Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."
материал по логопедии на тему
В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_leksiko-grammaticheskogo.docx | 454.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта.
Основной контингент специальной школы-интернатV вида составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня. Общее недоразвитие речиIIIвыражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и смысловую сторону речи. В начале работы с детьми с ОНР III уровня сосредотачивается внимание на преодолении у детей нарушений звуковой стороны речи (включая формирование фонематических представлений).
Нормализация звуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого совершенствования. На данной основе решаются наиболее существенные задачи: уточнение знаний имеющихся у детей в активном запасе слов; дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; развитие и совершенствования грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Работа по развитию лексико-грамматического строя ведется по трем направлениям:
- накопление словаря;
- формирование фразы;
- включение в речь.
Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. Слово имеет не только определенное звучание, но и смысловое содержание. Содержание каждого слова является понятие. Процесс названия предметов – это и процесс познания. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нем отражаются, поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними.
Слово наряду с лексическим имеет еще и грамматическое значение. Например, слова дочка, точка, кружка различны по звучанию, но схожи в грамматическом отношении: все они имена существительные, единственного числа, 1-го склонения, имеют непроизводную основу и окончание –а. Данные общие признаки и составляют грамматическое значение этих слов. Слово в речи всегда имеет грамматическое оформление, иначе мы не могли бы им пользоваться для выражения мысли при построении предложения.
Все вышесказанное нужно иметь в виду при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. На занятиях с детьми с ОНР нужно обращать внимание на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного общения; правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенного повышения их понятийного содержания; активизацию словаря.
Развитие словаря детей следует осуществлять в тесной связи с развитием их познавательной деятельности, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.
Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования. Этой работе придается большое значение, так как в процессе ее осуществляется развитие восприятия и различения значимых частей слова. У учащихся формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах.
Кроме того, обогащение лексики должно происходить за счет слов, не имеющих номинального значения (предлоги, союзы, междометия), но выполняющих определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогутовладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Надо помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у учащихся определенного количества слов. Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений, которые существуют между словами, а это предполагает постепенное усвоение групп слов, представляющих собой семантическую и логическую общность, имеющих свое формальное выражение в морфологической структуре. Иначе говоря, важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п. При этом нужно учитывать, что системные связи между лексическими единицами легче всего выявляются и практически осмысливаются путем использования приема сравнения, который позволяет установить в одних случаях сходство в значениях и в составе слов, а в других – различие.
Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, овладение лексикой должно бать осуществлено не путем заучивания отдельных слов, а путем отработки словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения.
Обогащение словарного запаса осуществляется в определенной последовательности: сначала ребенок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознает значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ребенку на конкретных приемах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяют глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные. Если актуализируется глагол, то он должен быть отработан в словосочетаниях, в которых значение глагола определяется в зависимости от лексического значения дополняющего его слова. Например, отрабатываемое слово обращаться может быть введено в такие словосочетания:
обращаться (к кому?) к товарищу
(с чем?) с вопросом
(к чему?) к словарю
(зачем?) за помощью
(с чем?) с инструментами
Подобные упражнения учат детей пользоваться в собственной речи не только правильно составленными словосочетаниями, но и предложениями.
Для того чтобы учащиеся могли более полно усвоить семантику слов и правильно использовать их в своей речи, важно, чтобы они научились группировать слова на основе сходства значений, например: слова, обозначающие движение (идти, ехать, бежать, прыгать, плавать), или слова, обозначающие речевую деятельность (сказать, ответить, говорить), и т.д.
Учитывая, что данная группа учащихся многие слова понимает недостаточно полно или даже искаженно, работу над значением и употреблением в речи новых или недостаточно усвоенных ими слов нужно тщательно планировать.
При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития учащихся, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.
Приемы объяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованием наглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия, обозначаемого словом, его изображения на картине, муляже, макете и т.д.
Целесообразно использовать сочетание различных приемов работы над смысловой стороной слова.
К ним можно отнести определение содержания слов с помощью его описания, когда смысловое содержание неизвестного детям слова передается другими, доступными для них лексическими и грамматическими средствами, с опорой на имеющийся у них жизненный опыт (например: поручение – задание, которое дают кому-нибудь; и т.д.)
Значение некоторых слов становится понятным, если ввести их в предложение или в контекст. В некоторых случаях, особенно при разъяснении значения слов, обозначающих признаки предметов или действия, целесообразно использовать прием противопоставления различных по значению слов (тусклый – яркий), но только в том случае, если антоним знаком ученикам.
Плодотворным приемом, помогающим раскрыть семантику слова, является одновременное использование синонимов и антонимов. Например:
синонимия антонимия
свежий (ветер) прохладный теплый
свежий (воздух) чистый спертый
свежий (журнал) чистый грязный
свежий (хлеб) мягкий черствый
Значение целого ряда слов может быть объяснено через анализ их морфологической структуры и словообразовательных средств ( например, водолазный ). Этот прием используется только в том случае, если учащимся знаком корень слова, несущий основную лексическую нагрузку.
Желательно, чтобы новые или уточненные слова были включены в предложения самими учащимися. При этом следует учитывать, что слово прочно войдет в активный словарный запас школьника, если оно будет употреблено не менее 8 -10 раз в различных словосочетаниях.
Умение сочетать слова между собой нередко оказывается несформированным даже при правильном понимании значения слова, что затрудняет его активизацию. Поэтому у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи постоянно следует формировать механизм словоупотребления. Под словоупотреблением в данном случае понимается фонетически, грамматически и семантически правильное включение слова в предложение в соответствии с конкретным речевым замыслом, умение сознательно выбирать наиболее удачные и уместные для данного высказывания языковые средства.
Для этого используются специальные задания и упражнения, направленные на формирование умения употреблять данные слова в сочетании с другими. Целесообразно использовать следующие упражнения:
нахождение недостающего слова в предложении с опорой на предыдущие и последующие слова предложения;
конструирование различных предложений с новыми для учащихся словами;
подбор слов, сочетающихся с новым отрабатываемым словом, сравнение двух словосочетаний (их можно выписать на карточки или проецировать на интерактивной доске), установление верного словосочетания и доказательства его правильности.
Учащиеся с ОНР испытывают большие затруднения в средствах и способах образования слов. Поэтому, еще задолго до того, как они начнут по школьной программе знакомиться с составом слов, научить их практически ориентироваться в способах словообразования. Ребенка учат образовывать новые слова от заданных, ориентироваться формально-семантических отношениях, группировать слова по общему признаку и тем самым приобщают его к анализу морфологической структуры слова.
Развивающий эффект таких занятий достигается тем, что внимание ребенка обращается на одну морфему до тех пор, пока он не научится ее выделять путем сопоставления анализируемого слова с производящим и со словами, подобранными по той же модели.
Особые трудности испытывают дети с ОНР в усвоении значений слов, образованных от глаголов посредством приставок.
Работа над этими словами включает следующие этапы:
уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой(лететь);
сопоставление этого глагола и глагола с приставкой (лететь – прилететь);
сопоставление нескольких глаголов с разными приставками и одним корнем (прилететь – улететь);
выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (слететь, спрыгнуть, сбежать);
усвоение соотношения приставок и предлогов (подошел к; перепрыгнул через; отдыхал от).
Следует специально обращать внимание учащихся на образование словосочетаний с глаголами, которые требуют как прямого дополнения (прочитать книгу), так и косвенного с определенным предлогом
(подлететь к городу), а также на сочетание приставок и предлогов (пере…, через…, под… к и т.д.) Это способствует усвоению глагольного управления.
В процессе указанной работы целесообразно использовать следующие задания:
подписать под картинкой названия действий, которые на ней изображены (выходить, входить);
подчеркнуть слова с приставками, объяснить их значение;
выписать однокоренные глаголы с разными приставками, объяснить их значение, образовать с помощью приставок новые слова, составить с ними словосочетания и предложения.
Затем можно предложить учащимся образовать новые слова с одними и теми же приставками.
Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой – удаление (убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь и т.д.); выделить приставки; образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснять их значение.
В процессе выполнения подобных заданий учащиеся должны практически усвоить значение наиболее употребительных приставок: с пространственным значением: в-, вз-, вы-, под-, над-, от-, у-,про-, пере-; с временным значением: за-, по-; со значением неполноты действия: под-, при-; полноты и результативности действия: в-, вз-, воз-, до-, за- и др.
Следует также практическим путем познакомить детей и с многозначностью отдельных приставок. например, приставка под- может обозначать приближение (подбежать, подплыть), добавление к чему-либо (подкрасит, подсолить) и выполнение действия не до конца (подлечить).
Чтобы закрепить практические наблюдения над приставками, можно использовать такие задания:
прочитать предложения, используя одно из данных в скобках слов: «Илья (приклеил, отклеил) марку к конверту»; «Отец (задвинул, придвинул) к столу табуретку»; «Мальчик (дошел, зашел) до школы»; «Коршун (подлетел, налетел) на зайца»;
выбрать нужную приставку и добавить ее к выделенным словам: «Птицы летели к кормушке (под, от)»; Мама ставила цветы в вазу (по, от)»; «Даша шла до школы (до, от)»;
подобрать подходящие по смыслу приставки и прочитать образовавшиеся словосочетания: … плыть от берега; …летел на хищника; …летели с юга; …варила варенье;
вставить подходящие по смыслу слова с приставками в предложение:
« Возле нашего дома … каток»;
придумать предложение с глаголами: учить – научить (что? кого?); учиться - научиться (чему?, у кого?);
составить словосочетания с глаголами: стереть, вызвать, подойти, написать и со словом доска.
Чтобы дети на практике уяснили разницу в употреблении предлогов и приставок, им следует предлагать такие задания:
подсчитать, сколько слов с предлогами и сколько с приставками содержится в тексте;
записать без скобок сочетания слов: (за) шла (за) товарищем, (вы) пилил (из) дерева, (с) шила (из) шерсти, (за) писала (в) дневнике, (в) ложил (в) коробку;
подобрать три слова с предлогом в и три слова с приставкой в.
Несколько по-иному следует проводить работу по развитию у детей умения образовывать слова с помощью суффиксов. Процесс образования нового слова с помощью суффиксов оказывается вполне доступным учащимся с ОНР. Однако они испытывают большие затруднения в отнесении слов к определенным смысловым разрядам. Поэтому основное внимание нужно уделять именно данному направлению роботы.
Указанное направление работы реализуется в определенной последовательности.
Вначале следует уточнить значения слов, образованных посредством суффиксов оттеночного значения уменьшительности, ласкательности, увеличительности, пренебрежительности и т.п. (-очк-, -ичк-, -ик-, -к-, -еньк-,
-оньк- и т.п.).
Затем в работу включаются слова, содержащие суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи (-ик-, -ник-, -иц-, -ист-, -щик-, -чик-, -ар-, -ан-, -ян-, -н-, -ов-, -лиф-, -ск- и т.п.).
В процессе данной коррекционной работы специальное внимание следует уделять образованию имен прилагательных, так как в словарном запасе детей с ОНР, обозначающих качества предметов, мало.
По мере развития у детей навыков и умений все упражнения в словообразовании должны выполняться ими самостоятельно. Им можно предлагать устно и письменно составлять предложения, включая в них производящее или образованное от него слово.
Таким образом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.
Особое значение в общей системе работы по преодолению речевого недоразвития придается упорядочению грамматического строя речи.
При обучении грамматическим речевым навыкам главная задача состоит в преодолении свойственных детям с ОНР различных проявлений аграмматизма. С этой целью необходимо сформировать у них систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа, падежа, времени, наклонения и т.д. Учащиеся должны овладеть грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением.
Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами ведется в чисто практическом плане без употребления грамматических терминов. Оно достигается не путем механической тренировки в употреблении тех или иных форм, а путем сознательного различения, выделения и обобщения морфологических элементов слова, синтаксических конструкций, на которые учитель направляет внимание детей. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, учитель подводит учащихся к определенным грамматическим обобщениям. Таким путем формируется сознательное усвоение учащимися грамматических закономерностей языка и возникает перенос уже усвоенного на новые аналогичные понятия и явления.
Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми будет происходить составление других предложений. Применение метода моделирования позволяет уточнить представление учащихся о способах составления словосочетаний и предложений.
Для этой цели целесообразно использовать тренировочные упражнения, назначение которых – формировать грамматические навыки на лексическом материале, знакомом детям. Так, некоторые дети допускают ошибки в употреблении окончаний прямого дополнения (« Я видел в зоопарке лиса и волку»), т.е. смешивают окончания винительного падежа, правильная форма которого зависит от рода имени существительного и признака его одушевленности и неодушевленности.
Чтобы научить правильно выражать форму прямого дополнения, необходимо подвести его к определенным обобщениям. С этой целью следует поэтапно отрабатывать с ним каждую грамматическую операцию, из которых складывается сложное действие по соотнесению падежного окончания с родом и признаком одушевленности-неодушевленности предмета. Сначала отрабатывается грамматическое обозначение данного падежа в зависимости от рода существительного. В упражнения включаются только слова, обозначающие неодушевленные предметы. При этом в ходе работы формы выражения винительного падежа обязательно сравниваются с исходной формой, т.е. с именительным падежом. Позже в упражнения включаются слова, обозначающие одушевленные предметы. Заключительный этап работы – дифференциация всех окончаний винительного падежа.
В процессе такой работы учащиеся постепенно подводятся к синтаксическим и морфологическим обобщениям.
Подобным образом отрабатываются и другие формы падежного управления.
Одним из важных методических приемов, используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи в целом и по уточнению представлений детей о связи, является прием постановки вопроса к каждому слову словосочетания и предложения.
Центральное место в работе над лексико-грамматическими средствами языка занимает работа над предложением.
В ходе занятий следует как можно чаще предлагать задания по переконструированию предложений, т.е. учить школьников распространять или сокращать их. С помощью таких упражнений у них формируется навык выражения мысли посредством высказываний разной степени полноты.
При работе над сложными предложениями (особенно сложноподчиненные) формируется восприятие и понимание синтаксических конструкций. На занятиях следует предлагать различные аналитико- синтаксические упражнения:
расчленение сложных предложений на простые;
составление сложных предложений из простых;
переконструирование простых предложений в сложные;
конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по
данному придаточному, главному предложению и т.п.
В процессе выполнения таких заданий учащиеся учатся анализировать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, осмысливать связь слов в предложении, значение союзов и союзных слов.
Эффективны и упражнения в выделении границы каждого предложения большой буквой и нужным знаком препинания в сложных текстах. По мере усвоения учащимися предложений сложных синтаксических конструкций учитель стимулирует их использование в устной речи.
В заключении мы можем сказать, что все перечисленные виды речевых упражнений способствуют формированию и совершенствованию связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Упражнение 1.
Отрабатываеся слово обращаться. Слово может быть введено в такие словосочетания:
обращаться (к кому?) к товарищу
(с чем?) с вопросом
(к чему?) к словарю
(зачем?) за помощью
(с чем?) с инструментами
Упражнение 2.
Усвоение семантики слов и правильное их использование.
Четко прочитай слова:
Бояться, радоваться, изумляться, поразиться,
трусить, ужасаться, смеяться удивляться,
пугаться, хохотать, улыбаться,
трепетать, веселиться, робеть.
Запиши слова-синонимы в таком порядке: сначала – выражающие чувство радости; затем – страха и, наконец, - удивления.
С любым словом каждой группы составь предложения.
Упражнение 3.
Прочитай «про себя»:
Туристы устали и еле-еле шагали по обочине дороги (шагали, шли, плелись, тащились).
От сильного испуга ребята окоченели и не могли двигаться вперед (окоченели, оцепенели, остолбенели).
Подумай, правильно ли выбрано слово в каждом предложении из ряда синонимов. При необходимости поставь другое слово.
Упражнение 4.
Прочитай слова:
Идти, сказать, ехать, прыгать, сказать, говорить, плавать, бежать, ответить.
Сгруппируй слова по признаку: слова обозначающие движения, слова обозначающие речевую деятельность.
Упражнение 5.
Прочитай слова:
Метель-вьюга; тихо- громко; старый-древний; вперед-назад; доброта-злость; высокий – низкий; далеко – близко; отвага – смелость; быстро – скоро; закончит – начать; осень – весна;
Выпиши сначала слова-антонимы, затем – слова – синонимы.
Составь устно по 2 предложения со словами антонимами и со словами – синонимами.
Упражнение 6.
Четко прочитай слова:
сеять, строить, лаять, везти, колоть, сверкать, рисовать.
На какой вопрос отвечают данные слова?
Подставь к этим словам приставки: по-, за-, при-, раз-. Наблюдай, что происходит со словами. Запиши эти слова в пары. Составь с любыми двумя вновь образованными словами предложения. Запиши их.
Упражнение 7.
Внимательно прочитай словосочетания:
накрасить стены; зачистить ботинки; отъехать к дому; нагнуть бумагу пополам; додвинуть стол к стене; учитать книгу.
Какие слова нужно изменить и как? Исправь ошибки и запиши правильные словосочетания.
Упражнение 8.
Запиши без скобок сочетания слов: (за) шла (за) товарищем, (вы) пилил (из) дерева, (с) шила (из) шерсти,(за) писала (в) дневнике, (в) ложил (в) коробку.
Упражнение 9.
Внимательно прочитай текст:
Мальчики шли домой по лесной тропинке. Вдруг они увидели двух маленьких лосят. Мальчики подошли к ним поближе. Малыши не испугались и подпустили их к себе. Тогда мальчики накормили лосят хлебом.
Подсчитай, сколько слов с предлогами и сколько с приставками содержится в тексте.
Упражнение 10.
Детям предъявляются предметные картинки: 4 дома различной величины, под ними соответствующие подписи: дом, домик, домище.
Рассмотри внимательно рисунки.
дом домик домище
Скажи, что изображено на рисунках?
Одинаковые это или разные предметы? Почему ты так думаешь?
Четко прочитай слов
Упражнение 11.
Посмотри внимательно:
-ок- -чик-
-очк-
-к- -ик
Четко назови предметы (слова), изображенные внутри круга.
Измени все слова-названия, добавив к ним букву или сочетания букв. Поставь ударение.
Упражнение 12.
Прочитай предложения:
Ребятам полезно пить (морковь) сок.
Дети в (школа) дворе сажали (фрукты) сад.
Маша помогала бабушке варить (вишня) варенье.
В нашем лесу много (малина) кустов.
Подумай и скажи: что нужно сделать? Запиши предложения. Как изменилось слово.
Упражнение 13.
Подберите подходящие по смыслу приставки и прочитай образовавшиеся словосочетания: …плыть от берега; …летел на хищника; …резать хлеб; …шел за водой; …летел с юга; …варила варенье.
Упражнение 14.
Прочитай пары слов:
ехать город, стоять дерева, лекарство кашля, въехать двор; остановился река; отошел беседка; прыгать скакалка; играть мяч.
Составь с каждой парой слов словосочетания, используя разные предлоги.
Составь с одним из словосочетаний предложение.
Упражнение 15.
Внимательно прочитай предложения:
Осенью часто льют холодные дожди низкие облака плывут над самой землей на ветках березы блестит желтеющая листва короткий день бросил свой последний луч солнца дуют сильные холодные ветры.
Выдели границы каждого предложения большой буквой и знаком препинания.
Упражнение 16.
Внимательно прочитай предложения:
Дуют холодные ветры.
Папа работает на заводе.
Светит теплое весеннее солнышко.
Мальчик открыл дверь в комнату.
Черная туча медленно проплывает над рекой.
Лучи солнца мягко освещали молодой лесок.
Молодая травка густо зеленела по обочинам улиц.
Сократи предложения до двух слов. Запиши те предложения, которые получились после сокращения.
Упражнение 17
Прочитай предложения:
Зацвела черемуха. Девочка вышивает.
Темнеет снег. Началась перемена.
Выросла береза. Мама подарила.
Лена учит. Разгуливают грачи.
Оля написала.
Трещат морозы.
Зреют плоды.
Раздаются голоса.
Подумай, о ком или о чем говорится в каждом предложении. Сколько слов в нем?
Как можно полнее раскрыть мысль предложения?
Распространить предложения тебе помогут слова, которые отвечают на вопросы: что? какой (оя, ое)? где? куда? кому? как? и др.
Распространи предложения. Запиши 5-6 предложений, которые ты увеличил до 6-8 слов.
Упражнение 18.
Четко прочитай слова и скажи, можно ли из этих слов составить предложения. Выполни задания.
Маринка, цветы, поливала, маленькая.
Пчелка, мед, золотистая,собирала.
Выпила, молока, Зина,стакан.
Верхушка, осветило, сосен, солнце, яркое.
Ветерок, с, подул, слабый, утра.
Упражнение 19.
Прочитай «про себя»:
Цветы поникли. Ночью ударил сильный мороз.
Лесник знал. Растут белые грибы.
Наступила осень. Деревья стояли еще зеленые.
Подумай и составь из двух одно предложение.
Упражнение 20.
Прочитай «про себя»:
Солнце взошло, …. туман рассеялся. Мы собрались на прогулку, … пошел дождь. Кто-то нечаянно зацепил елку, … с нее посыпались украшения.
Подумай, что нужно сделать, чтобы предложения стали сложными. Вставь необходимые союзы.
Упражнение 21.
Прочитай предложения:
Дорога вела туда. Слышался детский смех.
Ёж подался туда. Уползла змея.
Миша пошел в аптеку. Заболел папа.
Соедини каждую пару предложений в одно. Используй союзы и союзные слова:откуда, куда, так как.
ЛИТЕРАТУРА
Л.Ф.Спирова Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: «Просвещение», 1985г.
Л.Г.Парамонова Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006г.
А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.:АРКТИ, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня
ВведениеС учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной лог...
Коррекция грамматического строя речи у детей с ОНР Ш уровнем
Вы узнаете упражнения по коррекции грамматического строя речи...
Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя реч...
Экспресс-диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В условиях работы школьного логопедического пункта или ЦПМСС, когда логопедическое обследование ребенка необходимо провести в крайне ограниченное время, мы столкнулись с необходимостью оптимизации диа...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»
Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия....
Развитие навыков чтения, говорения, аудирования и письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста для детей-мигрантов
Групповое занятие для детей с проблемами в изучении и понимании русского языка....