ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)
рабочая программа по логопедии (1, 2 класс) по теме

Наталия Туба

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович). Программно-методические материалы адаптированы для проведения коррекционных занятий на школьном логопедическом пункте с учётом возраста и условий, предоставляемых образовательной организацией.

Целью данной программы является предупреждение неуспеваемости по родному (русскому) языку и профилактика специфических расстройств чтения и письма путём восполнения недостатков развития психологических предпосылок речевого онтогенеза и коррекции нарушений усвоения фонетической системы языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

для занятий с обучающимися начальных классов

(1-2 классы)

Автор программы

Н.В. Глущенко

учитель-логопед

ГБОУ Школа № 113

Москва 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Актуальность

В настоящее время проблема речевой патологии детского возраста активно изучается в клиническом, нейропсихологическом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом и коррекционно-педагогическом аспектах.

У обучающихся начальных классов, начинающих коррекционное обучение на школьном логопедическом пункте, отмечаются нарушения высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), задержки темпа психического развития.

Помимо указанных проявлений нарушения развития для младших школьников характерны недостаточная наблюдательность языковых явлений, задержки и нарушения формирования фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность когнитивных процессов, опосредованных речью (трудности запоминания лингвистического материала, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, нарушения концентрации и переключаемости внимания к вербальному материалу), низкая языковая способность.

Также у детей с речевыми расстройствами отмечаются моторная неловкость, недостаточная сформированность движений общей и мелкой моторики, задержки усвоения пространственных и временных ощущений и понятий.

Указанные особенности препятствуют успешному освоению материала основной образовательной программы ребёнком и без необходимого коррекционно-педагогического воздействия приведут к школьной дезадаптации.

ФГОС НОО ставит задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. В Стандарте указывается на обязательный «учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей» (ФГОС НОО).

Важным условием для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ-273).

Для содействия в «развитии индивидуальных способностей, положительных мотиваций и умений в учебной деятельности» детей с нарушениями речи в образовательных организациях должны быть организованы:

современная психолого-педагогическая диагностика возможностей с целью выявления особых потребностей;

оказание целевой коррекционно-педагогической и психологической помощи для успешного овладения материалом образовательных программ;

регулярная оценка динамики развития обучающихся в процессе оказания специализированной помощи.

II. Цель программы

Предупреждение неуспеваемости по родному (русскому) языку и профилактика специфических расстройств чтения и письма путём восполнения недостатков развития психологических предпосылок речевого онтогенеза и коррекции нарушений усвоения фонетической системы языка.

III. Задачи программы

Коррекционные задачи:

  • воспитывать правильное речевое дыхание;
  • воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка и нормальное звукопроизношение;
  • формировать фонематическое восприятие;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • формировать фонетические, морфологические, лексические обобщения;
  • развивать навыки коммуникации;
  • развивать языковое чутьё.

Развивающие задачи:

  • развивать пространственные представления;
  • развивать временные представления;
  • расширять объём невербального и вербального видов памяти;
  • расширять объём и тренировать концентрацию невербального и вербального внимания;
  • развивать различные виды мышления;
  • развивать функции программирования и контроля деятельности;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в команде;
  • воспитывать умение отвечать по образцу;
  • воспитывать навыки ответа по очереди;
  • прививать соблюдение дисциплины на занятии;
  • воспитывать речевую культуру;
  • повышать уровень самоконтроля.

IV. Целевая аудитория

Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 1-2 классов, имеющими нарушения устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие речи), приводящие к трудностям в освоении основной образовательной программы начального общего образования (по родному (русскому) языку).

Занятия по предлагаемой программе могут проводиться с группой обучающихся или в индивидуальной коррекционно-педагогической работе.

V. Методологическая основа и методическая база программы

Методологической основой для разработки программы являются положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); принципы общей и коррекционной педагогики: системный подход в диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза, учёт ведущей деятельности на различных этапах психического развития, принцип повышения уровня сложности материала, учёт зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), реализация индивидуального и личностно-ориентированного подходов в коррекционной работе; положения нейропсихологии детского возраста.

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович). Программно-методические материалы адаптированы для проведения коррекционных занятий на школьном логопедическом пункте с учётом возраста и условий, предоставляемых образовательной организацией.

Перспективное и тематическое планирование коррекционной работы для 1 и 2 класса строится одинаково, но различается наполняемостью материалом для занятий с учётом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.

VI. Общая характеристика коррекционно-педагогической работы

Программа коррекционно-педагогической работы состоит из двух разделов:

  • Раздел I. Инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития. I ФБМ (20-40 занятий);
  • Раздел II. Коррекция когнитивных процессов и произвольной саморегуляции. II ФБМ, III ФБМ (40-50 занятий).

Занятия I и II разделов можно проводить как параллельными блоками, так и последовательными курсами, по необходимости повторить один из курсов по завершении предыдущего. В зависимости от степени тяжести речевых нарушений коррекционно-педагогические занятия можно проводить 2 или 3 раза в неделю, в соответствии с этим планирование строится по двум вариантам:

  • 3 занятия в неделю: всего 34 учебных недели, 4 из них отводятся для обследования устной речи и навыков письма в сентябре и мае, оставшиеся 30 недель отводятся для коррекционно-педагогической работы (40 занятий по I разделу, 50 занятий по II разделу, итого 90 занятий);
  • 2 занятия в неделю: всего 34 учебных недели, 4 из них отводятся для обследования устной речи и навыков письма в сентябре и мае, оставшиеся 30 недель отводятся для коррекционно-педагогической работы (20 занятий по I разделу, 40 занятий по II разделу, итого 60 занятий).

Распределение тем по разделам программы коррекционно-педагогической работы

Тема

Количество часов

Раздел I. Инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития. I ФБМ

20/40

1

Комплекс занятий, включающий упражнения по развитию и коррекции внимания, дыхания, общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики, глазодвигательных функций, сенсомоторных взаимодействий, графо-моторных навыков.

20/40

Раздел II. Коррекция когнитивных процессов и произвольной саморегуляции. II ФБМ, III ФБМ

40/50

2

Гласные звуки А О У Э Ы И

2

3

Гласные буквы первого и второго ряда – 1

2

4

Гласные А-Я

2

5

Гласные О-Ё

2

6

Гласные У-Ю

2

7

Гласные Э-Е

2

8

Гласные Ы-И

2

9

Гласные буквы первого и второго ряда – 2

2

10

Согласные М-Н

2

11

Согласные Р-Л

2/3

12

Согласный Й

2

13

Согласные Б-П

2-3

14

Согласные В-Ф

2/3

15

Согласные К-Г

2/3

16

Согласные Д-Т

2/3

17

Согласные З-С

2/3

18

Согласные Ж-Ш

2/3

19

Согласный Ч

2/3

20

Согласный Щ

2/3

21

Согласный Ц

2/3

Итого: 60/90 занятий* (2/3 занятия в неделю)

*Занятия I и II разделов можно проводить как параллельными блоками, так и последовательными курсами, по необходимости повторить один из курсов по завершении предыдущего.

VII. Ожидаемые результаты

В результате освоения программного материала обучающиеся восполняют пробелы в развитии психологических предпосылок речевого онтогенеза и усваивают фонетическую систему родного (русского) языка в соответствии с возрастными нормами.

Программа рассчитана на 1 год коррекционно-педагогической работы. По мере необходимости возможно проведение коррекционно-педагогической работы по представленной программе во 2 классе с подбором материала занятий, соответствующего возрастным психофизиологическим особенностям.

VIII. Проведение диагностики результатов

Входная и контролирующая диагностики осуществляются по следующим методикам:

1. Методика обследования устной речи младших школьников (О.Б. Иншакова)

2. Методика обследования письма и чтения младших школьников (О.Б. Иншакова)

Методика обследования устной речи младших школьников.

Литературный источник: Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Краткое описание методики: по иллюстрированному материалу, представленному в «Альбоме для логопеда» учитель-логопед проводит обследование устной речи младших школьников по основным разделам: звукопроизношение, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, слоговая структура слов, лексика, грамматический строй речи, связная речь.

Методика обследования письма и чтения младших школьников

Литературный источник: Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: метод. пособие / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: Секачёв, 2008.

Краткое описание методики: методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование проводится при выполнении слухового диктанта и списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проведён на основе лингвистического анализа текстов.

После получения письменных материалов проводится количественный и качественный анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении заданий. Ошибки делятся на несколько групп: дисграфические, дизорфографические и метаязыковые. В соответствии с преобладающим количеством определённого типа ошибок для обучающегося подбирается программа коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма.

IX. Условия реализации коррекционно-педагогической работы

Материально-техническое обеспечение. Необходимым условием для реализации коррекционно-педагогической работы является наличие специально оборудованного логопедического кабинета, позволяющего организовать учебную деятельность, коммуникацию детей в группах и двигательную активность.

Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия должно выполняться чередование различных видов деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение, движения общей и мелкой моторики). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать 7-10 минут. Занятия во второй половине дня проводятся с детьми не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного фронтального (группового) занятия не должна превышать 40 минут, одного индивидуального (подгруппового) занятия – 20 минут. Занятия проводятся с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм и в соответствии с правилами охраны труда. С целью предупреждения утомляемости, активизации определённых зон головного мозга и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.

Методическое и дидактическое обеспечение. Для составления программы и подбора материала к занятиям используются следующие методические и практические пособия:

  • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград, 2011
  • Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998
  • Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность. М., 1999
  • Беленькая Т. Логика в начальной школе: умный тренажёр. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Летняя тетрадь будущего второклассника. М., 2013
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Летняя тетрадь будущего третьеклассника. М., 2013
  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 1 класс. М., 2013
  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 2 класс. М., 2013
  • Бьянка Минте-Кёниг, Ханс-Гюнтер Дёринг. Осень. Находилки-развивалки. СПб., 2016
  • Бьянка Минте-Кёниг, Ханс-Гюнтер Дёринг. Зима. Находилки-развивалки. СПб., 2015
  • Бьянка Минте-Кёниг, Ханс-Гюнтер Дёринг. Весна. Находилки-развивалки. СПб., 2015
  • Бьянка Минте-Кёниг, Ханс-Гюнтер Дёринг. Лето. Находилки-развивалки. СПб., 2015
  • Володина В.С. Альбом по развитию речи. М., 2006
  • Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. М., 2001
  • Голубев А.Ю. Ворох скороговорок. М., 2013
  • Голубев А.Ю. Прятки-загадки. М., 2013
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001
  • Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2-х частях. М., 2005
  • Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006
  • Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Сабельникова С.И. Чтение. Читаю и понимаю. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы. М., 2015
  • Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. М., 2014
  • Козырева Л.М.. Тетрадь №1. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь № 2. Тайны твердых и мягких согласных. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь №3. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь №4. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 5. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 6. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь №7. Как образуются слова. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 8. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006
  • Краузе Е.Н. Логопедия. М., 2006
  • Ларионова И.А., Осипова Т.А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР. Методическое пособие. М., 2014
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.,2013
  • Папка дошкольника. Серия пособий для детей 5-7 лет. ВК Дакота. М.: Солнечные ступеньки, 2013
  • Парамонова Л.Г Упражнения для развития речи. М., 2002
  • Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М., 2012
  • Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007
  • Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2-3 классы. С-Пб., 2014
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 3-4 классы. С-Пб., 2010
  • Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. С-Пб., 2007
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

X. Заключение

Основная работа по развитию устной речи и формированию письма как общеучебного навыка у младших школьников выполняется учителем начальных классов на уроках обучения грамоте и чтению. Однако значение коррекционно-педагогической работы с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи детям в освоении образовательной программы, трудно переоценить.

Организация логопедической помощи – одно из условий успешного освоения образовательных программ обучающимися с нарушениями речи и письма.


Приложение

Конспект фронтального занятия

Источник: http://festival.1september.ru/articles/657910/

Тема: Обобщающая и смыслообразующая функция речи (занятие 1)

Цель: формирование умений находить общие признаки предметов

Задачи:

развивающие:

  • развивать умения выполнять задание по образцу;
  • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
  • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

коррекционные:

  • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
  • активизировать семантические поля на заданные темы;
  • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
  • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки;

воспитательные:

  • воспитывать навык отвечать по очереди;
  • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
  • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

Оборудование:

  • предметные картинки для упражнений «4-й лишний» и «группировка»;
  • раздаточный материал: картинки из пособия по развитию логики (Т.Б. Беленькая. Логика в начальной школе: умный тренажёр. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 47 с.: ил. – (Наша началочка).), стр. 10-11;
  • массажные шарики «су-джок»;
  • компьютер/проигрыватель.

Ход урока

1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.

На доске висят ряды картинок («4-й лишний») для каждого обучающегося. Логопед: сядет тот, кто назовёт лишний предмет в ряду (логопед показывает для каждого обучающегося конкретный ряд картинок, дети по очереди называют лишнюю картинку в ряду и объясняют, почему она лишняя). Названные лишние картинки логопед убирает с доски. Логопед просит каждого обучающегося запомнить, с какими картинками он работал (запомнить свои картинки).

2. Объявление темы урока

1) Развитие памяти

Логопед: посмотрите на картинки, с которыми вы сейчас работали. Оставшиеся предметы имеют общие признаки. Подумайте и назовите, что общего может быть у картинок в каждом ряду? Обучающиеся отвечают по одному, каждый называет общий признак для своей группы картинок.

2) Формулирование темы урока

Логопед: вы сейчас выделили общие признаки для этих предметов. Подумайте, что такое «общий признак»? Дети отвечают по одному, своими словами, передавая смысл понятия.

Логопед: сегодня мы будем учиться находить общие признаки для различных предметов, объединять их и размышлять.

Логопед: назовите 3 черты (одежды, характера, внешности), которые объединяли бы вас с вашим соседом по парте.

Обучающиеся отвечают по одному.

3. Работа по теме урока

1) Развитие анализа и синтеза

Логопед выдаёт каждому обучающимся картинку с инструкцией.

Логопед просит детей подписать свою картинку  в левом верхнем углу.

После того, как все подписали свои работы, логопед вызывает одного обучающегося прочитать инструкцию вслух, все остальные - следят.

Логопед просит обучающихся объяснить прочитанную инструкцию. Дети объясняют инструкцию, если могут, логопед корректирует.

После этого логопед сам объясняет инструкцию всем: на картинке нарисованы фрукты. Найдите все сладкие фрукты и обведите их красным карандашом. Раскрасьте эти фрукты так, как они выглядят на самом деле. Найдите кислые фрукты. Обведите их зелёным карандашом. Раскрасьте эти фрукты. Найдите все кисло-сладкие фрукты и обведите их синима карандашом. Раскрасьте их.

Логопед: вы объединяли фрукты в группы по какому признаку (вкус)? Какие вкусы мы обсудили (кислый, сладкий, кисло-сладкий)? А какие ещё вкусы вы можете назвать (горький, острый, солёный, безвкусный)? Подберите к каждому вкусу по несколько продуктов питания.

C:\Логопедство\ЛОГО 2014-2015\КФЗ 2014-2015\1 класс\КФЗ 1 кл Смысообр функц речи 1 (1).jpeg

2) Составление целого изображения из его фрагментов

Логопед обращает внимание детей на второе задание на распечатке. Обучающиеся работают с инструкцией по той же схеме, что и в предыдущем задании (см. выше). Необходимо обвести фрагменты лимона и раскрасить их.

3) Мозговая активизация через мелкую моторику, расширение семантических полей и развитие памяти

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики «су-джок». В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

  • Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).
  • Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют).

Упражнение «Что можно из этого сделать?»

Логопед назначает каждому обучающемуся какой-нибудь фрукт из задания на объединение по вкусу (см. выше) и предлагает подумать и назвать, какие блюда можно приготовить из этого фрукта или в какие блюда можно добавить этот фрукт. Обучающиеся по очереди называют блюда (например, из банана можно приготовить банановое пюре, банановые чипсы, банановый торт/пирог/печенье/кекс, банановый крем для выпечки, можно пожарить банан с шоколадом, добавить его к мороженому, в салат и т.д.).

Обучающиеся выслушивают ответы каждого и продолжают массировать руки шариком. Логопед просит каждого обучающегося выбрать одно из названных им блюд, которое показалось ему наиболее вкусным, и запомнить это блюдо.

Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

4. Физкультминутка

Логопед просит обучающихся встать и представить, что все оказались во фруктовом саду. Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Спокойная, расслабляющая музыка.

Логопед: мы гуляем по фруктовому саду. Вокруг много фруктовых деревьев;  фрукты на них уже созрели и вкусно пахнут. Подойдите к любому дереву и понюхайте их плоды (логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя - «ааа» шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова).

2) Общая моторика. Музыкальная композиция «Fools Garden – Lemon Tree». 

Сбор урожая фруктов. Логопед: фрукты уже созрели, нам пора собрать урожай. Начнём с апельсинового дерева (логопед выполняет движения в темпе музыки, дети повторяют за логопедом: собираем фрукты с дерева – поворот верхней части туловища влево с выбросом правой руки по диагонали вверх и влево, кистью руки имитировать захватывающее движение. То же самое с поворотом туловища вправо и выбросом левой руки. Повторить 8-10 раз для обеих рук).

Логопед: теперь мы будем собирать бананы. Бананы сорвать непросто. Они растут высоко на пальме и хорошо закреплены. Бананы мы будем срезать. Логопед показывает движения срезки бананов (ноги стоят вместе, левой рукой придерживаем воображаемую связку бананов, правой рукой срезаем воображаемым ножом эту срезку. То же самое выполняем, поменяв руки). Выполнить упражнение 8-10 раз для обеих рук.

Передача фруктов по цепочке для упаковки в ящики. Логопед: собранные фрукты мы должны разложить в ящики. Ящик стоит здесь (логопед обозначает место на полу в отдалении от обучающихся, можно на это место поставить коробку или настоящий ящик), в ящик фрукты будем складывать по очереди. Но сначала нам надо передать фрукты к ящику. Будем передавать их по цепочке (логопед расставляет обучающихся в цепочку, сам встаёт рядом с «ящиком». Логопед показывает обучающимся движение «передачи» - чтобы фрукты не помять, передавать их нужно бережно и аккуратно – сложить руки на груди в виде колыбели (как при укачивании куклы на руках) и передавать эту позу соседу. При этом ноги расставлены на ширине плеч, в передаче задействована верхняя часть туловища – при передаче ребёнок поворачивается от соседа к соседу, принимает позу рук и передаёт её дальше). В итоге первая порция фруктов доходит по цепочке до логопеда, стоящего у ящика. Логопед опускает фрукты в ящик (ноги на ширине плеч, руки держат «колыбель», наклон туловища как можно ниже, опускание «колыбели» в ящик). После передачи одной порции фруктов по цепочке, логопед встаёт на место первого участника, а замыкающий цепочку участник встаёт к ящику. Передавать фрукты по цепочке до тех пор, пока каждый обучающийся не побудет в роли укладчика фруктов в ящик.

В завершение логопед хвалит обучающихся за проделанный во фруктовом саду труд и просит обучающихся пройти к своим местам.

3) Рефлексия и эмоциональная составляющая

Логопед просит каждого обучающегося придумать пожелание, которое можно было бы написать на каждом ящике с собранными фруктами для тех, кто будет есть эти фрукты. Дети отвечают по очереди (ответом будет одна фраза с добрым пожеланием, например: «Желаем вам здоровья», «Собирали для вас с любовью» и т.д.).

5. Развитие памяти и связной речи

1) Логопед просит обучающихся вспомнить, какое блюдо из фруктов каждый запомнил перед началом физкультминутки (см. выше). Дети отвечают по очереди.

2) Логопед выдаёт каждому обучающимся распечатку с 4 картинками. В произвольном порядке изображены несколько процессов: созревание колосков, продукты-ингредиенты для пирога (молоко, мука, яйцо), повар в процессе приготовления и готовый пирог. Логопед даёт инструкцию: посмотрите на картинки. Они перепутаны, но мы можем расставить их по своим местам. Подумайте, что было сначала, что делали и что получилось в итоге? Обозначьте цифрами первую, вторую, третью и четвёртую картинки. Каждый выполняет задание сам, в конце мы все вместе проверим.

Дети работают самостоятельно. По завершении выполнения упражнения общая проверка и объяснение всего процесса приготовления пирога.

C:\Логопедство\ЛОГО 2014-2015\КФЗ 2014-2015\1 класс\КФЗ 1 кл Смысообр функц речи 1 (2).jpeg

3) Логопед: вспомните ещё раз, какое блюдо вы запоминали до физкультминутки. Из какого фрукта было приготовлено ваше блюдо? А теперь добавьте этот фрукты в пирог, который сейчас готовил наш повар. Как будет называться ваш пирог? Обучающиеся отвечают по очереди одной фразой (например: «У меня лимонный пирог», «У меня банановый пирог» и т.д.).

6. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

  • Лимон и банан одного цвета. Какого?
  • Жёлтый цвет – это общий признак лимона и банана. А какой общий признак у этих предметов (логопед показывает на какой-нибудь ряд картинок на доске, используемых в начале урока)?
  • Что же такое «общий признак» предметов? (Обучающиеся объясняют своими словами, передавая смысл понятия.)
  • Мы умеем находить общие признаки у самых различных предметов. Вспомните, что общего у вас с вашим соседом по парте.

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  • те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  • у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!


Приложение

Конспект фронтального занятия

Источник: http://festival.1september.ru/articles/657911/

Тема: Обобщающая и смыслообразующая функция речи (занятие 2)

Цель: закрепление умений находить общие признаки предметов

Задачи:

развивающие:

  • развивать умения выполнять задание по образцу;
  • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
  • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

коррекционные:

  • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
  • активизировать семантические поля на заданные темы;
  • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
  • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки;

воспитательные:

  • воспитывать навык отвечать по очереди;
  • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
  • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

Оборудование:

  • раздаточный материал: картинки из пособия по развитию логики (Н. Терентьева. 35 занятий для успешной подготовки к школе: логическое мышление. – М.: Стрекоза, 2013. – 32 с.: ил.)
  • раздаточный материал: картинка из пособия по развитию логики (Т.Б. Беленькая. Логика в начальной школе: умный тренажёр. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 47 с.: ил. – (Наша началочка).), стр. 19;
  • массажные шарики «су-джок»;
  • компьютер;
  • материалы электронного портала для логопедов «Мерсибо»: интерактивная игра «Что сначала?» http://mersibo.ru

Ход урока

1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.

Упражнение «Подбери следующее»

Логопед: сядет тот, кто продолжит мою мысль (логопед каждому обучающемуся задаёт тему последовательных явлений, которые обучающийся должен продолжить, например: «Сначала наступает рассвет, потом – полдень, а дальше…»; «Утром завтрак, днём - …»; «Сначала январь, за ним - …»; Сначала семечко, потом - …»; «Сначала дети ходят в детский сад, потом - …» и т.д.).

2. Объявление темы урока

1) Развитие долгосрочной памяти и формулирование темы урока

Логопед: сегодня мы продолжим изучать тему прошлого занятия. Вспомните, что мы прошли на прошлом уроке?

Логопед: назовите по 3 черты (возраст, характер, внешность), которые объединяли бы ваш класс с ребятами из другого класса (1 «А» с 1 «Б» и т.д.).

Обучающиеся отвечают по одному.

3. Работа по теме урока

1) Развитие навыков анализа и синтеза. Классификация

Логопед выдаёт каждому обучающемуся картинку с инструкцией.

Скан 1

Логопед просит детей подписать свою картинку  в левом нижнем углу.

После того, как все подписали свои работы, логопед вызывает одного обучающегося прочитать инструкцию вслух, все остальные - следят.

Логопед просит обучающихся объяснить прочитанную инструкцию. Дети объясняют инструкцию, если могут, логопед корректирует.

После этого логопед сам объясняет инструкцию всем: на картинке в каждом столбике нарисованы разные предметы, которые можно объединить по одному признаку. По какому признаку мы можем объединить предметы внутри каждого столбика (цвет)? Раскрасьте предметы в соответствии с их настоящими цветами.

После выполнения этого задания логопед беседует с обучающимися о возможности классификации изображённых предметов в группы по другим признакам (животные, фрукты, овощи). Два предмета не попали ни в одну группу (листик и месяц). К каким категориям относятся эти предметы (листик – часть растения; месяц – небесное светило)? Подумайте и назовите другие предметы, которые подходили бы к названным категориям (части растений и небесные светила).

2) Последовательность явлений

Логопед выдаёт каждому обучающимся картинку с инструкцией. Работа с инструкцией строится по той же схеме, что и в предыдущем задании (см. выше).

Скан 4

Логопед объясняет инструкцию: подпишите листок в левом верхнем углу.

На картинке нарисован одуванчик в четырёх состояниях: растущие листики, цветущий одуванчик, созревший и осеявшийся одуванчик. Необходимо цифрами подписать картинки в правильной последовательности.

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно, после чего происходит устная проверка с объяснением.

3) Зрительный синтез (наложение)

Логопед обращает внимание обучающихся на второе задание на картинке: путём наложения двух изображений необходимо получить новое изображение и нарисовать его.

4) Мозговая активизация через мелкую моторику, расширение семантических полей и развитие памяти

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики «су-джок». В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

  • Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).
  • Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют).
  • Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы кольцом-пружинкой (одеть на большой палец и несколько раз прокатать кольцо от основания пальца до последней фаланги и наоборот. Повторить 4-5 раз для каждого пальца на обеих руках).

Упражнение «Назови предметы группы»

Логопед назначает каждому обучающемуся какую-нибудь группировку предметов и предлагает подумать и назвать, какие предметы можно включить в эту группировку. Обучающиеся по очереди называют предметы (например, «Породы собак: хаски, овчарка, шпиц, болонка, чихуахуа и т.д.», «Животные Африки…», «Имена девочек…», «Названия супов…» т.д.).

Обучающиеся выслушивают ответы каждого и продолжают массировать руки шариком. Логопед просит каждого обучающегося выбрать один из названных им предметов, и запомнить его.

Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

4. Физкультминутка

Логопед просит обучающихся встать и представить себе любимый цветок. Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Музыкальная композиция «Rainbow – Snowman».

Логопед: мы гуляем по полю, на котором растут ваши любимые цветы. У каждого своё поле. Прислушайтесь к запахам вашего поля, вдохните аромат своих цветов (логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя - «ааа» шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова).

2) Общая моторика.

Логопед: над нашими цветочными полями играют птицы. Изобразите, как летает маленький жаворонок (частые махи кистями рук, руки согнуты в локтях – изображаем маленькие крылышки), как летает большой ворон (махи прямыми руками, пальцы разведены в стороны – изображаем большие крылья), как парит в небе орёл (руки разведены в стороны, без махов, тело немного покачивается в стороны, ноги на месте – изображаем парящую птицу).

Логопед: рядом с нашим полем течёт река, в которой живут рыбки. Покажем, как плавают разные рыбы (щука: руки вдоль тела, выполняем волнообразные движения всем телом, стоя на месте; сом: сесть на корточки и выполнять волнообразные движения руками (руки соединить вдоль от пальцев, до локтей); лосось: аккуратно выпрыгнуть «из воды» из предыдущей позы (сидя на корточках)).

3) Рефлексия и эмоциональная составляющая

Логопед просит каждого обучающегося придумать имена для птиц и рыб, которые живут вблизи воображаемых цветочных полей.

5. Развитие памяти и связной речи

1) Логопед просит обучающихся вспомнить, какой предмет каждый запомнил перед началом физкультминутки (см. выше). Дети отвечают по очереди.

2) Интерактивная игра «Что сначала?» (портал «Мерсибо»). Составление рассказа по серии из 3 сюжетных картинок.

3) Логопед: вспомните ещё раз, какой предмет вы запоминали до физкультминутки. Подумайте и составьте любое предложение про этот предмет. Обучающиеся отвечают по одному.

6. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

  • Лайка и овчарка объединены в одну группу. Назовите эту группу? (Логопед по ходу беседы зарисовывает названные предметы на доске и обводит их в группы)
  • Собак и кошек мы тоже можем объединить в группу. Назовите эту группу?
  • Домашних животных мы можем объединить вместе с дикими. Как мы назовём эту группу?
  • Подумайте и назовите более общие группы, в которые могут входить все животные (живые существа). Какие ещё подгруппы могут входить в общую группу?
  • Мы умеем находить общие признаки у самых различных предметов.

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  • те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  • у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ для занятий с обучающимися начальных классов (3-4 классы)

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и рече...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)

Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...

Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.  В последнее время учителя-логопеды  все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими  комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции заикания с обучающимися с ОВЗ

программа для школьного логопеда по коррекции заикания...

Презентация на тему "Направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

В данной презентации представлены основные направления логопедической работы с младшими школьниками, имеющими ТНР, а также особенности их реализации. Представлены основные направления коррекционной ра...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ при ЗПР (1 класс, вариант 7.2)

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями...