Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
материал
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на семинаре по дефектологии:
«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Подготовила: воспитатель Ларина Е.В.
2025 г.
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.
Формирования экологической культуры - это комплексный подход формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Дети поступают в нашу школу из других интернатов, детских домов и из неблагополучных семей. Такие дети обладают различными заболеваниями – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения….. Работа по формированию экологической культуры проводится в соответствии с ФГОС, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на здоровье обучающихся.
Вся деятельность по формированию экологической культуры осуществляется всеми доступными средствами во внеурочной деятельности. Моя работа в данном направлении осуществляется в обсуждении с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Цель деятельности по формированию экологической культуры: обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Формирование экологической культуры на мой взгляд – это формирование опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе.
Организация воспитательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований . Учитываю индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности.
По формированию экологической культуры обучающихся провела следующие занятия :
День защиты животных. Всемирный день журавля. Планета – наш общий дом. Наш дом- природа. Виртуальные экскурсии « Краски и звуки природы!» о сезонных изменениях в природе, с целью наблюдения за изменениями в жизни растений и животных, развития навыков наблюдения за природой, воспитание бережного отношения к природе. Формирование чувства прекрасного и любовь к родной природе.
Красная книга – сигнал опасности. О растениях и животных нашего края.
Аппликации из природного материала .
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди по семенам», «С какого дерева листок?» и др Подвижные игры.
В ходе работы использую различные формы работы: беседы-презетации, экскурсии, часы ручного труда, часы рисования, дидактические , ролевые и подвижные игры.
Стараюсь использовать материал красочный, доступный и понятный каждому воспитаннику, чтобы каждый смог применить знания, умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
- иметь представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
Стареюсь добиваться осознания воспитанниками необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, роли и активности человека в преобразовании окружающего мира; чтобы каждый принял активное участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц зимой, уход за комнатными растениями в группе и т.д.
В заключение следует сказать, что сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.
Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Экологическое мировоззрение определяет систему ценностей, соответствующее поведение и отношение к природе, человеку, обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад "О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных орие...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...

Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...

доклад "«Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Для обучающихся с ОВЗ проблема формирования навыка чтения о...
