Научно-практическая статья «Развитие лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ОВЗ»
статья (4 класс)

Кузнецова Елена Владимировна

Нарушения лексико-грамматического строя речи являются характерными для школьников  с ОВЗ. Они проявляются в низком уровне пассивного и активного словаря, неправильном использовании слов в речевых высказываниях, слабости актуализации словаря. Ограниченные лексические возможности у таких детей выражаются не только в бедности, примитивности словаря, но и в медленном его пополнении, смешении близких по значению, по звучанию слов, незнании точного употребления слов, их узком понимании и неверном толковании, вследствие чего затруднён процесс познания, выражения, общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_leksiko_statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая статья на тему

«Развитие лексико-грамматического строя речи

 у обучающихся с ОВЗ»

                                             Подготовила учитель начальных классов

                                                       МОУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 4»

                                             города Железногорска Курской области

                                                        Кузнецова Е.В.

город Железногорск 2019

       Нарушения лексико-грамматического строя речи являются характерными для школьников  с ОВЗ. Они проявляются в низком уровне пассивного и активного словаря, неправильном использовании слов в речевых высказываниях, слабости актуализации словаря. Ограниченные лексические возможности у таких детей выражаются не только в бедности, примитивности словаря, но и в медленном его пополнении, смешении близких по значению, по звучанию слов, незнании точного употребления слов, их узком понимании и неверном толковании, вследствие чего затруднён процесс познания, выражения, общения.

      Нарушения речи у детей с проблемами в развитии влияют на всю психическую деятельность. Это приводит к затруднению в общении с окружающими, ограничивает коммуникативные возможности, задерживает формирование познавательных процессов, то есть создаёт препятствие для гармоничного развития личности.

      В классах для обучающихся с ОВЗ (ранее специальные (коррекционные)) я работаю с 1993 года. На протяжении многих лет занимаюсь проблемой речевого развития детей с трудностями в обучении. Изучение этого вопроса показало, что ученики данной категории с трудом объясняют значения слов. Многие определения носят функциональный характер, основаны на упрощении, замещении по типу описания. Особым своеобразием отличается словарь глаголов и признаков. При описании предметов и назывании действий школьники используют «дежурный» словарь, который отличается стереотипностью. С большими трудностями сталкиваются учащиеся при подборе синонимов и антонимов. Особым своеобразием отличается и грамматическая сторона речи. Часто в высказываниях и в письменных работах обучающихся встречаются ошибки в согласовании слов, употреблении предложно-падежных конструкций.

      Для устранения недостатков в лексико-грамматическом строе речи я разработала систему упражнений. Она заключается в том, что речевое развитие я осуществляла на основе исторического материала. С одной стороны осуществлялась коррекция речи, а с другой  - дети приобщались к историческому опыту. На базе исторических понятий были составлены упражнения словесно-логического и  логико-грамматического характера. Словесно-логические задания направлены на формирование умений работать с понятиями: обобщать и ограничивать, выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, устанавливать логические связи. Вторая группа упражнений служила для развития умений лексического и грамматического прогнозирования.

       Ценность таких упражнений состоит в том, что они позволяют правильно отражать в речи наблюдаемые признаки и связи, характерные для предметов и явлений  окружающего мира, наполняют слова и предложения конкретным содержанием; способствуют более точному употреблению речевых единиц и коррекции операций анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения.

      Кроме вышеуказанных заданий на коррекционных занятиях я использовала материал устного народного творчества, который имеет как развивающее значение, так и воспитательное. С помощью загадок, пословиц и поговорок я развивала умение образовывать синонимические и антонимические ряды, воспитывала внимательное отношение к слову.

      Использование данной системы упражнений способствовало уточнению, обогащению словаря, активизации познавательной деятельности, связанной с овладением значения слова, формированием особых связей слов за счёт лексической и грамматической сочетаемости.

       Результаты изучения успеваемости и уровня развития речи стали хорошим показателем эффективности данной системы упражнений.

      Необходимым условием достижения положительных результатов в работе над лексико-грамматическим строем речи у обучающихся с ОВЗ считаю использование разнообразных упражнений, творческих заданий. Однотипные приёмы работы утомляют детей. Варьирование различным лексическим материалом, игровыми приёмами, нестандартными заданиями позволяет преодолеть трудности в коррекции недостатков лексико-грамматического строя речи у школьников с проблемами в развитии.

Примерные задания:

  1. «Назови одним словом»

Флаг, герб, гимн.

Древляне,  поляне, северяне, дреговичи, вятичи.

Мазанки, землянки, избы.

2.«Найди лишнее».

Предания, чернила, легенды, сказания.

Амбар, хлев, конюшня, флаг.

Миска, ложка, ухват, кувшин.

Серп, рыба, молот, плуг.

Гончар, бондарь, бочка, кузнец.

 

  1. «Продолжи ряд»

     Танцы, гадания,…..(песни, хороводы, пляски)

      Кольчуга,…. ( шлем, копьё, щит, меч, булава)

  1. «Без чего невозможно?»

Пастбище (пастух, коровы, трава, земля).

Орда (люди, набеги, племена, войско)

  1. «Подбери подходящее слово».

Хозяйство (деревянное, железное, натуральное)

Пир (старый, весёлый, толстый)

Битва ( Монгольская, Куликовская, Московская).

  1. «Продолжить предложение».

К хвосту стрелы привязывали орлиные и гусиные перья,..

- чтобы было красиво;

- чтобы она лучше летела;

- потому что они  лёгкие.

7. «Выбери правильное предложение».

Когда князья и бояре собирали ополчение, то враги нападали на русскую землю.

Когда враги нападали на русскую землю, то князья и бояре собирали временное войско – ополчение.

8.«Закончить каждую строчку былины словом, обозначающим действие»

Как пехотою никто …

На добром коне никто…

Птица чёрный ворон не …

Слова для справок: пролётывает, прохаживает, проезживает.

Игры.

«Назови по-другому»

Цель: развивать умение подбирать синонимы.

1.Короб. 2.Лодка. 3.Сеть. 4.Бочка. 5.Забор. 6.Посудина. 7.Щепка. 8.Настил.

Правильные ответы : 1.Туесок. 2.Ладья. 3.Невод. 4.Кадка. 5.Частокол. 6.Лохань. 7.Лучина. 8.Полати.

«Какая улица?»

Цель: формировать умения образовывать новые слова.

Плотники жили на П…ой улице.

Гончары жили на Г….ой   улице.

Кузнецы жили на К…ой улице.

Оружейники жили на О… улице.

«Наоборот»

Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по значению.

Князь был богатым, а крестьянин …

Двери были низкими, а порог …

Копьё длинное, а палица …

Булава тяжёлая, а стрела…

Монголо-татар было много, а русских…

«Меткий стрелок».

Цель: развивать умения, направленные на понимание смысла пословиц.

Задание: соотнести пословицу с подходящим отрывком из текста.

1.Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

2. Пусто, словно Мамай прошёл.

3.Крестьянская доля на широком поле.

1.С весны до поздней осени они работали в поле.

2.Многие из них так и утонули в Чудском озере вместе со своими доспехами и лошадьми.

3. Немало опустошительных набегов совершили монголо-татары.

Литература.

  1.  Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. –М., Владос, 2004.
  2. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция учебной деятельности младшего школьника. – М., 2004.
  3.  Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –М., Владос, 2001.
  4. Логопедия: методические традиции и новаторство./ Под ред. Шаховской С.Н.,  Волосовец  Т.В.–М., 2003.
  5. Методы обследования речи детей. /Под ред. Чиркиной Г.В. –М., Аркти, 2003.
  6. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. – М., Просвещение, 2005.
  7. Речь. Речь. Речь. / Под ред.  Ладыженской Т.А. – М., Педагогика, 1990.
  8. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. – М., Флинта, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."

В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта при массовой начальной общеобразовательной школе.

Данный конспект занятия рассчитан для детей общеобразовательной школы с речевыми нарушениями. Данное занятие позволяет сформировать и закрепить у детей навыки правильного употребления приставок в разл...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...