Коррекция грамматического строя речи у детей с ОНР Ш уровнем
статья по логопедии (1 класс) по теме

Колосова Юлия Сергеевна

Вы узнаете упражнения по коррекции грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_s_onr.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

На начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания –у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

Глаголы:

согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе:

дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят, поёт – поют, гремит – гремят и т.д.);

с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят, бросает – бросают и др.);

с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут, стрижет – стригут, толчёт – толкут и т.д.).

Второй этап – включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

дифференциация в единственном числе;

дифференциация во множественном числе;

дифференциация 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде:

согласование глагола и существительного мужского рода;

согласование глагола и существительного женского рода;

согласование глагола и существительного среднего рода;

дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

Прилагательные:

согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа:

формы мужского рода:

с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, меховой и пр.);

с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, весёлый и т.д.);

формы женского рода:

с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, меховая и пр.);

с безударным окончанием (добрая, вкусная, красная, весёлая и т.д.);

формы среднего рода:

с ударным окончанием (голубое, большое, лесное, меховое и пр.);

с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, широкое и т.д.);

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах:

в беспредложных конструкциях;

в предложных конструкциях;

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

При формировании словоизменения в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний:

глагольные;

субстантивные;

адъективные;

наречные;

местоимённые;

словосочетания с числительными.

В работе с детьми, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у детей с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат. Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);

предикат + объект, выраженный существительным в косвенном падеже без предлога (рубит топором, дарит внучке);

предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

Среди именных словосочетаний наиболее доступными для детей с ОНР являются следующие:

словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);

словосочетания из двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы), со значением совместности (чашка с блюдцем).

В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:

Нераспространённые предложения: субъект – предикат (Девочка рисует. Дерево высокое).

Распространённые предложения из трёх-четырёх слов:

Субъект – предикат – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (Девочка рисует дом);

субъект – предикат – объект – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашами);

субъект – предикат – локатив: подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду);

субъект – предикат – объект – локатив: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду);

субъект – предикат – объект – атрибутив: подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

Предложения с однородными членами.

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения.

В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определяется сложностью семантической структуры текст, видом текстов. В работе с детьми, страдающими ОНР. Используется преимущественно текст-описание и текст-повествование. Более простым для этих детей является текст-повествование.

Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы:

Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.

Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.

Соотнесение выделенного значения с флексией.

Фонематический анализ выделенной флексии.

Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).

Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.

Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.

Покажем это на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.

Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Даётся задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки располагаются в два ряда: в первом ряду – картинки с изображением одного предмета, во втором ряду - картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинок.

Дети называют картинки второго ряда (например, слоны, столы, шкафы, шарфы…) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.

После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задаёт вопрос: "Что слышится в конце этих слов?" или "Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?" (Звук ы). Сравниваются пары слов: стол – столы…. Определяется их различие по семантике (стол – один предмет; столы – много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы.

4 – 5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.

6 – 7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображён либо один предмет, либо несколько предметов. Логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.

В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения

Что без чего?

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных по теме "Мебель, посуда, транспорт, одежда".

Оборудование: картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Описание игры: на доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задаёт вопрос: "Что без чего?"

Стул без ножки. Машина без колеса. Стул без спинки.

Шуба без воротника. Кастрюля без ручки. Чайник без носика. Ботинки без шнурков. Расческа без зубчиков. Платье без рукава.

День рождения.

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

Оборудование: картинки с изображением моркови, мёда, орехов, рыбы, капусты.

Описание игры: логопед говорит детям: "Ребята, у зайки сегодня день рождения. Он решил пригласить к себе в гости лесных зверей из леса. Разное угощение приготовил зайка (прикрепляет картинки на фланелеграфе). Угадайте, кому он приготовил орехи?" – "Орехи заяц приготовил белке". – "Рыба кому?" – "Рыба – лисе". – "Мёд кому?" – "Мёд – медведю". – "А капуста и морковка кому?" – "Капуста и морковка – себе".

Кто что любит?

Цель: учить детей использовать в речи простое распространённое предложение с прямым дополнением, закреплять форму винительного падежа без предлога.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: логопед раздаёт детям по несколько предметных картинок с изображением "лакомых блюд" для разных животных и объясняет условия игры. "Я буду задавать вам вопросы о том, что любят разные животные. На ваших картинках нарисованы их любимые кушанья. Тот, у кого есть картинка с лакомым блюдом названного животного, поднимает картинку и полным предложением отвечает на мой вопрос. Например, "Что любит собака?" (Кость). Саша, ты правильно поднял картинку, а теперь ответь на мой вопрос". – "Собака любит кость".

Вопросы:

Что любит корова? Что любит кошка?

Что любит ёж? Что любит заяц?

Что любит медведь? Что любит лиса?

Что любит обезьяна? и т.д.

Кто чем питается?

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Описание игры: детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят себя нужную картинку и отвечают на вопрос.

1 2

травой, корой белка

сеном, соломой лиса

овсом, сеном заяц

курами, зверьками мышь

молоком, мясом, рыбой дятел

жуками, гусеницами корова

орехами, грибами лошадь

крупой кошка

Что такого же цвета?

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе и падеже.

Оборудование: окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.

Описание игры: педагог показывает детям зелёный квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зелёный свитер, зелёная трава и т.д. Выигрывает тот, кто больше назовёт предметов данного цвета.

Чей

хвост?

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в родительном падеже.

Оборудование: картинки, на которых изображены хвосты различных животных и птиц.

Описание игры: логопед поочерёдно показывает детям картинки и просит назвать, чей хвост нарисован на картинке. Образец ответа: Это хвост собаки. Это хвост петуха. Это хвост лошади. Это хвост павлина. И т.д.

Кто где живёт?

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в предложном падеже с предлогом.

Описание игры: логопед одну за другой показывает детям предметные картинки с изображением животных и спрашивает: "Кто это?" – "Это собака". – "Где живёт собака?" – "Собака живёт в конуре". И т.д.

Где чья мама?

Цель: учить детей согласованию имён существительных с числительными, закреплять в активном словаре детей существительные по теме "Домашние животные".

Оборудование: картинки с изображение взрослых животных и картинки, изображающие их детёнышей.

Описание игры: педагог раздаёт детям картинки с изображением животных: собаки, коровы, кошки и.т.д. Картинки, на которых изображены детёныши, остаются у воспитателя. "Плачут котята, потеряли они свою маму, - говорит педагог, - кто у них мама?" - "Кошка", - отвечает ребёнок, у которого есть подходящая картинка, и берёт себе картинку с изображением котят. Игра идёт до тех пор, пока все детёныши не найдут своих мам.

Затем педагог показывает картинку с изображением кошачьей семьи и говорит: "Послушайте, вот кошачья семья: мама – кошка, папа – кот, дети – котята. Помогите мне назвать собачью семью (пёс, собака, щенок), коровью и т.д." Далее педагог произносит название существительного с числительным "один", а дети вслед за этим называют это же самое существительное в сочетании с числительными "два" и "пять": "Один котёнок – два котёнка – пять котят" (то же самое с остальными детёнышами).

Лото.

Цель: учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имён существительных.

Оборудование: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе:

одно колесо – много колёс одно яблоко – много яблок

одна кукла – много кукол одна книга – много книг

одна кисточка – много кисточек одно полотенце – много полотенец

одно кресло – много кресел один карандаш – много карандашей

один стул – много стульев один помидор – много помидоров

один лимон – много лимонов один апельсин – много апельсинов

Описание игры: всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. Педагог задаёт вопрос: "Кому дать много колёс?" дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: "У меня одно колесо. Дайте мне много колёс". За правильный ответ ребёнок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки.

Можно раздать картинки с множеством предметов, можно вперемешку.

Поймай – скажи.

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3 – го лица единственного числа настоящего времени.

Описание игры: дети становятся в круг. Логопед, бросая мяч детям, называют при этом животное. Поймавший мяч бросает его педагогу, называя какое-либо действие этого животного.

Образец: корова – мычит.

Лягушка квакает. Кошка – мяукает. Волк – воет. Собака – лает. Тигр рычит.

Затем логопед называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец: врач – лечит.

Художник – рисует. Повар – варит. Пожарник – тушит. Плотник – строгает.

Логопед называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое-либо его действие.

Образец: Ваня – катается.

Маша – играет. Коля – прыгает. Света – бегает. Витя – рисует. Люба – лепит.

Исправь ошибку.

Цель: учить детей пониманию смысла предложения.

Описание игры: логопед говорит детям: "Незнайка придумал предложения по картинкам. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно".

Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей.

Дорога едет машине. Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу. Маша несёт сумку в капусте.

Закончи предложение.

Цель: учить детей составлять сложносочинённое предложение.

Описание игры: логопед, демонстрируя детям две картинки с изображением фруктов и овощей, начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз …(сладкий). Дыня сладкая, а редька … (горькая).

Рыба солёная, а сахар … (сладкий). Виноград сладкий, а лук … (горький).

Перец горький, а мёд … (сладкий). И т.д.

4.2 Формирование словообразования у детей с ОНР

Словообразование представляет собой, с одной стороны. Особый путь развития словаря, одно из средств пополнения словарного запаса языка, с другой – оно является составной частью морфологической системы языка.. так как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у детей с ОНР необходимо основное внимание уделять организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования:

Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Глаголы:

дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, образование глаголов совершенного вида с помощью приставок, несовершенного вида – с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -во- (мыла – вымыла, убирает – убирала, умыть - умывать);

дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные:

образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные:

образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

образование существительных с суффиксом -ниц- со значением вместилища (сахарница);

образование существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).

Глаголы:

с приставками в-, вы-, на- ;

пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные:

образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);

образование относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;

образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

образование названий профессий.

Глаголы:

пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до- Прилагательные:

образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

образование относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

образование качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

сравниваются родственные слова, определяется, чем сходны и чем различаются эти слова.

В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы. Для сравнения звукового состава однокоренных слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования

Назови ласково

Цель: образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Описание игры: логопед предлагает пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать "куколка". Все предметы для куколки маленькие, поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, тарелочка, ложечка, вилочка и т.д.).

Как зовут детёныша?

Цель: закреплять образование названий детёнышей животных.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детёнышей.

Описание игры: педагог раскладывает картинки с изображением животных и их детёнышей и говорит: "Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детёныша. Назовите животных и поставьте их с мамой". Дети подбирают картинки с изображением детёнышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки.

Чьи хвосты?

Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных.

Описание игры: логопед рассказывает сказку.

– Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно назвать и ответить на вопрос: "Чей это хвост?" Например, хвост зайца надо назвать "заячий хвост".

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистый хвост белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Отдадим медведю его хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий). А на пенёчке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвост? (Мышиный). Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня

ВведениеС учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной лог...

Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."

В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

   Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи  нарушение грамматического строя реч...

Экспресс-диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В условиях работы школьного логопедического пункта или ЦПМСС, когда логопедическое обследование ребенка необходимо провести в крайне ограниченное время, мы столкнулись с необходимостью оптимизации диа...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР»

Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия....

Рабочая программа по коррекции грамматического строя речи у обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нарушения речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием    являются очень распространенными и имеют стойкий системный характер. Особенно трудным для этой категории детей ...