Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
материал

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

                                                                           Учитель: Николаева Л.Ф.                                                            

2021г.

Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью обусловливает определенные изменения в организации и содержании специального образования. Эти изменения во многом связаны с провозглашением в качестве основной методологической составляющей Стандартов деятельностного подхода, в соответствии с которым развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающихся с умственной отсталостью) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. При этом основные структурные компоненты деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) рассматриваются как предмет целенаправленного формирования и представляются в Стандартах как образовательные результаты.

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была разработана концепция развития универсальных учебных действий, согласно которой содержание учебных предметов и образовательных технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения школьников. По мнению авторов этой концепции учебная деятельность представляет собой целостную систему, в которой формирование каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и особенностями психического развития детей.

Следует отметить, что указанные положения концепции развития универсальных учебных действий во многом совпадают с принципами коррекционно-развивающего обучения. Так как имеющиеся у многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  эмоционально-волевые и когнитивные нарушения  обусловливают значительные трудности формирования структуры учебной деятельности, составляющие ее компоненты (учебная мотивация, общеучебные и общетрудовые умения) были всегда объектом коррекционно-развивающей работы в специальном образовании.

В понятии общеучебное умение или универсальное учебное действие авторами концепции выделяется еще очень важный аспект – его ориентированность на успешную социальную адаптацию за счет формирования жизненно важных компетенций. Мы должны  обеспечить формирование у них способностей к дальнейшей социализации и социальной адаптации.

В соответствии с деятельностным подходом требованиями Стандартов предусмотрено включение в содержательный раздел такого варианта, который ( соответствует итоговым образовательных результатов ФГОС начального общего образования.) Это – программы формирования базовых учебных действий. Их 5 вариантов: наш- 5- обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью).

Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов. Формирование базовых учебных действий  у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда . Всё это направлено на формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих  социально-бытовую ориентировку и социальную адаптацию . Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.

Структура базовых учебных действий включает:

-        мотивационный компонент учебной деятельности;

-        операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса базовых учебных действий, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;

-        регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога .

Следует отметить, что проблема формирования учебной деятельности,  составляющих ядро общеучебных и общетрудовых  умений, достаточно давно находится в центре внимания в олигофренопедагогике. Уже на пятом и шестом годах обучения дети могут дифференцировать сходные по внешнему виду предметы; выполнять действия сравнения, анализа, классификации и обобщения в пределах своих возможностей; понимать содержание картин и литературных текстов.

Таким образом, программа базовых учебных действий  позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

 Предусматривающих формирование универсальных учебных действий, программа рассчитана на базовые учебные действия. Она включает четыре группы:

1)        личностные БУД;

2)        коммуникативные БУД;

3)        регулятивные БУД;

4)        познавательные БУД.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. В процессе обучения предполагается осуществление мониторинга всех групп базовых учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Учет сформированности базовых учебных действий является важнейшим показателем для промежуточной аттестации обучающихся.

Согласно Стандартам на протяжении всего периода обучения должна проводиться целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и индивидуальной формах.

В соответствии с деятельностным подходом и принципами коррекционно-развивающего обучения БУД формируются в специально проектируемых ситуациях с учетом типологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Большинство видов БУД, составляющих ядро любой учебной деятельности, актуализируются и формируются на каждом учебном занятии. Вместе с тем, для целенаправленной работы по их формированию должны создаваться специальные условия.

1)        содержания учебного предмета, коррекционного курса или внеурочной деятельности обучающихся;

2)        используемых        образовательных        технологий,        методов        и        приемов обучения, воспитания, коррекционной работы;

3)        организационных форм, используемых в образовательном процессе.

В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у обучающихся. К таким регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), а также принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану. По единым алгоритмам учеников младших классов ежедневно следует приучать подготавливать к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике.

Поведенческие методы широко используются в зарубежной коррекционной педагогике для работы с детьми, имеющими выраженные нарушения произвольной регуляции поведения, умственную отсталость, аутизм. В последние годы эти методы все чаще применяются в коррекционной работе с детьми и в нашей стране.

В качестве общих принципов формирования БУД у обучающихся в учебной деятельности можно выделить принципы:

1)        помощь        и        направляющее        воздействие        учителя,        подготавливающие учащихся к предстоящим действиям ;

2)        систематическая тренировка школьников в выполнении умственных действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;

3)        является включение в учебный процесс упражнений в применении усвоенных знаний.

Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:

1.        Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с формированием определенных БУД.

2.        Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения заданий (с учетом тех или иных видов работы);

3.        Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности, какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).

4.        Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким критериям должны оценивать и пр.

5.        Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр.

Проектирование уроков с направленностью на формирование БУД предполагает создание условий для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю.

Технологической карты? Форма записи урока в виде технологической карты позволяет детально продумать его еще на стадии подготовки, оценить разумность и потенциальную эффективность выбранных методических приемов, средств и подходов к организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока.

Примерные формы составления календарно-тематического планирования учебных предметов, курсов представлены в методических рекомендациях по составлению рабочих программам учебных предметов.

Можно рекомендовать следующий алгоритм включения видов БУД в содержание программ учебных предметов:

1.        Проанализировать содержание разделов и тем программы на предмет его использования для формирования определенных видов БУД, которые указаны в таблице для данного предмета.

2.        Разработать рабочую программу учебного предмета на основе примерной, указав в пояснительной записке, а также в разделах программы формируемые БУД.

3.        Выбрать методы и средства формирования БУД для каждого раздела.

4.        Разработать систему типовых заданий для формирования БУД в рамках учебного предмета.

5.        Разработать диагностический материал для оценки сформированности БУД.

Важнейшим показателем сформированности БУД и психического развития учащихся в целом является их обучаемость, т. е. то, как они поддаются обучению.

 Восприятие и осознание учебной информации, выполнение ручных операций и решение умственных задач.

Поведение и деятельность учащихся оцениваются по системе показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД.

Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется использовать следующую бальную систему оценки:

0        баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1        балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя  и с его значительной организующей помощью;

2        балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя, но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя  становится меньше;

3        балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4        балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя ;

5        баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.

Используя общие показатели и уровни сформированности БУД можно осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики проводимой разными специалистами (учителями, логопедом, психологом). Схема.

В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью в могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы: наблюдение, беседа, различные виды психолого- педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование родителей и педагогов.

Так, педагогическое наблюдение может носить формализованный характер, т. е. осуществляться по конкретным показателям и заданной системой их бальной оценки. Это оценка сформированности БУД и в классном. журнале.

Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться типовые задачи, представленные в специальных учебных тетрадях.

В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей.

Необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является непрерывное повышение их квалификации в вопросах реализации деятельностного подхода в коррекционно- педагогической работе с детьми. В качестве форм повышения квалификации педагогов внутри организации можно рекомендовать семинары, мастер-классы, анализы и обсуждения учебных и коррекционных занятий, изучение специальной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиямиФГОС НОО...

«Развитие коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования элементов игротерапии во внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС образо...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...