МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования
методическая разработка

Сорокина Светлана Владимировна

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 1 г. Советский». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc202 КБ
Office presentation icon 1._zpr.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ:

«Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 1 г. Советский».

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенций педагогов по освоению  содержания  ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития, осознание основных критериев современного урока.

Задачи:

  1. Закрепить и обобщить представления педагогов о содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Способствовать в нетрадиционной (практической) форме закреплению представлений педагогов о современных технологиях образовательной работы с обучающимися  с задержкой психического развития.
  3. Способствовать дальнейшему развитию профессионально значимых качеств педагогов в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ЗПР  (повышение мотивации педагогов на применение современных технологий  в учебном процессе, способности быстрого нахождения решений в педагогических ситуациях, творческой импровизации, повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении, развитию УУД  у обучающихся с ЗПР);
  4. Создать положительную атмосферу сотрудничества в коллективе педагогов в процессе решения педагогических задач в соответствии с  требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в условиях инклюзивного образования;
  5. Осознание необходимости повышения уровня самообразования педагогов.

Обеспечение: раздаточный материал для каждого участника, для группы, ватманы, маркеры, презентация.

Ход семинара – практикума:

«Ребёнок с  ограниченными возможностями здоровья

 нуждается в особом подходе, в  нашей любви, заботе,

неустанной работе над их обучением и социализацией –

чтобы он научился жить в обществе»

1.Организационный момент.  (Перед началом мероприятия каждый педагог получает часть разрезной картинки. Все педагоги рассаживаются полукругом. На экране – первый слайд презентации с названием семинара – практикума Слайд 1).

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный семинар. Начнем мы с такой притчи:

Наберись смелости и сделай попытку! (Слайд 2)

 Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который         когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным  придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам учителям, работающим  по  ФГОС ОВЗ тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных стандартов и технологий в условиях инклюзивного образования.

Сегодня мы собрались на серьезное мероприятие – семинар – практикум, посвященный теме: «Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития», в рамках постоянно действующего семинара учителей начальных классов и специалистов, реализующих ФГОС НОО ОВЗ «Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 1 г. Советский».

2.Актуализация знаний.

Но построим мы сегодняшнюю работу не совсем обычно, если не сказать – совсем необычно. Предлагаю вам проявить свои знания о ФГОС ОВЗ (ЗПР) и подискутировать о том, что до сих пор остается непонятным, в творческой – практической форме. Итак, настройтесь на позитивный лад нашей встречи (ведь всё самое серьезное лучше всего познается именно в позитивной атмосфере).

Взгляните на части картинки, одну из которых каждая из вас получила, заходя сегодня в зал. Сейчас мы без труда разделимся на четыре замечательные команды. За одну минуту вам предстоит объединить ваши части и получить четыре полноценные картинки. А составив картинку, не расходитесь! Так мы и определим составы наших команд. …

(Педагоги свободно перемещаются по залу, определяют по схожести изображения и составляют свои картинки. Составив картинки, располагаются вокруг собранного изображения. По завершению задания команды рассаживаются на стульях, располагаясь четырьмя небольшими полукругами. Место расположения каждой команды обозначено заранее).

Команды созданы. Все готовы начинать?

Мы уже неоднократно говорили о ФГОС НОО ОВЗ. Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатывается на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. А инклюзивное образование – обязывает обеспечивать  равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Слайд 3).

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения АООП НОО. (Слайд 4)

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (Слайд 5,6.7).

Количество детей с ОВЗ  с каждым годом стремительно растёт. В  МБОУ СОШ № 1 г. Советский, в начальных классах в 2017 – 2018 учебном году -21человек, а детей с ЗПР – 10 человек. (Слайд 8,9)

Поэтому наш  семинар сегодня проходит под девизом  – «Я знаю ФГОС ОВЗ (ЗПР)!» Не пугайтесь, мы не будем сдавать экзамен на знание ФГОС. Наша задача сегодня совместными усилиями разобраться в том, что еще остается непонятным, и, конечно, приятно провести время.

Итак,  мы разделились на команды. А теперь, объявляю задание. Но прежде, познакомьтесь с воображаемым учеником. (Слайд 10,11)

                     

Суть задания такова. Вам предстоит (проявив творческий подход) за 10-15 минут, поработать в группе и представить в наглядной форме:

  1.  Требования к АООП  НОО для обучающихся с ЗПР (определить задачи коррекционно-развивающей работы и  требования к планируемым результатам).
  2. Предложить конкретные методы, технологии и приёмы работы на уроках с детьми  ЗПР по предметам.

Предлагаю, согласно жеребьёвке, определиться с 4 основными предметами, каждая группа выполняет задание, согласно выбранному предмету:

  1. Математика
  2. Русский язык
  3. Литературное чтение
  4. Окружающий мир

3. Работа в группах

Участники групп  выполняют творческое задание в свободной форме.

4. Выступление групп

В ходе выступления групп коллективное обсуждение, дополнение, закрепление и осознание нового.

5.Рефлексия.

Что ж, это была интересная и плодотворная работа. Мы сегодня пытались построить работу семинара  по структуре современного урока в системе деятельностного обучения. Как вы думаете, нам это удалось сделать? 

Возвращаемся к целям. Давайте вспомним притчу, с которой мы начали наш семинар. За что визирю дали место при дворе?

Кто из вас готов набраться смелости и уже сегодня  что- то изменить в себе, в своей работе, для успешной реализации задач, поставленных ФГОС ОВЗ?

Предлагаю оценить нашу работу. У вас на столах есть листочки 4 цветов, я прошу продолжить начатые фразы и разложить их по конвертам, согласно цвету. (Слайд 15)

           

Я искренне надеюсь, что этот день принес вам не только возможность еще раз окунуться в Федеральный стандарт НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), увидеть его с разных сторон, понять то, что было непонятным, но и почувствовать свою причастность к коллективу, забыть ненадолго свои переживания и проблемы, и окунуться в мир радости от путешествия на прекрасном корабле детства, где все мы плывем рука об руку, и каждый день вместе открываем новые пространства и горизонты.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Стандарты и инклюзии,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб ваши дети 

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций и инклюзии!

Используемая литература

  1. ФГОС НОО ОВЗ
  2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. «Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы» «Наша новая школа» //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», М.2010 С.104-116
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
  4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  5. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
  6. Картинка мальчика https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/103b/000a978a-ad816cc4/hello_html_12e63e16.png 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребёнок с ОВЗ нуждается в особом подходе, в нашей любви, заботе, неустанной работе над их обучением и социализацией - чтобы он научился жить в обществе. Реализация АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития «Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, МБОУ СОШ №1»

Слайд 3

ФГОС НОО с ограниченными возможностями здоровья – представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598) Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Слайд 5

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ регламентирует отношения в сфере образования по следующим нозологиям: с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ( НОДА); с задержкой психического развития (ЗПР); с расстройствами аутистического спектра (РАС); с нарушениями интеллекта (УО): Обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Слайд 6

Виды и варианты реализации АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ Группы обучающихся с ОВЗ Варианты реализации АООП Глухие обучающиеся 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие (позднооглохшие обучающиеся) 2.1, 2.2, 2.3 Слепые обучающиеся 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие обучающиеся 4.1, 4.2, 4.3 Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5.1, 5.2 Обучающиеся с нарушениям опорно-двигательного аппарата (НОДА) 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) 7.1, 7.2 Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) 8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Слайд 7

Варианты АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) Категория обучающихся Варианты АООП Дети с легкой умственной отсталостью I Дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) II

Слайд 8

Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 1 г. Советский, в начальных классах (21 человек)

Слайд 9

Обучающиеся с ЗПР, варианты обучения 7.1, 7.2 (10 человек)

Слайд 10

Петя – 8,5 лет, ученик 2 класса. Согласно заключению ПМПК Советского района – рекомендована АООП НОО для детей с ЗПР Вариант 7.1

Слайд 11

Задание В наглядной форме представить: Требования к АООП НОО для обучающихся с ЗПР определить задачи коррекционно-развивающей работы требования к планируемым результатам. 2. Предложить конкретные методы, технологии и приёмы работы на уроках с детьми ЗПР по предметам. Петя 8,5 лет, ученик 2класса (вариант 7.1)

Слайд 12

Требования к АООП НОО для обучающихся с ЗПР 7.1 7.2 Получает образование, полностью соответствующее - сверстникам, не имеющих ограничений, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Получает образование, с опоставимое с образованием обучающихся, не имеющих ограничений. Предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1 -дополнительный класс) К моменту поступления в школу достигает уровня психофизического развития, близкого возрастной норме , с устойчивым адаптивным поведением. Уровень развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). При возникновении трудностей в освоении содержания АООП НОО, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. При возникновении трудностей в освоении содержания АООП НОО - может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.

Слайд 13

Требования к АООП НОО для обучающихся с ЗПР 7.1 7.2 Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО Предметная область : Филология, Математика и Информатика, Общест-вознание и Естествознание (Окружаю-щий мир), Основы религиозных культур и светской этики, Искусство, Технология, Физическая культура. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количество, содержание самостоятельно определяется Организацией , исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные) (фронтальные или индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные или индивидуальные занятия). Сформированность УУД у обучающихся с ЗПР должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Слайд 14

Требования к АООП НОО для обучающихся с ЗПР 7.1 7.2 Время, отводимое на внеурочную деятельность , составляет за четыре года обучения до 1350 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область), составляет не менее 1680 часов. Обязательным условием к организации рабочего места - является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Реализация АООП НОО - предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ОВЗ. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП НОО Предметом итоговой оценки освоения АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на ступени НОО должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием программы, должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.

Слайд 15

Рефлексия Мне понравилось… Мне не понравилось… Я задумалась… В следующий раз мне хотелось бы…

Слайд 17

Используемые ресурсы Изображение1 http://kspri.ru/images/standart/invalid.jpg Изображение2 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a76/00003185-d9b9d7cc/2/img16.jpg Изображение3 https://i.pinimg.com/originals/d4/14/28/d41428f839ed4317f36777cb056ae7b6.png Изображение4 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0234/000de4e3-7b0a33fe/hello_html_m78460cfd.png Изображение5 http://sdimd.ru/wp-content/uploads/2015/02/t3id-evizqc-1024x711.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Адаптированная образовательная программа обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.2

Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)

Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...

Деятельностный подход в обучении обучающихся с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС НОО

Использование практико-ориентированных заданий в обрахзовательной деятельности....

Адаптивная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) учебного предмета «Физическая культура»

Адаптивная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) учебного предмета «Физическая культура»...