и дифференциацию  поставленных звуков,  на формирование  фонематических процессов, тренировочные  задания на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание  слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и  д.т.

 Материал подобран с учётом постепенного перехода от простого к сложному,  с включением в занятия лексических тем, направленных на   уточнение¸  обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие фонетико- фонематического  и лексико-грамматического строя речи и  связной речи, а также введение регионального компонента с целью развития познавательной сферы обучающихся в рамках нашего  региона.

 Освоение  данной  программы  по преодолению общего недоразвития речи  обеспечивает достижения  обучающимися  с задержкой психического развития  следующих  результатов: сформированы  направленность внимания на звуковую сторону речи; восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований; введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение и т. д.

  Практическая часть занятий предусматривает  игры и  упражнения на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, грамофоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно- пространственной ориентации. Коррекционно-развивающая   работа направлена на развитие  психических процессов (внимание, память, воображение). 

 Таким образом,  программа направлена на создание условий для эффективной  реализации освоения первоклассниками  адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития. В том  числе на обеспечение условий для  индивидуального развития  детей нуждающихся  в специальных условиях обучения,  и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и коррекцию нарушений и недостатков  имеющихся  у детей   устной и письменной речи.  

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию фонетико-фонематического  и лексико-грамматического строя речи является частью адаптированной основной общеобразовательной программы.

  1. Нормативно-правовые основания программы

Данная программа коррекционно-развивающих занятий по развитию фонетико- фонематического  и лексико-грамматического строя речи составлена  в соответствии с  основными  нормативно- правовыми документами:

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
  • Федеральный межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (утвержден 13.02.2015 года).
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО- Югры от 04.05.2016 г. «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,  развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры».
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ №2 (утв. приказ № 235  от 04.09.2014)
  • Положение об адаптированной  рабочей  программе по учебному предмету для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (приказ № 167  от  05.05.2016)
  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методического письма « О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996г.).
  • Положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ №2 (приказ № 167  от  05.05.2016)
  1. Практическая направленность программы

  Программа является коррекционно-развивающей и направлена на развитие и  коррекцию нарушений устной и письменной речи, которая поможет резко сократить процент неуспеваемости по русскому языку у детей с ЗПР и обеспечить им психологический комфорт.

4.    Цель программы

Цель  предлагаемой программы заключается в диагностике, коррекции и развитии фонетико- фонематического  и лексико-грамматического строя речи и проведение коррекционно-развивающей работы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей  социализации детей с ограниченными возможностями здоровья  (с ЗПР).  

  1.  Задачи программы:

1.Развивать у детей с задержкой психического развития фонематические представления: постановка, автоматизация и дифференциация  поставленных звуков.

2.Способствовать к формированию  готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

3.Способствовать  к формированию фонематическому анализу и синтезу,  звуко–слоговому анализу.

4.Формировать умение к  различным формам словоизменения и способам словообразования.

5.Развивать лексико- грамматический  строй речи и  способствовать развитию связной  речи.

6.Развивать неречевые   психические процессы:  дыхания, артикуляционной и ручной моторики; развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;  расширение объёма зрительной и слуховой  памяти.

6.   Адресат

Данная программа коррекционно-развивающих занятий направлена на работу с первоклассниками (вариант 7.1), но также  есть в данном классе четыре ребёнка с вариантом 7.2, которым нужно больше времени для усвоение программы,  основными проблемами, которых  являются  недостаточное развитие фонетико- фонематического  и лексико-грамматического строя речи.

  1.  Продолжительность программы

Продолжительность программы составляет 1 учебный год - 99 часов,   логопедические занятия  проводятся 3 часа в неделю.  На базе 1 класса  с ЗПР созданы 3 подгруппы с определенным количеством детей. В каждой подгруппе 4-5 ребёнка с общим недоразвитием речи (3 и 4 уровня).  Продолжительность каждого занятия по 35-40 минут.   Форма проведения занятий-  смешанная (групповая, подгрупповая и индивидуальная)

          8.   Требования к результату  усвоения  программы

Результаты освоения  данной программы  отражают сформированность  социальных (жизненых) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

Коррекция речевой деятельности:

  • звукопроизношение- дети  должны  научиться  правильно  произносить   гласные  и  согласные  звуки;
  • фонематические  процессы:  дети  должны  овладеть  элементами  звукового  анализа  и  синтеза, овладеть навыком  употребления  в  речи  слов  разной  слоговой  структуры;
  • обогащение  и  расширение  словарного  запаса  и  представлений  об  окружающем- дети  должны   уметь называть  предметы и  их свойства, освоить  обобщающие  понятия, научиться употреблять в речи :  прилагательные, глаголы и  предлоги;
  • формирование  лексики  и  грамматики-  дети  должны  освоить  навыки словообразования  и  словоизменения,  соотносить   и  согласовывать  различные  части  речи;
  • связная  речь- дети  должны  уметь  составлять  предложения,  отвечать  на  поставленные  вопросы  и  овладеть  диалогической  речью.

Личностные результаты ребенка в результате реализации программы  логопедической работы:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
  • проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты освоения содержания программы по развитию фонетико- фонематического  и лексико-грамматического строя речи:

  • у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
  • ребёнок приобретает навыки активной  фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать);
  • у ребёнка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений  на  чтении и письмо;
  • у ребёнка формируются умения:

-образовывать новые слова суффиксальным,  приставочным способом, путем слияния двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;

-употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые в виде сложных синтаксических структур;

-вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы- описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова  разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

          9.   Система оценки достижений планируемых результатов

Основными  критериями оценки эффективности логопедических коррекционно-развивающих занятий являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования.  Качественным показателем эффективности  логопедической работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности. Косвенными  показателями эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.

II.  Учебный план программы

Каждое занятие поделено на теоретическую и практическую часть.

п/п

Наименование  тем

Всего часов

Основные виды деятельности

Диагностика

13

Исследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Исследование лексико-грамматического строя речи. Проверка навыка письма и чтения.

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов

6

Уточнение артикуляции и произношения сохранных гласных и согласных звуков Развитие речеслухового  восприятия. 

Предложение

5

 Работа с простыми предложениями. Распространение простого двусоставного предложения. Работа над распространением и грамматическим оформлением простого предложения.

Слова

3

Работа со словами обозначающие предмет, действие предмета, признак  предмета.

 Постановка вопросов. Словообразование.

Слог. Ударение

3

Деление слов на слоги. Тренировочные упражнения и выделение ударного и безударного слога.

Гласные и согласные звуки

9

 Дидактические игры, упражнения на развитие фонематического звукового анализа и синтеза. Нахождение и выделение  данных звуков от других. Разделение твёрдых и мягких согласных.

Звонкие и глухие согласные

37

Различение парных звонких и глухих согласных. Различение звуков и букв. Дифференциация в слогах, словах,  в словосочетаниях и  предложениях.

Свистящие и шипящие согласные

13

Дифференциация шипящих и свистящих. Сравнительная характеристика звуков. Игра «Сигнальщики». Работа  с  кассой.

Глухие согласные

2

Дифференциация глухих согласных в слогах, словах. Игровое упражнение «Повтори за мной» «Добавь букву». Конструирование букв.

Сонорные согласные

1

Сравнительная характеристика звуков. Игровое упражнение «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот» «Вставь букву»

Разделительные  мягкий  и твёрдый знаки

4

 Различение твёрдых и мягких согласных в словах с Ь и Ъ. Слоговой состав  слова. Звукобуквенный  анализ слов.

Предлоги  

3

Раздельное написание предлогов. Упражнения, направленные на усиление концентрации  и устойчивости зрительного внимания.

ИТОГО

99

III.     Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Кол-

во

ча-

сов

Дата

Лексико-

грамматичес-кий  строй речи

Региональный компо-нент

Основные виды деятельности

№ 1

№ 2

№ 3

1

Исследование артикуляционного аппарата.

1

На каждом занятии  артикуляционная гимнастика;  упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти.

2

Исследование звуковой стороны речи.

1

3

Исследование фонематического слуха.

1

4

Исследование лексики.

1

5

Исследование грамматического строя речи.

1

6

Исследование связной речи.

1

7

Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков:

 [ а], [у], [о].

1

«Школа»

Словарь по

данным темам.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Узнай звук»

8

Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков:

 [я], [э],[ и], [м], [н].

1

«Школа»

Дидактические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

9

Развитие речеслухового восприятия.

1

«Игрушки»

10

Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков:

 [т],[ п], [б].

1

«Одежда»

Игра «Синий-зелёный»;

«Помоги Незнайке»

11

Уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков

[в], [ф].

1

«Обувь»

Сравнение пары слов по звучанию: Феня -Веня

сова-софа и т.д.

Игра «Узнай звук»

Упражнения на развитие фонематического звукового анализа и синтеза.

12

Речь. Предложение.

1

Времена года.

«Осень»

Особенности времен года  в ХМАО

Словарь по данной теме.

13

Предложение.

Слово.

1

«Окружающий мир»

Работа со схемами слов и предложений.

Ежеурочный звуковой  и слоговой анализ слов. Развитие фонематического слуха.

14

Работа с простым предложением.

1

«Осень»

15

Звуки речи. Звуки речевые и неречевые.

1

Речевые и неречевые звуки.

16

Гласные звуки [а], [о] и буквы.

1

«Лето»

Особенности лета в нашем городе.

Дидактические игры, упражнения на развитие фонематического звукового анализа и синтеза.

Нахождение и выделение  данных звуков от других.

17

Гласные  звуки [а], [о], [у] и буквы.

1

«Осень»

Особенности  осени в нашем городе.

18

Гласные звуки [а], [у], [и] и буквы.

1

«Окружающий мир»

19

Гласные звуки [и], [ы] и буквы.

1

«Одно - много»

20

Слова, обозначающие предмет.

1

«Школа»

Постановка вопросов кто? что?.

Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Классификация,

обобщение.

Расширение

 словарного запаса.

Отхлопать ритмично рисунок.

21

Слова, обозначающие действие предмета.

1

«Животные»

Игра «Кто как голос падаёт?»

Постановка вопросов  что делает?

 что делают?

Животные наших лесов.

22

Слова, обозначающие признаки предмета.

1

«Транспорт»

Постановка вопросов какой?  какая? какое? какие?

Пассажирский транспорт в нашем городе.

Классификация,

обобщение.

Расширение

 словарного запаса.

Отхлопать ритмично рисунок.

23

Деление слов на слоги.

1

«Овощи и

фрукты»

Овощи в ХМАО

24

Ударение. Ударный и безударный слог.

1

«Фрукты»

Фрукты родного края.

Расширение словарного запаса.

Отхлопать ритмично рисунок.

25

Тренировочные упражнения и выделение ударного и безударного слога.

1

Овощи и фрукты.

Их  сравнение.

26

Согласные звуки

[н], [к].

1

«Овощи»

Звуковой анализ слов. Типа:

тыква, лимон

Овощи  родного края.

Игра «4-й лишний»

Конструирование букв из палочек.

27

Согласные звуки

[с], [т].

1

«Цветы»

Цветы родного края.

Игра «Твёрдый- мягкий»

Игра «Поймай звук»

Конструирование букв из палочек.

28

Согласные звуки

 [д], [в].

1

«Окружающий мир»

Игра «Слоговой аукцион »

Звуковой анализ слов (звуковая линейка).

Конструирование букв из палочек.

29

Твёрдые и мягкие согласные.

1

Слова типа:

угол -уголь

брат - брать

ел - ель

Постановка звуков.

Сходство и различие.

Игра «Помоги Незнайке »

30

Различение твёрдых и мягких согласных в словах «хор-хорь, пальто»

1

Слова типа:

больно

больше

меньше и т. д.

Игра « Спрячем мягкий знак в середину»

Работа с кассой.

31

Различение твёрдых и мягких согласных в словах с Ь знаком в конце слова.

1

Слова типа:

сталь

пыль

цепь

Сказка про двух медведей.

Работа с кассой.

32

Тренировочные упражнения. Твёрдые и мягкие согласные.

1

«Окружающий мир»

Окружающий  мир в Югре.

Занимательные модели.

Ребусы.

33

Парные звонкие и глухие согласные.

1

«Деревья»

Породы деревьев в Югре.

Характеристика звуков.

Игра «Помоги Незнайке»

34

Различение согласных

 Б-П.

1

Слова- паронимы:

бела -пела

башня-пашня

Игра «Добавь звук»

Игра «Один-много»

Конструирование букв из палочек.

35

Различение согласных

В-Ф.

1

«Профессии»

Игра «Звонкий-глухой»

Игра «Синий-зелёный»Конструи-рование букв.

36

Различение согласных

Б-К.

1

«Домашние птицы и животные»

Домашние птицы и животные

родного края.

Игровой упр. «Повтори, не ошибись»

Конструирование букв из палочек.

37

Звуки [б-б,],

 буквы Б,б.

1

«Обувь»

Игра «4-й лишний» Игра «Кто? где? живёт»

38

Звуки [п-п,],

буквы П, п.

1

«Деревья»

Разновидности деревьев на приш-кольном участке.

Игров. упр. «Слово рассыпалось»

«Волшебная цепочка»

39

Различение звуков

[ п-б], [п,,].

1

«Животные»

Игра «Твёрдый-мягкий»

Игра «4-й лишний»

40

Дифференциация

[п-б], [п,,] в  слогах и словах.

1

«Головные уборы»

( бас-пас, балка-палка, бар-пар и т.д.)

41

Дифференциация

[п-б],  [п,,] в словосочетаниях.

1

«Окружающий мир»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

42

Дифференциация

[п-б], [п,,] в предложениях  и  

тексте.

1

«Окружающий мир»

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Назови ударный слог»

43

Звуки [т-т,],

буквы Т,т.

1

«Транспорт»

Виды транспорта в ХМАО

Игра «Синий-зелёный»

Конструирование буквы из палочек.

44

Звуки [д-д,],

 буквы Д, д.

1

«Спортивные вещи»

Игра «Узнай звук» Конструирование буквы из палочек.

45

Дифференциация

 [т-д], [т,,] в слогах и  словах.

1

«Наземный

транспорт»

(тачка -дачка,

точка-дочка,

катушка-кадушка)

Транспорт  в нашем городе.

Игра «Найди пару»

«Звонкий-глухой»

Конструирование букв из палочек.

46

Дифференциация

[т-д ], [т,,] в словосочетаниях.

1

Образование словосочетаний, типа:

дом (какой?)…

друг (какой?)…

дыня (какая?)…т.д.

Игра «Будь внимательный»

Занимательные модели.

47

Дифференциация

 [т-д], [т,,]

в  предложениях  и

тексте.

1

Составление предложений, типа:

Толе подарили моторную лодку.

Игра «Сигнальщики»

Схемы предложений.

48

Звуки [к-к,],

 буквы К, к.

1

«Рыбы»

Сравни пары слов:

карась-караси,…

Виды рыб местных рек и озёр.

Игр. упр. «Повтори, не  ошибись»

Игра «Синий-зелёный»

49

Звуки [г-г,].

 буквы Г, г.

1

«Зоопарк»

Слоговое лото.

Игра «Синий-зелёный»

50

Дифференциация

[к-г], [к,,] в  слогах и словах.

1

Слова-паронимы:

( голос - колос,

гора-кора,

галька - калька)

Сравнительная характеристика звуков. Игра «Измени слово»

51

Дифференциация

[к-г ], [к,,] в словосочетаниях  и предложениях.

1

«Птицы»

Составление предложений.

Игра «Узнай звук»

52

Звуки [в-в,],

буквы В, в.

1

«Зимующие птицы»

Зимующие птицы в Югре.

Игра «Помоги Незнайке» Игра «Синий-зелёный»

Конструирование буквы  из палочек.

53

Звуки [ф-ф,],

 буквы Ф, ф.

1

«Профессии»

Игра «Кто внимательный». Игра «Синий-зелёный».

Конструирование буквы  из палочек

54

Дифференциация

[в-ф], [в,,] в слогах и  словах.

1

Слова-паронимы:

( ваза-фаза, флаги-влаги, вазы-фазы)

Дыхательная гимнастика. Опреде-ление  места звука в словах с помощью цифровой линейки.

55

Дифференциация  

[в-ф ], [в,,]

в словосочетаниях и предложениях.

1

«Профессии»

Образование словосочетаний, типа:

продавец (что делает?)…

врач (что делает?)…

Профессии

родных.

Составление словосочетаний.

Игра «Кто внимательный»

Игра «Звонкий-глухой».

56

Дифференциация  

[в-б], [в,,] в слогах и словах.

1

«Обувь»

( подбит -

подвить)

Сравнительная характеристика. Дыхательная гимнастика. Игра «4-й лишний»

57

Дифференциация  

[в-б], [в,,]  в словосочетаниях.

1

Составление словосочетаний по образцу: обувь из кожи-кожаная обувь;

обувь из войлока-…

Составление словосочетаний.

Игра «Кто внимательный»

Игра «Синий-зелёный».

58

Дифференциация  

[в-б], [в,,]  в предложениях.

1

Составление и проговаривание предложений, типа:

 Бабушка связала Борису варежки.

Игра «Песенки»

Игра «Узнай звук»

Выполнение схем предложений в тетради.

59

Звуки[ с-с,],

буквы С,с.

1

«Еда»

Словообразование по образцу, типа:

Суп с рисом. Значит он какой? Рисовый.

Суп с мясом. Значит он какой?

Игра «Собираем урожай»

Игра «Готовим салат»

Образование прилагательных от существительных.

60

Звуки [з-з,],

буквы З,з.

1

«Животные и детёныши»

Редкие животные Югры.

Игра «Твёрдый-мягкий». Определение  места звука в словах с помощью цифровой линейки.

61

Дифференциация

[ з-с], [з,,] в  слогах и словах.

1

«Цветы»

Слова-паронимы:

(коза-коса,

позади-посади)

Игра «Звонкий-глухой» Игра

«Закончи слово»

62

Дифференциация

[с-з], [с,,] в словосочетаниях.

1

«Цветы»

Составление словосочетаний, типа:

пышная роза,

старая мимоза,

красивая гвоздика.

Сравнительная характеристика звуков.

Игра «Сигнальщики»

Работа с кассой.

63

Дифференциация

[ с-з ], [с,,] в предложениях.

1

Проговаривание предложений, типа:Захар посадил в

саду  розы.

Игра «Поймай звук»

Игра «Будь внимательным»

64

Звук  [ш],

буквы  Ш, ш.

1

«Насекомые»

Игр. упр. «Песенка насекомых»

Игра «Поймай звук» Конструирование буквы  из палочек.

65

Звук  [ж],

буквы Ж, ж.

1

«Насекомые»

Игр. упр. «Песенка насекомых»

Игра «Поймай звук» Конструирование буквы  из палочек.

66

Слова и предложения со звуками  [ш-ж].

1

Заменить в слове 1-ую букву на  звук /ш/,/ж/ бук-.., кум-…, мёл-…

Игра «Поймай звук» Игр. упр. «Доскажи словечко»

67

Дифференциация

 [ш-ж] в словах и словосочетаниях.

1

Слова-паронимы:

(лужа -Луша,

шаль –жаль,

Саша-сажа)

Составление словосочетаний.

Сравнительная характеристика звуков.

Игра «Собрать слово»

Работа с кассой.

68

Дифференциация

 [ш-ж]

в предложениях.

1

Проговаривание предложений, типа:

В луже сидит большая жаба.

Игра «Поймай звук»

Игра «Будь внимательным»

69

Дифференциация

[ ш-ж] в тексте и стихах.

1

Текст: «Половодье»

Чётко проговаривая звуки.

Алёнка наша не спеша

Из шишки сделала ежа,

Из жёлудя мышонка-

Умеет всё Алёнка.

Развитие связной речи.

Игра «Сигнальщики»

70

Дифференциация [с-ш] в  слогах и словах.

1

«Домашние

животные»

Слова-паронимы:

( сок -шок,

шайка-сайка,

уж -ус и т. д.)

Животные родного края.

Игр. упр. «Повтори за мной»

Игра «Кто? Где? живёт»

Работа с кассой.

71

Дифференциация [с-ш]

в словосочетаниях

и  предложениях.

1

«Скажи наоборот»

Трава низкая, а дерево…высо-кое. Ночью темно, а днём …  светло.

Игр. упр. «Доскажи словечко»

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

72

Дифференциация [з-ж]

в слогах и  словах.

1

Слова-паронимы:

(лужа -Луза,

ложа- лоза)

Игр.упр. «Дополни слог», «Рассыпалось слово»Сравнительная характеристика звуков.

73

Дифференциация

[ з-ж ]

в словосочетаниях

и  предложениях.

1

Составление словосочетаний по картинкам, типа:

дорога (какая?) железная; лыжи (какие?) новые;…

Игр.упр. «Добавь словечко». Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

74

Звук[ ц],

буквы Ц, ц.

1

«Птицы»

Перелёт-ные птицы.

Дыхательная гимнастика. Игра «Поймай звук»; «Буква потерялась»

75

Слова и предложения

со звуком

и буквой ц.

1

Найти ошибки в скороговорке.  Как можно их  исправить?

Бегают на улице прямо две курицы.

(Бегают две курицы прямо на улице.)

Развитие  логического и образного мышления и памяти. Игра «Узнай звук». Определение  места звука в словах с помощью цифровой линейки.

76

Дифференциация [с-ц]

 в слогах и  словах.

1

Слова-паронимы:

( свет - цвет,

овса - овца)

Игр. упр. «Повтори за мной» «Добавь букву»

77

Дифференциация [с-ц]

в словосочетаниях

и   предложениях.

1

Чётко проговорить.

а) солнце, заяц, секция;

б) боксёрская, светит, русый.

С данными словосочетаниями составить предложения.

Составление словосочетаний. К словам из первой строчки подобрать подходящие по смыслу слова из второй строчки.

Развитие логического и образного мышления, памяти и внимания.

Конструирование букв  из палочек.

78

Дифференциация [ц-т,].

1

«Транспорт»

Сравнить  пары слов, типа:

сцены-стены

цыкать -тикать

цепкий -терпкий

Распространение предложений, типа:

Пришить пуговицу.

Пришить пуговицу к кофте. Пришить пуговицу к жёлтенькой  кофте.

Игра

 «Поймай звук»

 Определение  места звука в словах с помощью цифровой линейки.

Сравнительная характеристика звуков. Развитие связной речи.

79

Звук [ч,],

 буквы Ч, ч.

1

«Посуда»

Звуковой анализ слова, типа:

чайник.

Изменение слов в уменьшительно-ласкательной форме.

80

Дифференциация

[ ц-ч,].

1

«Окружающий мир»

Распространение предложений, типа:

Отец чинил часы.

Отец чинил и чистил часы.

Ирга «Сигнальщики»

«4-й лишний»

Развитие связной речи.

Составление предложений по картинкам.

81

Дифференциация

 [ц-т-т,] в словах и предложениях.

1

«Окружающий мир»

Вставить в предложения подходящие по смыслу слова.

По небу плывёт тёмная… туча

Особенности окружающего мира.

Развитие связной речи. Согласование слов в предложение.

Игра «Сигнальщики»

82

Звук[ щ,],

буквы Щ, щ.

 

1

«Животные»

Звуковой анализ слова, типа:

щенок

Игр. упр. «Замени букву»

«Подбери слово»

Конструирование буквы  из палочек.

83

Дифференциация

,,] в словах  и предложениях.

1

«Птицы»

Слова-паронимы

( плащ -плач,

свичи - свищи)

Игр.упр. «Кто внимательный». «Добавь слог» Сравнение данных звуков

84

Дифференциация

[ ш-щ, ] в словах и предложениях.

1

«Игрушки»

(игрушка, машинка, щит, щенок)

Игр. упр. «Поймай звук»; «Цепочка слов»

85

Дифференциация [р-л].

1

«Посуда»

( ложка, тарелка, кастрюля и т.д.)

Слова-паронимы:

рожки-ложки

рак-лак

рожь-ложь

Сравнительная характеристика звуков.

Игр. упр. «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот» «Вставь букву»

86

Буква  Ь

 (раздельный). Слоговой состав  слова.

1

«Животные и птицы»

Львица, пью, вью, лью, вьёт.

Составление предложений, типа:

Я пью сок.

Я лью воду.

Животные и птицы

родного края.

Чтение и анализ слов с Ь знаком.

Составление предложений. Анализ предложений и выделить  слова-действия.

87

Буква Ъ.

Звукобуквенный

анализ слов.

1

«Транспорт»

Слова, типа:

въехал, объехал,

съехал, отъехал…

Чтение и анализ слов с Ъ знаком.

Составление предложений. Анализ предложений и выделить  слова-действия.

88

Распространение простого двусоставного предложения.

1

Лариса играла.

Лариса играла на рояле.

Лариса играла на концертном рояле. и т. д.

Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

89

Работа над распространением и грамматическим оформлением простого предложения.

1

Девочка рисует.

Девочка рисует картину.

Девочка рисует картину красками. и т. д

Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

90

Контрольный диктант.

1

«Клён»

Проверка ЗУН

91

Предлоги  на, в, по, к, от.

Дифференциация

 предлогов.

1

На машине,

на столе, в лесу, по небу, к нам… и т.д.

Вопросы куда? откуда? от чего? к  чему? на чём?...

Раздельное написание предлогов.

Упражнения, направленные на усиление концентрации  и устойчивости зрительного внимания

92

Предлоги  с (со), из.

Дифференциация

предлогов.

1

С сыром, с Леной, из ружья, из туннеля и т.д.

Раздельное написание предлогов.

93

Предлоги  над, под.

Дифференциация

предлогов.

1

Висела над столом. Скреблась под полом.

Раздельное написание предлогов.

94

Исследование

устной речи.

1

95

Контрольное чтение.

1

Л. Толстой

Проверка ЗУН

96

Обследование детей.

1

97

Обследование детей.

1

98

Фронтальное

обследование.

1

99

Фронтальное обследование.

1

IV.    Учебная программа

  1.  Основные направления логопедической работы:
  • Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи).
  • Диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение).
  • Диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения  и словообразования).
  • Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи,  повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта).
  • Коррекция нарушений чтения и письма.
  • Расширение представлений об окружающей действительности.
  • Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и других познавательных процессов).

Диагностика проводится три  раза в год: вводная – с 1по 15 сентября, промежуточная – декабрь- январь,  итоговая- с 15 по 30 мая.

           2.    Сроки и этапы реализации программы

Продолжительность программы 1 учебный год - 99 часов, логопедические занятия проводятся  с каждой подгруппой 3 раз в неделю.

 3.   Формы  и методы, используемые при реализации программы

При реализации данной программы используются следующие формы (групповые, подгрупповые, индивидуальные):

  • занятие- игра;
  • занятие –путешествие.

Основные методы  работы с детьми с ЗПР:

  • практические - упражнения;
  • наглядно - демонстративные;
  • игровые;
  • методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
  • словесные

  

Каждое занятие, помимо изучения грамматических  тем, содержит в себе лексические темы с включением в них элементы регионального компонента. Благодаря  этому развивается связная речь детей. Предусматривается проведение на  логопедических занятиях упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятий ряда  оздоровительных приёмов, что будет способствовать  внедрению здоровьесберегающих  технологий.

4.   Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы

 В ходе проведения занятий логопед соблюдает права участников, сохраняет конфиденциальность. Родители имеют право отказаться от занятий.

Сферы ответственности, права и обязанности участников программы прописаны в следующих документах:

1. Должностная инструкция учителя- логопеда.

2. Соглашение с родителем на проведение занятий (заявление).

5.   Требования к условиям реализации программы.

На логопедический занятиях используется одна обычная ученическая тетрадь, контроль ведения осуществляет учителем- логопедом, который может ставить стимулирующую оценку за правильное  выполненное задание (оценка может быть в виде смайлика).

На занятиях используются памятки, конспекты, разработанные учителем-логопедом на основе  данной программы,  наглядный и дидактический материал, презентации Power Point.  

Для реализации Программы логопедической работы по развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи создана надлежащая материально- техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Данная программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе: Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой  патологией)»;  коррекционно-развивающие программы  и. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»; Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»; Коржаева Е.Е. «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР», а также диагностический  и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для  осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда образовательной школы.

 Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов. Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета».

6.  Ожидаемые результаты реализации программы

1.Коррекция  звуковой стороны речи.

2.Восполнение  основных пробелов в формировании фонематических процессов.

3.Уточнение первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований.

4.Введение в активный словарь необходимых на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение и т. д.

5.Развитие лексико- грамматического строя речи (правильно оформлять грамматически предложения и  записывать предложения- употреблять прописную букву в начале, точку в конце предложения).

6.Развитие связной речи (составлять небольшие описательные рассказы и тексты, пересказывать несложные тексты).

7. Обогащение словарного запаса.

7.   Система оценки контроля достижений планируемых результатов

После освоения каждого раздела и темы программы проводится   рефлексия, наблюдение за обучающимися.  По окончанию 2 четверти или на начала 3 четверти проводится дополнительная диагностика.  В конце первого класса проводится контрольный диктант и проверяется  навык чтения и диагностика.

 8.    Критерии оценки достижений планируемых результатов

1.Успешность освоения АООП.

2.Положительная динамика развития и коррекции речевых нарушений, а так же познавательных процессов.

3.Улучшение показателей адаптации в образовательной среде.

4.Удовлетворенность родителями работой ОУ.

V.  Список литературы

 Основная часть.

п/п

Автор(ы)

Название

Издательство

Год издания

1

Ястребова А.В.

Бессонова Т.П.

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой  патологией).

М.:

«Когито-Центр»

1996

2

Инструктивное письмо Минобразования России

«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

 от 14.12.2000

№2

3

Плешаков А.А.

Школа России. Концепция программы для начальных классов.

М.:

«Просвещение»

2009

4

Волкова Л.С.

Логопедия

М.:

«Владос»

2004

5

Елецкая О.В.

Горбачевская Н.Ю.

Организация логопедической работы в школе.

М.:

«ТЦ Сфера»

2007

6

Ефименкова Л.Н.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

М.:

«Просвещение»

1991

7

Лалаева Р.И.

Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

М.: «Гуманитарный изд.центр

ВЛАДОС»

1999

8

Горецкий В.Г.

Кирюшкин В.А.

Азбука. В-2х частях

ОАО «Издательство»

Просвещение»

2012

9

Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Русский язык

ОАО «Издательство»

Просвещение»

2012

Дополнительная часть.

п/п

Автор(ы)

Название

Издательство

Год издания

1

Поваляева М.А.

Справочник логопеда

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2008

2

Абрамова Н.А.

Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия

1-3 классы.

Волгоград:

«Учитель»

2011

3

Волина В.В.

Занимательное азбуковедение.

М.:

«Просвещение»

1991

4

Зубарева Л.В.

Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения.

Волгоград:

«Учитель»

2011

5

Коржаева Е.Е.

Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР.

М.:

«ТЦ Сфера»

2011

6

Морозова И.А.

Пушкарева М.А.

Подготовка к обучению грамоте.

Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.

М.:

«Мозаика-Синтез»

2008

7

Мещерякова Н.П.

Зубович Е.В.

Леонтьева С.В.

Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4классы.

Волгоград:

«Учитель»

2009

8

Рыбина А.Ф.

Коррекция устной речи у детей 6-8 лет.

Волгоград:

«Учитель»

2010

9

Селиверстова В.И.

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов.

М.:

«Просвещение»

1979

Приложение №1

Занятие 90.   Контрольный диктант.                    

                                                                 Клён.

                                У дома рос клён.  На ветке клёна сели птицы.

                              Это галки.  Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.

Занятие 95.   Контрольное чтение.                   

           Хотела  галка  пить.  На  дворе  стоял  кувшин  с  водой.

 В  кувшине  была  вода  только  на  дне.    Галке  нельзя  было

достать.  Она  стала  кидать  в  кувшин  камушки  и  столько на-

кидала,  что  вода  стала  выше  и  можно  было  пить.

(37 слов)

(Л. Толстой)

     Вопросы:

  1. Кто хотел пить?
  2. С чем был кувшин?
  3. Что сделала галка, чтобы напиться из кувшина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

Научно-практическая статья «Развитие лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ОВЗ»

Нарушения лексико-грамматического строя речи являются характерными для школьников  с ОВЗ. Они проявляются в низком уровне пассивного и активного словаря, неправильном использовании слов в речевых...

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся 1 класса

Нарушения речевого развития у детей младшего школьного возраста затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Самыми распространёнными нед...

Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)

Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...

Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).

Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...