Главные вкладки

    Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)
    статья на тему

    Архипова Светлана Анатольевна

    В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ребенка с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

    Целью реализации данной программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ребенка с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).

    Целью реализации данной программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

    Алгоритм составления СИПР для обучающегося  с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

    Шаг 1. Создаётся группа, в состав которой входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:

    • учитель класса
    • учитель-дефектолог
    • учитель-логопед
    • педагог-психолог
    • другие специалисты (по возможности ОУ)
    • родители (законные представители) – по согласованию

    Издаётся приказ по образовательному учреждению, закрепляющий состав группы по разработке СИПР.

    Шаг 2. Оценка развития обучающегося на момент составления программы (на момент поступления заявления от родителей, законных представителей)

    Составляется группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в школе

    • Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.).
    • Данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка.
    • Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных), фиксация:

    - особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания,

    памяти, мышления;

    - поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;

    - речевых и коммуникативных возможностей;

    - игровой деятельности;

    - базовых учебных действий;

    - предметно-практических действий;

    - навыков самообслуживания (степень самостоятельности при  самообслуживании),

    - навыков бытовой и трудовой деятельности, академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.);

    • Оценка потребности в уходе и присмотре;
    • Выводы по итогам оценки.

    Шаг 3. С учетом выводов по результатам оценки и обозначенных приоритетов происходит отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана

    • Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов.
    • Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям.
    • Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР.
    • Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП (с согласования родителей, законных представителей).

    Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

    • существенным изменением содержания образования;
    • обязательной индивидуализацией обучения;
    • дозированным расширением образовательного пространства.

     

    Структура СИПР (в нашем случае были затруднения, придерживаться структуры СИПР, т.к. не было заявления родителя с начала учебного года и психолого-педагогическую характеристику мы составляли в короткие сроки).

    1. Индивидуальные сведения о ребёнке

    2.1 Психолого-педагогическая характеристика на начало   учебного года

    2.2 Психолого-педагогическая характеристика   на конец учебного года

    3. Индивидуальный учебный план

    4.Содержание образования:

    4.1 Базовые учебные действия

    4.2 Содержание учебных предметов

    4.3 Нравственное развитие

    4.4 Формирование здорового и безопасного образа жизни

    5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

    6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР (учитель начальных классов, прошедший спец.переподготовку, педагог-психолог)

    7. Программа сотрудничества с семьёй

    8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов, (которые и на сегодняшний день не укомплектован).

    9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

    Программа имеет приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях, разработанная группой наших специалистов. Программа динамична и дополняется специалистами в течение всего учебного года.

    Разработан перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:

    1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного обучения детей (перечень оборудования из методических рекомендаций по введению ФГОС ОВЗ);
    2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам, включенным в СИПР осуществляется из реальной ситуации в семье и ОО.

    Вызывал затруднения подбор дидактического материала. Учитель работающий с ребенком изготавливал из подручных средств (наборы аромобаночек, специальный стержень с нанизанными на него бусинами,  звучащие предметы для встряхивания и др.)

    В идеале, для работы учителя нужны коммуникаторы, электронная кнопка для привлечения внимания. Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, вибромассажер., предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),

    Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д. Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки и др.).

    На занятиях, педагог совместно с  ребенком применяет ноутбук, планшет для рисования с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.

    Шаг 4. Оценка достижений обучающихся:

    Группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение.

    1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям.

    На сегодняшний день специалистами группы использована только эта форма аттестации, а промежуточная и итоговая пройдут в мае месяце.

    Оценка достижений обучающегося была проведена специалистами по следующим критериям

    Уровни самостоятельности при выполнении

    Не выполняет задание

    -

    Выполняет задание со значительной помощью

    зп

    Выполняет задание с частичной помощью

    чп

    Выполняет задание по подражанию

    п

    Выполняет задание по образцу

    о

    Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

    сш

    Выполняет задание самостоятельно без ошибок

    +

    заданий

    Таким образом, составление и реализация СИПР изначально вызывало затруднения у всех специалистов, работающих с этим обучающимся. Но на сегодняшний момент весь алгоритм реализации СИПР нами проработан, пропущен через собственный опыт, которым я и хотела поделиться с вами. Благодарю за внимание , готова ответить на ваши вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

    В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

    Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

    Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

    Составление СИПР для обучающегося с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

    В материале презентации раскрыты аспекты деятельности учителя-дефектолога при составлении  и реализации СИПР...

    Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...