АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Решетникова Ирина Михайловна

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_1.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету

 «Формирование экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни»

Содержание программы:

  1. Перечень нормативных документов
  2. Пояснительная записка
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане
  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
  5. Система оценки достижения планируемых результатов
  6. Календарно-тематический план
  7. Программно-методическое обеспечение

Уровень программы - адаптированный.

  1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Основой для разработки программы являются следующие нормативные документы:

 I. Международные акты в области защиты прав и законных интересов ребенка

- Всеобщая декларация прав человека

- Декларация о правах умственно отсталых лиц

- Декларация о правах инвалидов

- Конвенция о правах ребенка

II. Федеральные документы

- Конституция РФ

- ФЗ "Об образовании"

- ФЗ "О персональных данных"

- ФЗ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"

           - ФГОС для обучаемых с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

III. Локального уровня

- Устав школы

- АООП  с У/О  ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида

2. Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение личностных результатов освоения АООП: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Целью программы является социально-педагогическая поддержка  в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи программы:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

  • развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта.     Социальные умения и безопасное поведение,  которые у обычных детей формируются спонтанно в процессе жизни в результате воспитания и наблюдения за поведением взрослых (ходить в магазин, кино, аптеку, совершать покупки, оплачивать проезд в транспорте, выбирать безопасный маршрут, выходить на нужной остановке и т.п.), у обучающихся с умственной отсталостью формируются сложно. Для формирования у них социальных умений и безопасного поведения в обществе необходима специальная организация учебного процесса, которая включала бы в себя как аудиторную работу в рамках уроков,  так и практические посещения объектов социального пользования для формирования практических умений.

При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо исходить из того, что формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность детей, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.

 Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью программы является социально-педагогическая поддержка  в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является частью АООП, формируемой участниками образовательных отношений.  Программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормами. 

Предмет

Часов в

нед.

I

чет.

II

чет.

I

полуг.

III

чет.

IV

чет.

II

полуг.

Год

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

2

16

16

32

18

16

34

66ч

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

бережно относиться к живым организмам;

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

овладение навыками личной гигиены;

Достаточный уровень.

сочувствовать природе и её обитателям;

стремление заботиться о своём здоровье;

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;

повышение уровня готовности детей к самостоятельным безопасным и продуктивным контактам с социумом.

Личностные результаты.

Уважительное отношение к иному мнению.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5. Система оценки достижения планируемых результатов.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата  личностного развития по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике  развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.

Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания,  обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

На основании сравнения показателей за четверть текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике  усвоения АООП каждым обучающимся с УО по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия

6. Календарно-тематический план

№ п/п

№ по теме

Тема

Кол-во

часов

Дата

Безопасность.

Безопасность. Что такое безопасность?

Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице.

Город, где мы живём.

Наш микрорайон, наша улица.

Экскурсия «Наша улица».

Экскурсия «Наш микрорайон».

Улица полна неожиданностей.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Как правильно переходить дорогу.

Практическое занятие «Как правильно переходить дорогу»

Где можно и где нельзя играть.

Экскурсия «Улица полна неожиданностей».

Практическое занятие «Движение группами».

Безопасный путь в школу и домой.

Наши верные друзья на улицах дороги. Сигналы регулирования дорожного движения.

Светофор и его сигналы.

Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено».

Знакомство с дорожными знаками: «Подземный переход», «Наземный переход». Правила пользования переходами.

№ п/п

№ по теме

Тема

Количе-

ство часов

Дата

II четверть

28,29

20,21

Улица полна неожиданностей.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

30

22

Особенности движения по скользкой дороге.

1

31

23

Экскурсия «Осторожно! Скользкая дорога».

1

32

1

Мы пассажиры.

Знакомство с общественным транспортом города.

1

33,34

2,3

Личный и служебный транспорт.

2

35,36

4,5

Пассажирский транспорт.

2

37,38

6,7

Правила поведения в общественном транспорте.

2

39

8

Безопасные места для детей.

1

40,41

9,10

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Отработка умения оплачивать проезд, предъявлять проездной билет по требованию кондуктора.

2

42,43

11,12

Правила поведения на остановках.

2

44

13

Экскурсия «Места остановки общественного транспорта».

1

45

14

Знакомство с маршрутом автобуса № 86.

1

46,47,48

15,16,17

Поездка на транспорте с выходом на нужной остановке.

3

№ п/п

№ по теме

Тема

Количе-

ство часов

Дата

III четверть

49

1

Личная гигиена. Чистота – залог здоровья.

1

50

2

Уход за зубами, волосами.

1

51

3

Уход за обувью.

1

52

4

Уход за одеждой.

1

53

5

Здоровый образ жизни. Закаливание. Проветривание.

1

54

6

Береги глаз как алмаз.

1

55

7

Безопасность при общении с животными, насекомыми.

1

56

8

Не боимся простуды.

1

57

9

Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация.

1

58

10

Как могут стать опасными домашние вещи?

1

59,60

11

Скользкая дорога. Профилактика детского травматизма.

2

61,62

12

Растения вокруг нас. Как ухаживать за растениями?

2

63

13

Животные вокруг нас. Меры безопасности при общении с домашними животными.

1

64

14

Меры безопасности при общении с домашними животными. Уход за домашними животными

1

65,66

15

Безопасность на льду зимой и весной.

2

67

16

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Экскурсия.

1

68

17

Движение группами.

1

69

18

Будь внимательным и осторожным.

1

70,71

19

Наши верные друзья «Сигналы светофора». Экскурсия.

2

72

20

Где можно и нельзя играть. Светофор.

1

73,74

21

Мы пассажиры. Знакомство с транспортом города. экскурсия.

2

75

22

Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей.

1

№ п/п

№ по теме

Тема

Количе-

ство часов

Дата

IV четверть

76

1

Безопасность. Что такое безопасность?

1

77

2

Наша страна. Город. Где мы живем.

1

78

3

Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице.

1

79

4

Практическое занятие: «Разбор более безопасных маршрутов в школу и  домой».

1

80

5

Проверочная работа  по теме: «Улица полна неожиданностей».

1

81

6

Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение запрещено».

1

82

7

Знакомство с знаками «Дети», «Подземный переход».

1

83

8

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Экскурсия.

1

84,85

9

Полезные привычки.

2

86,87

10

Здоровый организм. Витамины.

2

88

11

Наш город и его транспорт.

1

89

12

Опасности на дороге.

1

90

13

Опасные ситуации на воде.

1

91

14

Безопасность на воде летом. Спасательные средства.

1

92

15

Безопасность в помещении.

1

93

16

Правила пожарной безопасности.

1

94,95

17

Меры предосторожности с огнем.

2

96

18

Практическое занятие «Что делать, если в школе возник пожар?».

1

97

19

«Сбережём нашу природу от мусора» Правила поведения на отдыхе.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

Формирование культуры   здоровья, здорового и безопасного образа жизни сиспользованием программы...

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)

Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...

Федеральная адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету "Ручной труд"

Эта программа будет полезна педагогам школ-интернатов, работающим с детьми младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Федеральная адаптированная общеобразовательная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету "Русский язык"

Эта программа будет полезна педагогам начальных классов работающим с детьми младших классов с умственной отсталостью...