Формирование лексической стороны речи учащихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
материал

Сидоренко Виктория Михайловна

Выступление на заседании школьного методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексической стороны речи  учащихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта. Возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации таких детей.

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умственно отсталых школьников существенным образом влияет на становление их дальней адаптации, т.к. одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи.

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

Наличие дефектов произношения у умственно отсталого ребенка оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Недостаточно четко воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это затормаживает общее развитие речи, замедляя овладение словарным составом и грамматическим строем языка.

Фонетические недостатки речи влекут за собой большие трудности в овладении грамотой. Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталого ребенка и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.

Следующая особенность устной речи умственно отсталых детей заключается в ее недостаточной выразительности. Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Недостаточность словарного запаса умственно отсталых школьников легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден. Иногда даже ученики старших классов затрудняются назвать постоянно встречающиеся предметы.

Сложными для них являются обобщающие понятия. Неумение обобщить предметы по основному признаку затрудняет понимание таких слов, как «инструменты», «одежда», «транспорт» и т.п. Но еще более сложны для учащихся слова, имеющие абстрактные значения. Такие слова употребляются ими крайне редко. Одной из особенностей словаря детей с интеллектуальной недостаточностью является наличие «пустых» слов в речи, т.е. слов, не имеющих конкретного содержания. Часто ученик, называя объект, не может узнать его среди других предметом или изображений, что подтверждает отсутствие соответствия между словом, обозначающим предмет, и конкретным его образом.

С точки зрения развития речи дети с нарушение интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, владеющие небольшим объёмом слов и простых фраз, дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращённой речи, привязанность к ситуации с одной стороны, и, оторванность речи от деятельности – с другой стороны. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребёнка, не может служить полноценным источником передачи ребёнку знаний и сведений».

У детей с интеллектуальными нарушениями задерживается не только развитие активной речи. Они хуже нормально развивающихся сверстников понимают обращённую к ним речь. Если высказывания собеседника длинны, то дети быстро утомляются, перестают слушать. Это особенно резко обнаруживается в случаях, когда отсутствуют конкретные опоры.

К школьному обучению дети с  интеллектуальными нарушениями приходят с существенным речевым недоразвитием

 Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития ребёнка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей с интеллектуальными нарушениями (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), определены следующие задачи работы над словом:

  1. Обогащение словаря.
  2. Уточнение значения слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
  3. Активизация словаря.

Выделяют следующие особенности, которые необходимо учитывать при работе над словом:

  • процесс запоминания слов эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение;
  • новое слово произносится учителем и воспринимается учащимися на слух, разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств, при активном участии детей, затем слово перечитывается и включается в предложение;
  • для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в разные контексты;
  • при активизации лексики важно соблюдать естественность условий, составляемые предложения должны отражать содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задаётся учителем и разбирается на уроке;
  • работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка.

Без комплексной работы над всеми сторонами речи, без постоянного применения грамматического материала по отношению к конкретным словам, новая информация в памяти детей не откладывается.

Обогащение словаря чаще всего идёт за счёт имён существительных. Овладение словами данной грамматической категории является очень важным, так как основу речи составляют именно они.

Но надо помнить о том, что развитие и совершенствование фразовой речи возможно при достаточно развитой глагольной лексике. Накопление глагольной лексики идёт медленно. Во-первых, потому, что слова данной грамматической категории более абстрактны в своём значении. Во-вторых, потому, что эта категория характеризуется большим семантическим богатством.

Расширение словаря должно происходить и за счёт прилагательных. Увеличивать их количество в речи нужно с помощью синонимов, а также антонимов. Обогащение речи прилагательными  является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой.

Основные пути формирования словаря учащихся начальных классов с интеллектуальными нарушениями  в учебной деятельности 

1. Обогащение и уточнение номинативного словаря:

  1. Назвать одним словом все предметы (слова обобщающего значения).
  2. Назвать овощи, фрукты, одежду, обувь, посуду, мебель, транспорт, растения, цветы, домашних и диких животных и др.
  3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты,  свёкла - …, чашка - …, или наоборот: фрукты – груша, …; овощи - … и т. д.
  4. Найти лишнюю картинку. Предъявляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картофель, репа, груша).
  5. Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далёкие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
  6. Продолжить ряд слов: мебель – стол, …, …, … ; деревья – сосна, …, …,

С использованием предметных картинок. Слово называется по его значению:

  • Место, где приготовляют и продают лекарства. (Аптека).
  • Загородный дом для летнего отдыха.  (Дача).
  • Сильная метель, снежная буря. (Вьюга).
  • Детёныш коровы. (Телёнок).
  • Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье).
  • Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж).
  • Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец).
  • Хищное животное, пышнохвостое, рыжего или чёрно-бурого цвета. (Лиса).

8) «Назови по-разному». 

Называние одного и того же предмета (игрушки: мишка, мишенька, медвежонок).

9) «Что вокруг нас?»
Дети называют то, что видят (видели) вокруг себя.

10) «Найди «вкусное» слово, «Накорми животное». 
Дети называют слова, обозначающие продукты питания, пищу животных.

11) Отгадывание загадок.
Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов:
(Что за птица? 
Красные лапки, 
щиплют за пятки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...

Подборка нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.

На своих уроках по ФЭМП я включаю нейроигры и упражнения, для формирования математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР....

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...

Открытый урок по формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР «Путешествие в страну Математики»

Открытый урокпо формированию математических  представлений для детей  с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР«Путешествие в страну Математики»Це...