Рабочая программа по коррекции грамматического строя речи у обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа по логопедии

Левчук Юлия Викторовна

Нарушения речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием    являются очень распространенными и имеют стойкий системный характер. Особенно трудным для этой категории детей является освоение грамматического строя языка, т.к. для его успешного формирования необходим определенный уровень развития мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). А эти процессы у умственно отсталых детей страдают в большей степени. Неумение грамматически правильно оформить словосочетание и предложение отражается на письме, оказывая отрицательное влияние на успешность овладения грамотой. Однако и эти дети способны усваивать основные грамматические закономерности, что имеет большое значение, так как только морфологически, и синтаксически верно оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для ребенка средством общения. Однако, оказание своевременной коррекционной помощи способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korrektsii_grammaticheskogo_stroya_rechi.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации Сысертского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14» г. Сысерть

Согласовано:                                                                               Утверждаю:

Зам.директора по УВР                                                             Директор МАОУ ООШ

Кузьминых М.В.                                                                        Годова И.В.

«___»_________                                                                          «___»____________

Рабочая программа

по коррекции грамматического строя речи

у обучающихся 4 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Составитель:

Учитель-логопед

Левчук Ю.В.

г.Сысерть, 2018

Содержание

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы……………………………………………………………3

Нормативно – правовая документация……………………………………………...4

Особенности грамматического строя речи учащихся с легкой умственной отсталостью……………………………………………………………………………..5

Цель и задачи реализации программы …………………………………………6

Принципы коррекционно-развивающей работы……………………………..6

Основные направления коррекционно-развивающей работы………………7

Место курса в учебном плане……………………………………………………8

Специфика программы ……………………………………………………………8

Условия реализации программы…………………………………………………..9

Этапы реализации программы…………………………………………………..9

Методы работы…………………………………………………………………..10

Педагогические технологии…………………………………………………….10

Контрольные параметры оценки достижений учащихся……………………..10

Содержание программы для детей с легкой умственной отсталостью……...10

Ожидаемые результаты реализации курса…………………………………….13

Методические рекомендации по оцениванию результатов обучения……….14

  1. Календарно-тематическое планирование………………………………………...15
  2. Список литературы……………………………………………………………………23
  3. Приложение……………………………………………………………………………25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения, в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. (Малафеев Н.Н.).    

 Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии.    

Интеллектуальное и речевое развитие учащихся тесно взаимосвязаны между собой. Процесс формирования речи зависит от уровня развития познавательной деятельности, в свою очередь интеллектуальная недостаточность отрицательно влияет на речевое развитие обучающихся. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическая работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья  занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей.

Нарушения речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием    являются очень распространенными и имеют стойкий системный характер. Особенно трудным для этой категории детей является освоение грамматического строя языка, т.к. для его успешного формирования необходим определенный уровень развития мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). А эти процессы у умственно отсталых детей страдают в большей степени. Неумение грамматически правильно оформить словосочетание и предложение отражается на письме, оказывая отрицательное влияние на успешность овладения грамотой. Однако и эти дети способны усваивать основные грамматические закономерности, что имеет большое значение, так как только морфологически, и синтаксически верно оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для ребенка средством общения.

Оказание своевременной коррекционной помощи способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников с ОВЗ.

Нормативно-правовая документация

Данная рабочая программа составлена   согласно следующим нормативно-правовым актам:                                                        

- Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);

- Приказу Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказу Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Письма Минобразования России от 20 июня 2002г. № 29/2194-6»Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида;

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ ООШ №14.

- Конвенцией ООН «О правах ребёнка».

- Учебного плана школы.

- Устава школы.

Особенности грамматического строя речи учащихся с легкой умственной отсталостью

Исследования многих авторов (Петрова В.Г., Гнездилов М.Ф., Лалаева Р.И., Феофанов М.П., Федченко А.П., Смирнова Л.А., Соботович Е.Ф.) выявляют значительное недоразвитие грамматического строя у умственно отсталых школьников, что проявляется в:

-     бедности словарного запаса,

-     наличии множественных аграмматизмов в речи,

- нарушении формирования морфологических форм словоизменения и словообразования,

- трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений,

-    замедленном темпе синтаксического развития,

-    использовании в основном простых предложений (длина фраз умственно отсталых школьников соответствует длине фраз детей с нормальным интеллектом 6-7 лет),

-   фрагментарности предложений, нарушении последовательности слов в предложении,

-   нарушении синтаксической структуры предложений, особенно предложений, сложных по семантике и грамматической структуре,

-   нарушении понимания предложений (особенно негативных, пассивных, негативно-пассивных фраз),

-   затруднении понимания конструкций, в которых необходимо учитывать не только грамматическое оформление слов, но и их место в предложении,

-   ограничении способности перекодировать сложные по синтаксической структуре фразы (дети плохо используют возможности ассоциативной, синтаксической структуры вербального материала),

-   трудностях усвоения сложных по семантике и синтаксической структуре предложений.

Цель и задачи реализации программы

Цель - коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися АООП.

Задачи курса:        

- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;

- обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- профилактика и коррекция недостатков письма и чтения.

Принципы коррекционно-развивающей работы

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

* онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей учеников, характера имеющихся нарушений, развитие моторных возможностей (кинетических и кинестетических) как  онтогенетически наиболее ранних базовых составляющих психического развития;

* принцип системности предполагает единство диагностики,  коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей  развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении конкретных проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

* принцип деятельного  подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением материала;

*  принцип развивающей направленности обучения;

* принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя элементы и задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

* общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Основные направления коррекционно-развивающей работы

* диагностическая работа

проведение комплексного логопедического обследования детей, определение путей коррекции выявленных нарушений,

* коррекционно-развивающая работа

обеспечивает коррекцию недостатков в развитии речи, своевременную помощь детям с интеллектуальными нарушениями в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий  у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

* консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития, социализации обучающихся;

* информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.

Место курса в учебном плане

        Коррекционные логопедические занятия включены в учебный план и входят в раздел внеучебной деятельности в АООП.

       Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю, как в первую, так и во  вторую половину дня, согласно расписанию логопедических занятий.

       Количество часов на каждый раздел  программы  определяется с учетом индивидуальных возможностей  ребенка на основании личностно-ориентированного подхода.

Специфика программы

Программа предусматривает построение коррекционно-развиваюшего обучения с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей школьников, осуществления преемственности между логопедическими занятиями и учебными предметами, поэтапного формирования умений пользоваться речевыми средствами и закрепления их в устной, письменной и внутренней формах речи.

Коррекционные занятия должны быть связаны с развитием познавательной деятельности. Речевой материал и предъявляемые задания необходимо постепенно усложнять, поэтапно закреплять речевые средства в устной, письменной и внутренней речи, обязательно сочетать коррекцию речевых дефектов, сенсорных функций, мелкой и обшей моторики, мыслительных процессов, то есть формировать речь у умственно отсталых учащихся как целостную психическую функцию, как средство формирования мышления.

Условия реализации программы

Реализация программы способствует активизации всех каналов коммуникации у детей с ОВЗ; рецептивного (понимание), организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связей и отношений между предметами и словами), экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).

Для реализации программы используются индивидуальные (15-20 мин) и подгрупповые (20-30 мин) занятия.

Эффективность реализации предлагаемой программы зависит от чёткости организации логопедической работы, от равномерного распределения нагрузки, от преемственности в работе логопеда, учителей и родителей; от учета индивидуальных особенностей учащихся; от организации дифференцированного подхода; от сочетания коррекционно-развивающего процесса с медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием на учащихся.

Этапы реализации программы

Этапы

Основное содержание

Сроки

Диагностический

Всестороннего обследования речи ребенка. Анализ полученных данных, который позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения

Первые две недели сентября

Коррекционный

Реализация намеченной коррекционной работы

Со второй половины  сентября  по май

Заключительный

Повторная диагностика речевого развития ребенка. Отслеживание результатов коррекционной работы

Вторая половина мая

Методы работы

 - практические методы ( выполнение различных упражнений, дидактические игры, конструирование, творческие задания, списывание, диктант и др.и др.),

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, пересказ, работа с книгой),

- наглядные (показ образца, демонстрация, иллюстрирование, наблюдение, использование ТСО, схем, алгоритмов, планов).

Педагогические технологии

  • игровые технологии,
  • личностно-ориентированные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • элементы проблемного обучения,
  • рефлексивные технологии,
  • информационно-коммуникативные технологии.

Контрольные параметры оценки достижений учащихся

  • входная логопедическая диагностика,
  • рубежные срезы знаний, ведение мониторинга,
  • итоговая логопедическая диагностика

Содержание программы для детей с легкой умственной отсталостью

Словоизменение

Знакомство с категорией числа. Дифференциация понятий «один-много». Изменение существительных  м.р. и ж.р. по числам. Изменение прилагательных по числам. Изменение глаголов по числам. Знакомство с категорией рода имен существительных. Определение м.р, ж.р., ср.р., ориентируясь на местоимения (мой, моя, мое). Знакомство с падежами. Изменение  существительных по вопросам косвенных падежей.

Словообразование

Знакомство с суффиксальным способом словообразования. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Образование прилагательных от существительных. Знакомство с приставочным способом словообразования. Образование глаголов приставочным способом.

Образование глаголов от существительных и звукоподражаний суффиксальным способом. Знакомство с приставочно-суффиксальным способом словообразования.

Согласование и управление

Тренировочные упражнения в  согласовании существительных с местоимениями. Составление словосочетаний существительное + местоимение. Составление  словосочетаний прилагательное +существительное. Тренировочные упражнения в  согласовании прилагательных с существительными в м.р. ед.ч. Подбор однородных определений к существительному. Тренировочные упражнения в  согласовании прилагательных с существительными в ж.р. ед.ч. Подбор однородных определений к существительному. Тренировочные упражнения в  согласовании прилагательных с существительными во мн.ч. Подбор однородных определений к существительному.

Составление  словосочетаний числительное + существительное . Тренировочные упражнения в  согласовании существительных с числительными. Составление  словосочетаний : местоимение + глагол . Тренировочные упражнения в  согласовании глаголов прошедшего времени с местоимениями. Составление  словосочетаний существительное + глагол . Тренировочные упражнения в  согласовании существительных с глаголами в ед.ч. и мн.ч. Составление  словосочетаний существительное + глагол . Знакомство с глаголами в прошедшем времени, согласование глаголов прошедшего времени с существительными  в роде и числе.

Знакомство с предлогами. Значение предлогов. Правописание предлогов. Практические упражнения с предметами (выполнение инструкций с предложно-падежными конструкциями). Упражнения в употреблении предлогов.

Приставки. Значение приставок. Правописание приставок. Дифференциация предлогов и приставок.

Работа над предложением

Наблюдение за смысловой стороной слова. Сопоставление значений слов. Установление сходства и различия в значениях. Знакомство со словами, обозначающими предметы. Их смысловым значением и грамматическим признаком. Различение предмета и слова как названия предмета. Наблюдение за изменением лексического значения слов. Различение слов-предметов по вопросам в использовании имен собственных и нарицательных. Знакомство со словами, обозначающими действия предметов. Постановка вопросов к словам-действиям. Раскрытие их лексического значения. Сопоставление вопроса, на который отвечает слово, и его значения. Развитие умения ставить вопрос к глаголам, употребленным в разных временных формах и числе. Построение  простых предложений  по графической схеме и опорным словам, по сюжетной картинке. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов. Ознакомление со смысловым значением слов-признаков. Закрепление грамматической формы. Постановка вопросов к словам-признакам. Построение  предложений  по графической схеме и опорным словам, сюжетной картинке. Систематизация знаний о предложении: структура, оформление. Закрепление грамматико-синтаксических моделей. Установление связи слов в предложении. Нахождение главных членов предложения. Нахождение главного и зависимого слова. Закрепление грамматических связей (управление, согласование, примыкание). Построение  предложений  по графической схеме и опорным словам, картинному плану. Заканчивание предложения путем выбора подходящих по смыслу слов и грамматических форм. Распространение предложений дополнением. Построение  предложений  по графической схеме и опорным словам. Установление связи слов в предложении путем постановки смысловых вопросов. Построение СПП, ССП по схемам, опорным словам, картинке. Установление связи слов в предложении путем постановки смысловых вопросов.

 Ожидаемые результаты реализации курса

Планируемый результат для детей с легкой умственной отсталостью:

           Личностные  результаты

        Предметные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) формирование готовности к самостоятельной жизни.

1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

5) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

6) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

8) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

9) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

Методические рекомендации по оцениванию результатов обучения

Для оценивания результатов и эффективности логопедической работы разработан «Мониторинг по коррекции грамматического строя речи»

Параметры оценивания:

- Нарушение словоизменения: род, число, падеж

- Нарушение словообразования: приставочный способ, суффиксальный способ, приставочно-суффиксальный способ

- Связь слов в словосочетании: нарушение согласования, нарушение управления, нарушение примыкания

- Грамматическая основа предложения

- Построение предложения:.

Критерии оценивания:

5 – Ошибки более не встречаются.

4 – Единичный, несистемный, случайный характер ошибок. Эффективна направляющая помощь.

3 – Устойчивый  характер ошибок. Эффективна обучающая помощь.

2 –Множественные ошибки носят системный характер. Слабая эффективность обучающей помощи.

1 – Стойкие, множественные ошибки, не поддающиеся коррекции.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Содержание

Лингвистическая база речи

Психологическая база речи

Кол-во часов

1. Словоизменение

1

Единственное и множественное число имен сущ. в И.п.

Знакомство с категорией числа. Дифференциация понятий «один-много».

Изменение существительных  м.р. и ж.р. по числам.

Обогащение словаря по темам: «Школа», «Учебные принадлежности», «Предметы», «Мебель», «Фрукты»

Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

2

2

Словоизменение по модели: сущ. м.р. + ы (стол-столы)

2

3

Словоизменение по модели: сущ. ж.р. а → ы (книга-книги)

2

4

Словоизменение по модели: сущ.м.р. (к(г)) → и (круг-круги)

2

5

Словоизменение по модели: сущ.м.р. (беглая глас) → ы (лев – львы)

2

6

Словоизменение по модели: сущ.м.р.  + а (дом-дома)

2

7

Множественное число имен прилагательных

Изменение прилагательных по числам

Обогащение словаря по темам: «Игрушки», «Сад», «Огород»

Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

2

8

Множественное число глаголов

Изменение глаголов по числам

Обогащение словаря по темам: «Поле», «Луг»

2

9

Винительный падеж (кого?что?)

Изменение  существительных по вопросам косвенных падежей.

Обогащение словаря по темам: «Человек», «Части тела», «Гигиена», «Одежда», «Обувь»

Развитие слуховой и зрительной памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

2

10

Творительный падеж (кем?чем?)

2

11

Родительный падеж (кого?чего?)

2

12

Дательный падеж (кому?чему?)

2

13

Предложный падеж (о ком? о чем?)

2

14

Категория рода: м.р., ж.р., ср.р.

Знакомство с категорией рода имен существительных. Определение м.р, ж.р., ср.р., ориентируясь на местоимения (мой, моя, мое)

Обогащение словаря по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»

2

2. Словообразование

1

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Знакомство с суффиксальным способом словообразования. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Обогащение словаря по темам: «Водоем», «Рыбы»

Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

2

2

Образование прилагательных от существительных

Суффиксальный способ словообразования. Образование прилагательных от существительных

2

3

Образование приставочных глаголов

Знакомство с приставочным способом словообразования. Образование глаголов приставочным способом.

Обогащение словаря по темам: «Морские жители», «Дикие и домашние животные»

2

4

Образование глаголов от существительных и звукоподражаний

Образование глаголов от существительных и звукоподражаний суффиксальным способом.

2

5

Образование сложных слов

Знакомство с приставочно-суффиксальным способом словообразования.

2

3. Согласование и управление

1

Согласование существительных с местоимениями

Тренировочные упражнения в  согласовании существительных с местоимениями. Составление словосочетаний существительное + местоимение

Обогащение словаря по темам: Город», «Улица»

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, временных представлений, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), развитие словесно-логического мышления, языкового чутья

2

2

Согласование прилагательного с существительным в мужском роде единственного числа. Однородные определения.

Составление  словосочетаний прилагательное +существительное. Тренировочные упражнения в  согласовании прилагательных с существительными в м.р. ед.ч. Подбор однородных определений к существительному

Обогащение словаря по темам: «Транспорт», «Улица»

2

3

Согласование прилагательного с существительным в женском роде единственного числа. Однородные определения.

Составление  словосочетаний прилагательное +существительное. Тренировочные упражнения в  согласовании прилагательных с существительными в ж.р. ед.ч. Подбор однородных определений к существительному

Обогащение словаря по темам: «Дом», «Мебель», «Посуда»

2

4

Согласование прилагательного с существительным во множественном числе. Однородные определения.

Составление  словосочетаний прилагательное +существительное. Тренировочные упражнения в  согласовании прилагательных с существительными во мн.ч. Подбор однородных определений к существительному

2

5

Согласование существительных с числительными

Составление  словосочетаний числительное + существительное. Тренировочные упражнения в  согласовании существительных с числительными.

Обогащение словаря по теме: «Предметы»

2

6

Связь глагола прошедшего времени с местоимением

Установление связи между глаголом прошедшего времени и местоимением

Обогащение словаря по теме: «Профессии»

2

7

Связь существительного и глагола в  единственном числе

Установление связи между существительным и глаголом в единственном и множественном числе.

2

8

Связь существительного и глагола во множественном  числе.

2

9

Глаголы прошедшего времени.

Установление связи между существительным и глаголом прошедшего времени

Обогащение словаря по темам: «Птицы», «Насекомые»

2

10

Связь существительного мужского рода и глагола прошедшего времени единственного числа

2

11

Связь существительного женского рода и глагола прошедшего времени единственного числа

2

12

Предлог НА

Знакомство с предлогами. Значение предлогов. Правописание предлогов. Практические упражнения с предметами (выполнение инструкций с предложно-падежными конструкциями). Упражнения в употреблении предлогов.

Обогащение словаря по темам: «Предметы», «Дом», «Мебель», «Посуда», «Сад», «Огород», «Лес»

Развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой и зрительной памяти, пространственных представлений, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), развитие словесно-логического мышления, языкового чутья

2

13

Предлог В

2

14

Предлоги С,СО

2

15

Предлог ИЗ

2

16

Предлог ПО

2

17

Предлог К

2

18

Предлог ЗА

2

19

Предлог ИЗ-ЗА

2

20

Предлог НАД

2

21

Предлог ПОД

2

22

Предлог ИЗ-ПОД

2

23

Закрепление предлогов

2

24

Приставки НА, В, С

Приставки. Значение приставок. Правописание приставок. Дифференциация предлогов и приставок

2

25

Приставки ИЗ, ПО, ЗА

2

26

Дифференциация предлогов и приставок

2

4. Работа над предложением

1

Слово.

Наблюдение за смысловой стороной слова. Сопоставление значений слов. Установление сходства и различия в значениях.

Обогащение словаря по темам: «Дикие и домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Инструменты», «Приборы»

Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, произвольного внимания, словесно-логического мышления

1

2

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы КТО?

Знакомство со словами, обозначающими предметы. Их смысловым значением и грамматическим признаком. Различение предмета и слова как названия предмета. Наблюдение за изменением лексического значения слов.

Различение слов-предметов по вопросам в использовании имен собственных и нарицательных.

1

3

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы ЧТО?

1

4

Дифференциация слов, отвечающих на вопросы КТО? или  ЧТО?

1

5

Слова, обозначающие действия предметов.

Знакомство со словами, обозначающими действия предметов. Постановка вопросов к словам-действиям. Раскрытие их лексического значения. Сопоставление вопроса, на который отвечает слово, и его значения. Развитие умения ставить вопрос к глаголам, употребленным в разных временных формах и числе.

Обогащение словаря по темам: «Времена года», «Сезонные изменения»

2

6

Простое двусоставное нераспространённое предложение (2 слова)

Построение  простых предложений  по графической схеме и опорным словам, по сюжетной картинке.

1

7

Слова, обозначающие признаки предметов

Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов. Ознакомление со смысловым значением слов-признаков. Закрепление грамматической формы. Постановка вопросов к словам-признакам.

2

8

Простое двусоставное распространённое предложение (3-5 слов)

Построение  предложений  по графической схеме и опорным словам, сюжетной картинке. Систематизация знаний о предложении: структура, оформление. Закрепление грамматико-синтаксических моделей.

2

9

Главные члены предложения

Установление связи слов в предложении. Нахождение главных членов предложения. Нахождение главного и зависимого слова.

2

10

Предложения с использованием предлогов 

Закрепление грамматических связей (управление, согласование, примыкание).

Построение  предложений  по графической схеме и опорным словам, картинному плану. Заканчивание предложения путем выбора подходящих по смыслу слов и грамматических форм. Распространение предложений дополнением.

Обогащение словаря по темам: «Спорт», «Отдых»

2

11

Предложения из 5 и более слов

2

12

Связь слов в предложении (синтаксическое дерево)

Построение  предложений  по графической схеме и опорным словам. Установление связи слов в предложении путем постановки смысловых вопросов.

2

13

 Сложносочинённые предложения с союзами «а», «и»

Построение СПП, ССП по схемам, опорным словам, картинке. Установление связи слов в предложении путем постановки смысловых вопросов.

 

Обогащение словаря по темам: «Цветы», «Деревья»

2

14

Сложносочинённые предложения с союзами «но, «да»

2

15

Сложноподчинённые предложения с союзами «потому», «потому что»

2

16

Сложноподчинённые предложения с союзами «чтобы», «для того, чтобы»

2

17

Сложноподчинённые предложения с союзом «затем»

2

Список литературы

Основной:

1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. Логопедическая тетрадь. – М.,  2005.

3.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2007.

4.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М., 2006.

5.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.3.

6.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г

7.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда М., 2004.

8.Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Владос», 2007.

9.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической  дисграфии – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г

10. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. -М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.

11.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.:АРКТИ,2005.

12.Самоуткина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль 2004.

13.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Дополнительный:

1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

2.Волина В.В. Веселая грамматика. – М.,1995.

3.Городилова В.И., Кудрявцева М.З.Чтение и письмо: Сб. упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб., 1997.

4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.

5.Катаева А.А., Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М., 1990.

6.Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР - Издательство «Учитель», Воронеж, 2003г

7.Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб., 1997.

8.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. пособие. – М., 1997.

9.Сапгир Г.В. Моя самая первая книжка по русскому языку. – М., 1995.

10. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. – М.:«Просвещение»,1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Мониторинг по коррекции грамматического строя речи»

Параметры

Нарушение словоизменения

Нарушение словообразования

Связь слов в словосочетании

Грамматическая основа предложения

Построение предложения

ФИО

род

число

падеж

приставочный способ

суффиксальный способ

приставочно-суффиксальный способ

нарушение согласования

нарушение управления

нарушение примыкания

простое двусоставное нераспространенное предложение

простое двусоставное распространенное предложение

сложносочиненное предложение

сложноподчиненное предложение

Критерии оценивания:

5 – Ошибки более не встречаются.

4 – Единичный, несистемный, случайный характер ошибок. Эффективна направляющая помощь.

3 – Устойчивый  характер ошибок. Эффективна обучающая помощь.

2 –Множественные ошибки носят системный характер. Слабая эффективность обучающей помощи.

1 – Стойкие, множественные ошибки, не поддающиеся коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "ЧТЕНИЕ" для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающей образование по индивидуальному плану на дому, 9 класс

Рабочая программа по предмету предназначена для обучающейся 9  класса, получающей образование по индивидуальному плану на дому и составлена с учётом индивидуальных и возрастных психофизиологическ...

Рекомендации педагогам и родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения. Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением ...