Главные вкладки

    Использование образовательных программ в формировании культуры здоровья у учащихся 1 – 4 классов (на примере УМК «Все цвета, кроме чёрного»)
    статья по зож по теме

    Захарченко Елена Владимировна

          В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников

           Ценность здоровья и здорового образа жизни, устойчивость к влиянию неблагоприятных социокультурных факторов, представления о факторах сохранения и укрепления здоровья — комплекс знаний, установок, правил поведения, привычек, которые активно формируются в младшем школьном возрасте.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

    Использование образовательных программ в формировании

    культуры здоровья

    у учащихся 1 – 4 классов
    (на примере УМК

    «Все цвета, кроме чёрного»)

                                   Захарченко Елена Владимировна

    Кашира – 8

    2013 год

                       «Здоровье (по определению Всемирной организации  

                                      здравоохранения) – это состояние полного физического,  

                                      психического и социального благополучия, а не просто

                                      отсутствие болезней или физических дефектов»/с2/

           Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящие в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. У меня в классе только 38% - здоровых детей.

          В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников

           Ценность здоровья и здорового образа жизни, устойчивость к влиянию неблагоприятных социокультурных факторов, представления о факторах сохранения и укрепления здоровья — комплекс знаний, установок, правил поведения, привычек, которые активно формируются в младшем школьном возрасте. /с3/

              Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развитию умений понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

              Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и школе.

              Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни требует здоровьесберегающей организации всей жизни школы, от её инфраструктуры до организации питания. Эта работа не может быть эффективной только в условиях благоприятного психологического климата, рациональной организации учебного процесса и физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями, привлечение их к совместной работе с детьми.

              Профилактика вредных привычек — важная часть здоровьесберегающей программы. /с4/

              Она предусматривает:

    — обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

    — формирование у детей отрицательного отношения к вредным привычкам.

            Использование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни направлено на достижение учащимися следующих результатов: /с5/

    • осознавать необходимость заботиться о своём здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни;
    • оценивать свой режим дня и сравнивать его с рекомендуемым, соответствующим требованиям здорового образа жизни;
    • понимать своё настроение, настроение окружающих;
    • корректировать своё поведение в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
    • получать знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, отказываться от опасных предложений.

    Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного» предназначен для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:/с6/

    • расширить знания учащихся о правилах здорового и безопасного образа жизни;
    • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
    •  научить младших школьников делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
    •  научить выполнять правила личной гигиены;
    •  сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
    • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
    •  научить оценивать своё состояние, поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей;
    •  дать представление об особенностях своего характера;
    •  научить анализировать (понимать) своё настроение, эмоциональное состояние и регулировать поведение;
    • учитывая принципы информационной безопасности, дать представление о ситуациях, которые могут быть опасны для здоровья, о существовании и причинах возникновения зависимостей (от табака, алкоголя, компьютера), их пагубного влияния на здоровье;
    • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;
    • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
    • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
    •  научить оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
    •  пробудить интерес к различным видам познавательной деятельности, позволяющей реализовать потребность в общении, получении новых знаний, признании;
    •  сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
    • дать представление родителям об актуальных вопросах формирования у детей основ здорового и безопасного образа жизни и своевременного предупреждения формирования вредных привычек.

    Содержание учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме чёрного» отвечает следующим принципам первичной педагогической профилактики: /с7/

    • возрастной адекватности — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
    •  опережения — формирование устойчивости к негативному воздействию среды должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребёнка к одурманивающим веществам;
    •  комплексности — формирование представления об опасности любых форм использования одурманивающих веществ. Дети должны быть твёрдо убеждены в том, что нет безвредных форм наркотизации. Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин, наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья;
    •  альтернативности — основная задача программы не только и даже не столько предотвращение реальных проб одурманивающих веществ, сколько формирование у ребёнка полезных поведенческих навыков и установок, обеспечивающих ему эффективную социальную адаптацию. Важно показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
    •  информационной безопасности (запретной информации). Она означает, что следует полностью исключить сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам, например рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения. Также не следует обсуждать с детьми те аспекты наркотизации, которые неактуальны для их возраста и конкретной социальной группы. Для младших школьников это ситуации, связанные с использованием наркотиков. Если нет каких-то особенных обстоятельств (к примеру, кто-то в классе уже сталкивался с людьми, использующими наркотические вещества), акцентировать внимание детей на этой теме не стоит. С детьми следует обсуждать только те ситуации, связанные с использованием одурманивающих веществ, которые они уже наблюдали в жизни;
    •  практической целесообразности — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к одурманивающим веществам;
    •  модульности структуры — УМК может интегрироваться в базовые предметные области, во внеклассную работу, использоваться как факультативный курс или при проведении классных часов;
    •  динамического развития и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются с учётом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа; учебные задачи всех тем взаимосвязаны.

          УМК «Все цвета, кроме чёрного» предназначен для детей 8—11 лет. Комплект состоит из методического пособия для педагога, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов. /с8/

     Методическое пособие содержит информационную справку, позволяющую педагогу ориентироваться в теме ранней профилактики, а также методическое обоснование каждого занятия программы.

     Брошюра для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, вариантах организации ранней профилактики в семье.        

     Рабочие тетради для школьников содержат образовательную информацию, а также разнообразные задания, выполнение которых позволит ребёнку лучше усвоить материал каждой из тем. 

           Реализация программы «Все цвета, кроме чёрного» определяется её модульным характером, который предполагает:

    • вариативность при выборе площадок для реализации. Она может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования;
    • вариативность способов реализации. Основной вариант реализации программы — в рамках факультативной работы; комплект может использоваться и как дополнительный на уроках по предметам базового учебного плана, и в рамках внеклассной работы; возможен комбинированный вариант, при котором часть тем включается во внеклассную работу, а часть материала рассматривается в ходе уроков. Реализация программы может также осуществляться за счёт регионального компонента учебного плана — курсов, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни. Выбор же конкретного варианта остаётся за педагогом;

        В нашей школе данный УМК используется для организации внеурочной деятельности. 1 раз в неделю я провожу клубный час «Все цвета, кроме чёрного».

    • свободный выбор сроков реализации как каждой темы, так и программы целиком. Сроки реализации определяются самим педагогом с учётом важности конкретной темы для данной аудитории, заинтересованности детей и т. д.

             Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, также ориентированы на творческую работу ребёнка — самостоятельную или в коллективе.

             

         Дети с удовольствием ведут дневник наблюдений своих физических данных. Мы  составляли таблицу детского настроения в течение недели, а потом подсчитывали количество хорошего настроения.

        Заинтересовала детей проверка своей работоспособности. Им было предложено зачеркнуть буквы А и К в тетради  в первом случае в воскресенье после завтрака, а в другом случае, после выполнения домашнего задания. Дети были удивлены своим результатам. Они пришли к выводу, что, когда они устают, внимательность становится рассеянной, поэтому и пропускают больше букв.

        Очень нравится детям работать в парах и разыгрывать разные ситуации по определённым заданиям: познакомьтесь друг с другом, поздравьте друг друга, попросите что-нибудь друг у друга и т.д.

        С радостью дети принимают участи в играх, которые предлагаются им: «Просьба», «Поймай мяч», «Подарок», «Сделаем вместе», «Испуганный ёжик» и т.д.

             Особое внимание важно уделить привлечению родителей к реализации программы. Перед началом работы следует познакомить взрослых членов семьи с содержанием учебнометодического комплекта, объяснить цели и задачи программы. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации программы.

          Важно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому  образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Целенаправленная системная работа всего педагогического коллектива ОУ в тесном взаимодействии с родительскою общественностью может создать условия для укрепления и сохранения здоровья обучающихся

                       Литература:

    •  «Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Просвещение, 2012.
    • Все цвета, кроме чёрного. Рабочие тетради для учащихся 2-4 классов/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.  – М.: Вентана-Граф, 2011.
    • Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов./ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.  – М.: Вентана-Граф, 2011.
    • Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы./В.И. Ковалько. М.: «ВАКО», 2004.

             

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа к УМК "Все цвета кроме чёрного" 2 класс

    рабочая программа к УМК "Все цвета. кроме чёрного", составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой....

    Тематическое планирование профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» 3 класс Раздел: Учусь понимать других.

    Для тех, кто работает по программе "Все цвета, кроме чёрного", Учусь понимать других, в системе ФГОС НОО, внеурочная деятельность, предлагаю темы для еженедельного проведения занятий.  Данный кур...

    Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

    Формирование культуры   здоровья, здорового и безопасного образа жизни сиспользованием программы...

    Программа профилактики вредных привычек. 2 класс. "Все цвета, кроме чёрного"

    Программа профилактики  вредных привычек. "Все цвета , кроме чёрного" для 2 класса...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Все цвета, кроме чёрного"

    Рабочая программа «Все цвета, кроме чёрного» составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой «Все цвета, кроме чёрного» «Вентана- Граф» 2012 г., программы форм...

    Дополнительная образовательная программа «Все цвета, кроме чёрного»

    В основе программы «Все цвета, кроме черного» для  2-4 класса, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ав...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Все цвета, кроме чёрного»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 2 класса«Все цвета, кроме чёрного»Направление: социальное...