Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»
учебно-методический материал по зож по теме

АРАКЕЛОВА ЭЛЕОНОРА СЕРГЕЕВНА

Формирование культуры   здоровья, здорового и безопасного образа жизни с
использованием программы
                             «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

Формирование культуры   здоровья, здорового и безопасного образа жизни с
использованием программы

                             «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

                                                          ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

                                                                     АРАКЕЛОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ СЕРГЕЕВНЫ,

                                                                     УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                                     МУНИЦИПАЛЬНОГО

                                                                    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                                                    СРЕДНЕЙ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 14

                                 

город-курорт Кисловодск

2012 год

Слайд 1

Тема:

Формирование культуры   здоровья, здорового и безопасного образа жизни с
использованием программы

                             «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

Слайд 2

         Забота о здоровье учащихся является одной из главных задач в воспитательной работе. Классный руководитель старается формировать культуру здорового образа жизни у детей.

Наша школа является краевой экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс. Раздел программы « Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» вполне соответствует целям и задачам эксперимента.

Изучив методику работы с учебно-методическим комплектом «Все цвета, кроме чёрного», применяю полученные знания в работе с детьми .В ходе изучения материалов комплекта дети учатся

Слайд 3

  Я учу детей

  • понимать, что такое хорошо, что такое плохо,
  • оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, противостоять негативному давлению со стороны окружающих,  
  • помогать сверстникам избегать критических обстоятельств.

Слайд 4

  • воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
  • познакомить с активным образом жизни и его влиянием на самочувствие и здоровье человека;
  • научить соблюдать гигиенические нормы ;
  • научить соблюдать культуру быта и здоровья;
  • формировать умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма,

познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища,   правильное питание,  режим труда и отдыха

                       

Слайд 5

На  уроках Здоровья закладываются

  • навыки правильного построения режима дня,
  • гигиенические навыки,
  • основы культуры здоровья.

Слайд 6

  • Вот модель здоровьесберегающей деятельности классного руководителя

Слайд 7

       На родительских собраниях не только проведены  беседы по темам

  • «Современные подходы к формированию здорового образа жизни», «Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях»,
  • «Роль и место физического воспитания в системе общего образования человека»,

но и обсуждены формы совместной работы учителя, учащихся и родителей по воплощению в жизнь основных положений программы.

               

Слайд 8

В наш стремительный век современных технологий, огромного потока  информации мы  перегружаем детей, забывая об их здоровье, что приводит к тому, что они теряются иногда в самых простых жизненных ситуациях.

Почему так происходит? Ведь они такие умные и начитанные. Дело в том, что им не хватает элементарных жизненных навыков: коммуникабельности, умения адаптироваться в новых и непривычных для себя условиях, делать правильный выбор в сложившейся ситуации, управлять своим эмоциональным состоянием. Выработать и воспитать у детей эти важнейшие жизненные

умения и помогает программа «Все цвета, кроме черного».

           Не менее важны разделы программы, благодаря которым формируется ценностное отношение ребят к своему здоровью. Ведь не секрет, что по шкале жизненных ценностей молодые люди час то ставят здоровье далеко не на первое место. Анкетирование, проведенное в конце учебного года во вторых и пятых классах, показало, что ребята, поработавшие по программе всего один год, уже ставят здоровье в системе жизненных ценностей на первое место.

Это объясняется тем, что авторы УМК нашли очень интересный способ изложения материала. Это не нравоучительные беседы, а диалог их сверстников, мальчика и девочки, со своими друзьями, родителями, бабушкой и дедушкой.

Слайд 9

Очень удачно подобраны примеры из литературных произведений.

Анализ отрывков вызывает у детей живой интерес. Ситуации и проблемы, поднятые авторами, близки и понятны, помогают в дальнейшем лучше понимать чувства и поступки других людей, пробуждают интерес к чтению.

Хочется  отметить заитересованность детей при выполнении заданий.  В начале учебного года я провела родительское собрание, на котором разъяснила  цели и задачи программы, так как при выполнении многих заданий необходима помощь родителей. Например, когда надо было каждому школьнику составить свой режим дня, измерить пульс, частоту дыхания и многое другое при изучении тем «Как ты растешь?», «Что ты знаешь о себе?», «Режим дня», дети воспользовались помощью родителей. Такая совместная деятельность приятна и полезна как для родителей, так и для детей, способствует укреплению взаимопонимания в семье.

Слайд 10

Особенно большой интерес у учащихся вызвали занятия, направленные на развитие творческих способностей. Примером служит занятие по теме «Как изменить настроение?»

«Дети придумали продолжение сказки «Как Грусть- Тоска превратилась в Радость- Веселье». Сколько фантазии проявили они! У одних весёлый клоун или фокусник рассмешили Грусть- Тоску, у других - добрый волшебник. У кого-то в сказке была конфета со смешинками, а кто-то использовал ситуацию из жизни.

      Дети 7-8 лет очень любят рисовать, разукрашивать.

     Авторы УМК учли это и предоставили возможность нарисовать иллюстрацию к

своей сказке. Не все выполнили задание одинаково. Кто-то только на уроке рассказал свою сказку, а написать не захотел, кто-то не выполнил рисунок. Каждый может

работать в тетради по своему желанию, без принуждения. Считаю, что это тоже очень важно: каждый самостоятельно принимает решение. Многие дети, выслушав на следующем уроке сказки своих одноклассников, рассмотрев их рисунки, предложили продолжить работу над этим заданием на следующем уроке. Что мы и сделали».

Слайд  11

Результаты анкетирования, проведённого в конце учебного года во вторых классах, показали, что всем детям очень понравилась работа по УМК «Все цвета, кроме чёрного». Они без особого труда справлялись со всеми заданиями. Больше всего понравились темы: «Твои чувства», «Твои привычки», «Твоё настроение». Несмотря на то, что некоторые ученики затруднялись составить режим дня, так как многие дети посещают группу продлённого дня, домой возвращаются вечером, данные анкет свидетельствуют о том, что большинство из них стали меньше времени проводить за компьютером, засиживаться перед телевизором, вовремя ложиться спать. У многих ребят выработалась привычка завтракать по утрам, делать зарядку.

Слайд  12

Ни на одном уроке у меня раньше не было ни времени, ни возможности учить детей понимать себя, понимать и принимать окружающий мир, учить их жить в этом мире и не потеряться. Чего я жду в дальнейшем от авторов комплекта? Не мешало бы в содержание тетрадей включить темы о безопасности поведения детей на дорогах, дома, о поведении в экстремальных ситуациях. К сожалению, этого требует наше неспокойное время. Может быть, стоит добавить в содержание тетрадей материал об отношении к людям, имеющим проблемы со здоровьем и материал о том, что человек не одинок и что всегда найдется добрый друг или советчик, который поможет в любой ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

Слайд 2

Забота о здоровье учащихся является одной из главных задач в воспитательной работе. Классный руководитель старается формировать культуру здорового образа жизни у детей. Наша школа является краевой экспериментальной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Раздел программы « Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» вполне соответствует целям и задачам эксперимента. Изучив методику работы с учебно-методическим комплектом «Все цвета, кроме чёрного», применяю полученные знания в работе с детьми. В ходе изучения материалов комплекта дети учатся

Слайд 3

Все цвета, кроме чёрного. понимать, что такое хорошо, что такое плохо, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, противостоять негативному давлению со стороны окружающих, помогать сверстникам избегать критических обстоятельств.

Слайд 4

3. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу. воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным образом жизни и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы ; научить соблюдать культуру быта и здоровья; формировать умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма, познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха.

Слайд 5

На Уроках Здоровья закладываются навыки правильного построения режима дня, гигиенические навыки, основы культуры здоровья.

Слайд 6

Таблица деятельности классного руководителя по применению здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая деятельность классного руководителя. Школьный стадион Медицинский кабинет Диспансе - ризация Школьные спортивные праздники Медосмотр Дни здоровья Беседы с родителями Беседы с учащимися Проф. прививки Участие в спортивных соревнованиях Спортивный зал

Слайд 7

Проводятся родительские собрания «Современные подходы к формированию здорового образа жизни», «Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях», «Роль и место физического воспитания в системе общего образования человека»,

Слайд 8

В наш стремительный век современных технологий, огромного потока информации мы перегружаем детей, забывая об их здоровье, что приводит к тому , что они теряются иногда в самых простых жизненных ситуациях. Почему так происходит? Ведь они такие умные и начитанные. Дело в том, что им не хватает элементарных жизненных навыков: коммуникабельности, умения адаптироваться в новых и непривычных для себя условиях, делать правильный выбор в сложившейся ситуации, управлять своим эмоциональным состоянием . Выработать и воспитать у детей эти важнейшие жизненные умения и помогает программа «Все цвета, кроме черного ». Не менее важны разделы программы, благодаря которым формируется ценностное отношение ребят к своему здоровью . Ведь не секрет, что по шкале жизненных ценностей молодые люди час то ставят здоровье далеко не на первое место. Анкетирование, проведенное в конце учебного года во втором классе , показало, что ребята , поработавшие по программе всего один год , уже ставят здоровье в системе жизненных ценностей на первое место. Это объясняется тем, что авторы программы «Все цвета, кроме чёрного» нашли очень интересный способ изложения материала. Это не нравоучительные беседы, а диалог их сверстников , мальчика и девочки, со своими друзьями, родителями, бабушкой и дедушкой .

Слайд 9

Очень удачно подобраны примеры из литературных произведений. Анализ отрывков вызывает у детей живой интерес. Ситуации и проблемы, поднятые авторами, близки и понятны, помогают в дальнейшем лучше понимать чувства и поступки других людей, пробуждают интерес к чтению. Хочется отметить заитересованность детей при выполнении заданий. В начале учебного года я провела родительское собрание, на котором разъяснила цели и задачи программы, так как при выполнении многих заданий необходима помощь родителей. Например , когда надо было каждому школьнику составить свой режим дня, измерить пульс, частоту дыхания и многое другое при изучении тем «Как ты растешь ?», «Что ты знаешь о себе?», «Режим дня», дети воспользовались помощью родителей. Такая совместная деятельность приятна и полезна как для родителей, так и для детей, способствует укреплению взаимопонимания в семье .

Слайд 10

Особенно большой интерес у учащихся вызвали занятия, направленные на развитие творческих способностей. Примером служит занятие по теме « Как изменить настроение?» « Дети придумали продолжение сказки «Как Грусть- Тоска превратилась в Радость- Веселье». Сколько фантазии проявили они! У одних весёлый клоун или фокусник рассмешили Грусть- Тоску, у других - добрый волшебник. У кого-то в сказке была конфета со смешинками, а кто-то использовал ситуацию из жизни. Дети 7-8 лет очень любят рисовать , разукрашивать. Авторы УМК учли это и предоставили возможность нарисовать иллюстрацию к своей сказке. Не все выполнили задание одинаково. Кто-то только на уроке рассказал свою сказку , а написать не захотел, кто-то не выполнил рисунок. Каждый может работать в тетради по своему желанию, без принуждения. Считаю, что это тоже очень важно: каждый самостоятельно принимает решение. Многие дети, выслушав на следующем уроке сказки своих одноклассников, рассмотрев их рисунки , предложили продолжить работу над этим заданием на следующем уроке . Что мы и сделали ».

Слайд 11

Результаты анкетирования, проведённого в конце учебного года во вторых классах, показали, что всем детям очень понравилась работа по УМК «Все цвета, кроме чёрного ». Они без особого труда справлялись со всеми заданиями. Больше всего понравились темы: «Твои чувства», «Твои привычки », « Твоё настроение». Несмотря на то, что некоторые ученики затруднялись составить режим дня, так как многие дети посещают группу продлённого дня, домой возвращаются вечером, данные анкет свидетельствуют о том, что большинство из них стали меньше времени проводить за компьютером, засиживаться перед телевизором , вовремя ложиться спать. У многих ребят выработалась привычка завтракать по утрам, делать зарядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного"

Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного" плюс разработка одного занятия...

Тематическое планирование профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» 3 класс Раздел: Учусь понимать других.

Для тех, кто работает по программе "Все цвета, кроме чёрного", Учусь понимать других, в системе ФГОС НОО, внеурочная деятельность, предлагаю темы для еженедельного проведения занятий.  Данный кур...

Использование образовательных программ в формировании культуры здоровья у учащихся 1 – 4 классов (на примере УМК «Все цвета, кроме чёрного»)

    В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен вы...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...

Дополнительная образовательная программа «Все цвета, кроме чёрного»

В основе программы «Все цвета, кроме черного» для  2-4 класса, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ав...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании в рамках программы «Все цвета, кроме чёрного».

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании". Я рассказала о своей работе в рамках программы "Все цвета кроме чёрного"....