Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

       Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) является: развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

Тема выступления

«Современные подходы во взаимодействии школы и семьи

в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»

Учитель начальных классов: Алферова Л.В.

Смоленск, 2021

       Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) является: развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

В ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ, а также других документах указывается на то, что родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений. Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию учащихся, рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательных отношений в отдельно взятом классе. В соответствии с ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители должны стать активными участниками образовательной деятельности: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и внеучебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках, принимать участие в разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). 

       В соответствии с требованиями ФГОС и АООП (2 вариант) одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.     Адаптированная основная общеобразовательная программа АООП (2вариант) предусматривает разработку «Программы сотрудничества с семьёй обучающегося». Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий: 

        1. Задача: психологическая помощь семье, выстраивается на основе результатов психологической диагностики семьи, в ходе которой выявляются причины, препятствующие адекватной поддержке развития ребенка, нарушающие гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. В целях психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка. Планируемые мероприятия: тренинги, психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации.

        2. Задача: педагогическое просвещение родителей через повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Помощь детям с выраженным нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Воспитание ребенка в семье носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о болезни ребенка.  Поэтому не только детям с ОВЗ необходима помощь, но и их родителям. Ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Игротерапия детско-родительских отношений, которая позволяет родителям лучше понять своего ребенка, увидеть себя со стороны, почувствовать эффективность своего отношения к ребенку. Обучение родителей различным формам общения со своим ребенком, продуктивная реорганизация средств общения с умеренно умственно отсталым ребенком. Развитие контроля у родителей за своим общением с ребенком, за своими эмоциями и их внешними проявлениями. Разъяснение необходимости сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром, способствуя таким образом, как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества через формирование у здоровых его членов правильного отношения к больному ребенку, сочувствия окружающих и желания оказывать ему помощь. Разъяснение необходимости постоянного повторения ребенком, изученного материала не только в школе, но и дома – закрепление учебных знаний и навыков.

       Планируемые мероприятия: индивидуальные консультации со специалистами, тематические семинары.

       3. Задача: убеждение родителей в необходимости участия в разработке и реализации СИПР в интересах ребёнка. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность сторон и предусматривается, в частности, обязательство родителей выполнять рекомендации специалистов по воспитанию и обучению ребенка в условиях дома. А также в необходимости разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

       Родители имеют право знакомиться также с учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Наряду со сказанным, родители имеют право влиять на выбор части учебных предметов и характер внеурочной деятельности. Для этого в марте-апреле необходимо провести анкетирование родителей по выбору курсов внеурочной деятельности.

       СИПР предусматривает мониторинг результатов обучения, который проводится не реже одного раза в полугодие. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. 

       Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. В ходе диалога обсуждаются вопросы о возможном изменении медикаментозного лечения, о проведении медицинского обследования, об изменении подходов психолого-педагогической работы с ребенком, о введении индивидуального графика посещения ребёнком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в год.

       Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

       Планируемые мероприятия: договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией, участие в разработке и реализации СИПР.

       4. Задача: Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации. Строить взаимоотношения с родителями педагог начинает с изучения микроклимата каждой семьи. Для этого анализируется имеющаяся документация, проводятся индивидуальные беседы с учащимися, родителями, близкими родственниками. Классный руководитель посещает семью, наблюдает за учеником в учебной, трудовой и игровой деятельности. Консультации с врачом-психиатром, логопедом, психологом помогают учителю понять особенности семьи и ребенка. Вся информация заносится в «Дневник наблюдений» обучающегося, который ведется с 1 по 11 класс и через который можно хорошо проследить динамику развития ребенка.

       Учитывая заинтересованность родителей детей с ОВЗ процессом и результатом обучения их детей, помимо традиционных форм взаимодействия школы и родителей, какими являются родительские собрания, индивидуальные консультации родителей педагогами и специалистами образовательного учреждения, школами родителей и пр., особое внимание стоит обратить на организацию родительского мониторинга образовательной деятельности. Для этого целесообразно систематически проводить открытые занятия для родителей.

       Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения.

       Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современной образовательной деятельности, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательной деятельности и как бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первоклассников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем самым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма.

       Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка.

       Планируемые мероприятия: посещение родителями уроков, занятий, ведение дневника наблюдений, консультирование по предметной деятельности и др.

       5. Задача: обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения. Для реализации специальной индивидуальной программы развития, обмена информацией о ребёнке, о его состоянии необходимы регулярные контакты родителей и специалистов в течение всего учебного года - это может быть общение по телефону, интернет: сетевой город образование, группы в интернет сообществах, дневник обучающегося, дневник наблюдения за обучающимся, сайт образовательного учреждения.

       На информационных стендах в школе и на сайте школы необходимо вывешивать актуальную информацию о культурной и образовательной жизни в школе, поздравлять победителей, именинников и пр., помещать благодарности детям и родителям, принимающим участие в школьной жизни.

       Планируемые мероприятия: информирование электронными средствами, личные беседы, встречи, просмотр и обсуждение видеозаписей с ребёнком, проведение открытых уроков.

       6. Задача: организация участия родителей во внеурочных мероприятиях. Главная ее цель – наладить отношения полного взаимопонимания с родителями, сделать их союзниками в деле воспитания учащихся. На первых встречах с родителями педагог постоянно нацеливает их на то, что нужно сообща делать одно дело. Очень важно присутствие взрослых на классных мероприятиях. Чтобы правильно воспитывать, родители должны видеть своего ребёнка в различных ситуациях, наблюдать за ним, как он общается с другими детьми, учить его адекватно оценивать свои силы.

       В работе с родителями полезно использовать интерактивные методы: привлекать родителей в качестве экспертов, членов жюри во внеклассные мероприятия, конструировать образовательные и культурно-массовые мероприятия с учетом опыта и профессиональных возможностей родителей (знакомство с профессиями, посещение учреждений, рассказ о новых сферах деятельности. Мастер-классы и пр.). Особое значение имеют общешкольные, тематические выставки работ учащихся. Чем более будет открыта школа, чем большее количество детей и родителей будет вовлечено в освещаемую деятельность, тем больший положительный отклик может быть получен от этой работы. Проведение совместных экскурсий по родному краю для формирования у детей адекватного представления об опасности и безопасности, которые дают знания об окружающем мире, учат ориентироваться в незнакомом месте.

       Планируемые мероприятия: привлечение родителей к планированию мероприятий, анонсы запланированных мероприятий, поощрение активных родителей.

 

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  1. Сборник материалов «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» Всероссийская научно-практическая конференция - г. Киров, 2014
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Доклад "О готовности  МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»

Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихсяЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление представле­ний о семье и ее членах;-уточнение...

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

Обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиямиФГОС НОО...

Ритмопластика - инновационный метод работы с детьми по формированию потребности в здоровом образе жизни в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социа...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в активное взаимодействие с окружающим миром

Познавательная активность ребенка зависит от многих факторов, в том числе от уровня общей активности и особенностей его опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми. У ребенка с особенностями раз...

Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с деятельностным подходом, являющимся общеметодологической основой современного отечественного образования, группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) была ...