«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).
учебно-методический материал на тему

Гудзиева Светлана Анастасиевна

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиямиФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_usloviyah_fgos_noo.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

учителя  начальных  классов

ГБОУ школы №15 г.Славянска-на-Кубани

Гудзиевой Светланы Анастасиевны

Тема:

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ  ФГОС  НОО  ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

        В соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку  в своей деятельности стараюсь применять нестандартный, развивающий подход к изучению материала, так как работа по алгоритму «передача знаний – повторение готовых переданных знаний» оказывается менее эффективной.  Поэтому основной упор ФГОС делает на использование в обучении системно-деятельностного подхода, согласно которому, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена, так как «человеческая жизнь – совокупность, система сменяющих друг друга деятельностей» (по Леонтьеву). Поэтому сведения, понятия, которые были сформулированы либо добыты учащимися  самостоятельно, имеют наибольшую практическую значимость, чем заученные навыки и операции.  В результате использования деятельностного метода отношение школьников к миру все чаще не укладывается в схему «знаю – не знаю, умею – не умею», сменяясь параметрами «ищу и нахожу, думаю и узнаю, пробую и делаю». В организации процесса образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а как организатора непосредственной образовательной совместной деятельности учащихся, основанной на началах сотрудничества и взаимопонимания, и принятие необходимости внедрения инновационных методов обучения в образовательный процесс. Так как функции учителя в такой совместной деятельности изменились, я стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы они сами приняли участие в решении основной проблемы урока, показывая на своем примере, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать. У деятельностного метода обучения есть преимущество  –  он может применяться при изучении любого предмета, главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение обучающихся в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи, открытия нового знания, самоконтроля и самооценки, обеспечивая прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Знания становятся понятными, осознанными, надолго запоминающимися, потому что получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная деятельность побуждает ученика вступать в деловую коммуникацию с учителем, формируя умение сотрудничать. В результате систематической собственной познавательной деятельности учащийся оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации. В зависимости от типа урока определяются основные учебные ситуации, где меняются виды деятельности учащихся: важно продумать, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций, как часто будут меняться виды деятельности, как будут осуществляться переходы между этими ситуациями.

        В зависимости от характера познавательной деятельности  в своей педагогической практике я использую следующие системно-деятельностные методы работы:

  • Проблемный – ставлю перед учащимися проблемный вопрос или создаю проблемную  ситуацию, вызывающую удивление, затруднение, призыв помочь, руководя при этом поиском способов разрешения ситуации затруднения. Проблемное обучение стараюсь организовать через создание особого вида мотивации, подбирая такой дидактический материал, который может быть представлен как цепь проблемных ситуаций, которые могут различаться по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности. Создавая на уроке проблемную ситуацию с помощью различных вербальных и невербальных средств, стараюсь направить учащихся на ее восприятие, организовать появление интереса и вопросов. Оказывая дозированную помощь, задавая наводящие вопросы, подвожу к началу активного поиска ответов.
  • Частично-поисковый -  используя этот метод работы, разделяю задачу урока на небольшие этапы, решение одного из которых позволяет продвигаться дальше в освоении темы урока, приобретению определенного навыка, в случае затруднения предлагаю несколько вариантов решения, позволяющих учащимся самостоятельно сделать вывод или сформулировать понятие.
  • Коммуникативный и информационно-коммуникативный – активно  использую в практике своей работы рассказ, беседу, позволяющую путем постановки системы вопросов подвести учащихся к пониманию нового материала или проверить усвоенный ранее; работу с книгой.
  • Методы контроля, самоконтроля, рефлексии.
  • Игровой – деятельность в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, совершенствование навыка, в  которых личность полностью реализует себя как субъект, при этом мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, удовлетворения потребности в самореализации.

        Одно из приоритетных мест в моей педагогической практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и увлекательной  деятельность учащихся на творческо-поисковом уровне. В таком приеме создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации.    Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять. Учащимся младшего школьного возраста очень нравятся развивающие дидактические игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развить свои способности. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре учащиеся попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в действии, привести эти знания в систему.  Используя дидактические игры на уроке, я обязательно продумываю систему заслуженного поощрения за успехи, причем, не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней применения новых знаний, умений и навыков. Планируя урок, я стараюсь использовать игры, которые направлены на развитие разных способностей, потому что детям  неинтересно на протяжении всего урока выполнять одни и те же или сходные действия, вследствие которых они быстро устают и урок не приносит желаемого результата. В практике своей педагогической деятельности мне нравится использовать дидактические игры, игры-соревнования, игры-путешествия, деловые игры, сюжетно-ролевые игры, игры с использованием сказочных и литературных персонажей, главное, чтобы игра была интересна и посильна для учащихся, потому что познавательный интерес нужно удовлетворять сразу, пока он не угас. Большинство видов дидактических и развивающих игр я придумываю сама, опираясь на тему и идею урока, многие идеи к таким урокам подсказывают сами дети.         Очень гармонично на уроках в начальной школе используются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры, игры- драматизации. Для развития воображения и творчества детей использую игры на составление рассказов, например, «Рассказ по картинкам»: предлагаю ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок, придумать продолжение, можно усложнить задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. Одна из сложных задач, стоящих перед учащимися начальной школы – научиться правильно и красиво писать. В этом мне помогают пальчиковые игры, основанные на инсценировке каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения, достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования.

Используя метод системно-деятельностного подхода в своей практике, я стараюсь ставить учебную задачу путем постановки проблемного вопроса, мотивирующего изучение новой темы и обеспечивающего мотивацию к её изучению, формулируя не только содержательную цель, но и деятельностную.  Подводя к открытию нового знания, предлагаю систему вопросов и заданий, стимулирующих самостоятельное открытие нового, обеспечивающих выполнение предметных действий с реальными объектами.  Первичное закрепление, тренировочные упражнения провожу с обязательным комментированием, проговариванием вслух изучаемых понятий, обеспечивая тем самым прохождение этапа внешней речи – проговаривание вслух и выполнение действия по алгоритму. Обучающая самостоятельная работа обеспечивает прохождение этапа внутренней речи – проговаривание алгоритма «про себя». Для повышения эффективности усвоения учебного материала стараюсь проводить большее количество наблюдений, упражнений, практических работ, игр для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Использование системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную деятельную и речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности. В ходе каждого урока оправдано применение различных методов и приёмов с учетом содержания обучения и познавательных возможностей учащихся для более успешного овладения программным материалом, активизации познавательной деятельности. Так для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности я использую приём маскировки неизвестной языковой задачи под известную, создаю речевую ситуацию, содержащую конфликт между речевым опытом и его рефлексией, использую ситуации с игровыми персонажами (звуковичками, инопланетянами, роботами, иностранцами), ставлю коммуникативные задачи для создания актуальности изучаемой темы. Для принятия учебно-познавательной задачи использую побуждающий к решению проблемной ситуации диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. для включения учащихся в активную познавательную деятельность стараюсь связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, использовать многообразные формы и  методы учебной работы, привлекать прошлый опыт. Так как значение  позитивной мотивации для успешного изучения программного материала выше, чем значение интеллекта обучающегося и может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, стараюсь ее использовать на каждом этапе урока.  Для активизации учебной деятельности я использую такие приемы обучения, как использование сигнальных карточек при выполнении заданий ( с одной стороны на ней изображен « +», а с другой « - », круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Я использую работу с карточками при изучении любой темы с целью проверки знаний, выявления пробелов в пройденном материале, удобство такого приема в том, что сразу видна работа учащегося. Использование приема «Узелки на память» , заключающегося в составлении алгоритма основных моментов изучения темы целесообразно для закрепления или для оказания помощи при выполнении задания. Для развития слухового восприятия, внимания и памяти, переключения эмоционального состояния в ходе занятия, после выполнения задания повышенной трудности уместно использование приема восприятия материала с закрытыми глазами. Использование ИКТ дополняет традиционные приемы работы, расширяя возможности взаимодействия учителя и учащихся. Внедрение новых ИКТ является приоритетным направлением модернизации российского образования, потому что главные достоинства компьютера – интерактивность (способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося) и мультимедийность (возможность предъявлять тексты, изображения, воспроизводить звук и музыку).  При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность обучающихся. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает учебный процесс интересным и выразительным. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным, динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений. Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд, не теряя времени на написание текста на доске, отпечатанные демонстрационные слайды могут использоваться учащимися по мере изучения темы. Преподнесение материала в образной, а не в текстовой форме эргономичнее, обеспечивает более глубокое запоминание через образное восприятие и эмоциональное воздействие, повышает интерес к предмету. Применение ИКТ позволяет приблизить урок к мировосприятию ребенка, который больше слушает и слышит, чем читает и говорит. Применяю ИКТ на всех типах урока и на всех его этапах.

Активно использую в своей практике наглядно-иллюстративный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания, памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. Результативно использую активные методы и приемы рефлексии: для определения настроения и эмоционального состояния, для выяснения осознанности восприятия содержания пройденного материала, проверки осмысления способов и приемов учебных действий, умения выбрать наиболее рациональные. Наиболее удачно при использовании рефлексии обозначение видов заданий или этапов урока картинками-символами, помогающими в конце занятия актуализировать материал урока и выбрать понравившийся, наиболее удачный.

Чтобы активизировать обратную связь «учитель – ученик» в процессе обучения грамоте успешно использую метод комплексной сказкотерапии, позволяющей быстро «зажечь» интерес  ребенка к занятию, так как само предложение побывать в гостях у сказки уже несет в себе нечто волшебное, необычное и учащиеся легко концентрируют внимание на речи педагога в ожидании чуда. Авторские дидактические сказки нацелены на решение конкретных задач и способствуют усвоению программного материала, помогают найти индивидуальный подход к ребенку. Слушая сказку и выполняя по ходу задания, дети с интересом справляются со сложными учебными задачами, овладевая определенными знаниями и навыками.

На уроках русского языка успешно использую различные приемы, способствующие наряду с развитием мелкой и общей моторики овладению каллиграфическими навыками и навыками правописания: прорисовывание по точкам, письмо по обводке, письмо в воздухе, письмо с использованием тренажеров, письмо с использованием рамки, позволяющей держать строку, штрихову, вылепливание из пластилина буквенных элементов, очень нравится детям комментированное письмо.

На уроках ИЗО, трудового обучения использую некоторые приемы арт-терапии, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков, самопознание и принятии себя, данные методы являются средством преимущественно невербального общения, что делает их особенно ценными для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. Применение приемов арт-терапии способствует развитию усидчивости, аккуратности, раскрывает творческий потенциал, способствует открытому выражению своих мыслей, обретению новых форм деятельности.  Арт-терапия объединяет в себе использование сразу нескольких методов обучения: вербального, наглядного, проблемного, ценность этих приемов проявляется еще и в том, что их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе. Успешно использую такие приемы арт-терапии на своих уроках: рисование пальчиками, рисование штрихом, рисование по сырой бумаге, отрывную аппликацию, кляксографию с ниточкой, с трубочкой, печатки, рисование точками. Использование этих приемов доставляет удовольствие от процесса выполнения и от результата, дети готовы многократно повторять то или иное действие, овладевая определенными деятельными навыками, формируя уверенность с себе и своих способностях.

Все вышеперечисленные системно-деятельностные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Таким образом, применение активных системно-деятельностных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

     Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Об использовании на уроках чтения в старших классах интересной формы работы - технологии создания «лэпбука», представленный в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательно...