Дополнительная образовательная программа «Все цвета, кроме чёрного»
рабочая программа (2 класс) на тему

Лариса Васильевна Свиридова

 В основе программы «Все цвета, кроме черного» для  2-4 класса, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы,  Безруких М.М., Макеевой А.Г., Филипповой Т.А лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Как показали многочисленные исследования, употребление наркогенных веществ (табак, алкоголь, наркотики) в большинстве случаев отмечается среди детей с социально- психологическими проблемами. Как правило, это дети не только лишенные заботы, живущие в обстановке непонимания, конфликта со взрослыми, «отверженные» среди сверстников, но и не нашедшие интересного дела.

Программа модифицирована и адаптирована, исходя из потребностей МБОУ Заворонежской школы.

 Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

 Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребёнка- самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности,  в свою способность преодолеть  возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.

Работа по программе «Все цвета, кроме чёрного» осуществляется с учащимися 2- 4 класса  один час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (соответственно, на 104 часа в течение 3- х лет). Максимальное количество детей в группе-18 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_tsveta_krome_chyornogo.doc134.5 КБ
Office presentation icon vse_tsveta_krome_chyornogo.ppt679.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                 Заворонежская  средняя общеобразовательная школа

          Утверждена

                                                                                 на заседании методического

совета МОУ Заворонежской     СОШ      

 30 апреля 2016г.        

«Все цвета, кроме чёрного»

Дополнительная образовательная программа

для  детей   младшего школьного возраста,

рассчитана на 3 года

Составитель:

Педагог-психолог

Свиридова Лариса Васильевна

Мичуринск

2016 год

Краткая информационная справка

Сведения об авторе:

Свиридова Лариса Васильевна, педагог – психолог первой квалификационной категории МОУ Заворонежская СОШ .

        

Информация о программе:

        Программа «Все цвета, кроме чёрного» реализуется с 2005 года

        Направление деятельности – социально-педагогическое

          Тип программы- модифицированная

        Уровень освоения – долгосрочный

        Возрастной диапазон – младший школьный возраст (2-4 класс)

             Пояснительная записка

 В основе программы «Все цвета, кроме черного» лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Как показали многочисленные исследования, употребление наркогенных веществ (табак, алкоголь, наркотики) в большинстве случаев отмечается  среди детей с социально- психологическими проблемами. Как правило, это дети не только лишенные заботы, живущие в обстановке непонимания, конфликта со взрослыми, «отверженные» среди сверстников, но и не нашедшие интересного дела.

 Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

 Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребёнка- самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

Работа в тетрадях стоится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е.  Каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.

Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:

1. Отсутствие чётко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;

2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении.

3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива.

4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому- «не такому, как я».

Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности,  в свою способность преодолеть  возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.

Работа по программе «Все цвета, кроме чёрного» осуществляется  с учащимися 2- 4 класса  один час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (соответственно, на 104 часа в течение 3- х лет). Максимальное количество детей в группе-18 человек.

     Программа включает следующие разделы:

     

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

«Учусь понимать себя».

«Учусь понимать других»

«Учусь общаться»

Первый год обучения (2 класс) проводится по тетради «Учусь понимать себя». Занятия помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научится рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими.

В рабочей тетради «Учусь понимать других» для 3 класса, по которой дети обучаются второй год, предлагаются задания, направленные на развитие   у ребят интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и со взрослыми.

Тетрадь «Учусь общаться» для 4 класса является логическим продолжением тетрадей «Учусь понимать себя», « Учусь понимать других», направленных на формирование навыков самооценки общения со сверстниками и взрослыми, способности противостоять негативным влияниям внешней среды

      В начале курса обучения проводится диагностика занятие, направленное на выявление уже имеющихся у детей знаний, умений, навыков.

     В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика. Результаты диагностики позволяют скорректировать программу обучения.

Цель программы

           1.Формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни, как таковой, и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя.

                           Данная цель достигается в процессе решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1 год

обу-

чения

Формировать умение оценивать себя, своё состояние, поступки, поведение

Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему

Пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

2 год обу-

чения

Формирование умения оценивать состояние поступки и поведение других людей

Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.

Формирование представления об опасности наркосодержащих веществ для здоровья

Обучение поведенческим схемам, направленным на развитие у ребят интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям  других людей

3 год обу-чения

Развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов)

Формировать отношение  к здоровью как важнейшей человеческой ценности; помогать овладевать навыками здоровьесберегающего поведения на практике

Обучение равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы, в том числе и своё здоровье

Предполагаемый результат обучения.

       К концу первого года обучения дети должны:

  • Иметь первичное представление о здоровье, его значении, здоровом образе жизни.
  • Уметь понимать своё внутреннее состояние
  • Интересоваться различными видами полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении.

К концу второго года обучения дети должны:

  • Уметь понимать поступки других людей (в том числе литературных героев)
  • Иметь представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском наркотизации.
  • Овладеть техникой общения в трудных жизненных ситуациях (знакомство, ссора, одобрение, отказ)

К концу третьего года обучения дети должны:

  • Относится  к здоровью как важнейшей человеческой ценности;  овладевать навыками здоровьесберегающего поведения на практике
  •  Относиться к людям, употребляющим наркотические вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду;
  • обучиться равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы ( в том числе и своё здоровье).

Критерии результативности программы

1.Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

2.Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов, с окружающими;

3.Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений которые считают опасными;

4. Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

Основные принципы работы

  1. Возрастной адекватности;
  2. Научной обоснованности;
  3. Практической целесообразности;
  4. Динамическому развитию и системности;
  5. Необходимости и достаточности предоставляемой информации;
  6. Модульность структуры;

Учебно - тематический план

 1 год обучения

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Твои новые друзья

Как ты растёшь

Что ты знаешь о себе?

Твоё настроение

Как ты познаёшь мир

Твои чувства

Путешествие в страну эмоций

Твои поступки

Твои привычки

Поведение в школе. «Я – ученик»

Настроение в школе.

Настроение после школы

Как исправить настроение

Как понимать друг друга без слов

Доброе слово и кошке приятно.Цветок добрых слов.

Вредные привычки.

Реклама табака и алкоголя.

Вежливый отказ

Путешествие на голубую звезду.

Настольная игра «Твой день»

Итого

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

1

1

34 часа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Содержание программы первого года обучения

  1. Твои новые друзья

Знакомство учащихся с содержанием и героями курса. Формирование умения анализировать свой режим дня, его соответствие требованиям и нормам здорового образа жизни, самостоятельное определение и формулирование трудностей , возникающих в школе и дома при выполнении домашних задний.

  1. Как ты растёшь

Формирование представлений о значении нормальных условий жизни для роста и развития. Знакомство с приёмами определения функционального состояния организма, формирование представления о необходимости бережного отношения к собственному здоровью.

  1. Что ты знаешь о себе

Формирование у детей навыка оценки своего физического состояния, развитие представления о влиянии режима дня на физическое состояние. Формирование представления о   зависимости здоровья . самочувствия и успешной деятельности.

  1. Твоё настроение

Знакомство с понятием настроения. Развитие у учащихся навыков оценки своего настроения, умения понимать причины плохого и хорошего настроения.

  1. Как ты познаёшь мир

Формирование представления об основных органах чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания), об особенностях познания окружающего мира с их помощью. Осознание необходимости осторожного обращения с неизвестными веществами.

  1. Твои чувства

Формирование представления о чувствах человека. Развитие умения анализировать свои чувства и чувства других людей на примере литературных героев.

 7.       Путешествие в страну эмоций

Формировани способности осознавать и принимать свои эмоции, снятие эмоционального напряжения, нейтрализация эмоционально отрицательных переживаний ребёнка. (с использованием приёмов арттерапии).

8.        Твои поступки

Формирование понятий о хороших и плохих поступках, развитие умения прогнозировать последствия поступков на основе обсуждения поступков литературных героев.

9.        Твои привычки

Формирование представления о привычках, их значении в жизни человека, о необходимости прикладывания усилий для выработки полезных привычек.

10.      Поведение в школе. «Я- ученик»

Закрепление знаний о правилах поведения в школе, необходимости их соблюдения.Чтение и анализ ситуаций из литературных произведений о школе.Формулирование вывода о правилах поведения в школе.

11.       Настроение в школе

Диагностика настроения в школе, отношения к учебным предметам.Чтение и анализ ситуаций из литературных произведений. Формирование представления о способах изменения настроения. Привитие навыков регуляции своего эмоционального состояния.

12.      Настроение после школы

Диагностика настроения после школы. Формирование представления о способах изменения настроения. Привитие навыков регуляции своего эмоционального состояния.

13.       Как исправить настроение

  Знакомство с элементарными приёмами, помогающими снимать напряжение, регулировать настроение. Расширение и углубление представлений учащихся о многообразии окружающего их мира, профессий людей в прошлом и настоящем.

14.       Как понимать друг друга без слов

Формирование представления о значении мимики и жестов в общении. Использование игр- инсценировок, обучающих детей общению с помощью невербальных средств.

15.       Доброе слово и кошке приятно. Цветок добрых слов

   Укрепление представлений детей о значении доброжелательных отношений между                                                людьми. Помощь детям в стабилизации внутреннего состояния, усиление позитивного    с       самоощущения, чтение и анализ отрывков из литературных произведений, развитие умения   делать комплименты. Развитие навыков позитивного общения.

16.       Вредные привычки

Формирование негативного отношения к пассивному курению и другим вредным привычкам. Просмотр и анализ фрагмента мультфильма «Ну, погоди!», разигрывание сценок о вреде курения.Формулирование вывода о негативном влиянии пассивного курения на здоровье человека.

17.       Реклама табака и алкоголя

Развитие критического отношения к рекламе табака и алкоголя.

18.      Вежливый отказ

Развитие умения отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны сверстников и взрослых. Самоанализ причин отказа. Разыгрывание ситуаций отказа. Обучение умению критически оценивать ситуацию и поступки людей, не поддаваться чужому влиянию; не следовать бездумному примеру других.

19.      Путешествие на голубую звезду

Обучение детей навыкам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения средствами визуализации, арттерапии, сказкотерапии.

20.      Настольная игра «Твой день»

Закрепление полученных знаний, умений и навыков, их систематизация.

Учебно - тематический план

 2 год обучения

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Что изменилось за год

Делу-время , потехе- час.

Диагностика отношения ребенка к себе и другим.

Изучение самоотношения и самопринятия ребенка. Тест «Автопортрет», «Плохой и хороший ребенок», «Добро, зло и я»                                                                                              

Как научиться разговаривать с людьми

Что такое интонация?

Как научится преодолевать трудности?

Диагностика самооценки детей

Когда тебе плохо…Тренинг мышечного расслабления

Как быть, когда тебе страшно?

Диагностика социальных установок и нравственных предпочтений .

Как понять друг друга без слов?

Я и мои эмоции

Я и моя семья

Азбука настроения

Для чего нужна улыбка?

Диагностика прошлого опыта ребенка (написание сочинения)

Умеешь ли ты дружить?

Чем сердиться, лучше помириться

Диагностика динамики настроения в группе (Тест «Цветопись» А. Н.  Лутошкина)

Конкурс знатоков

                                                                                 

1

2

1

3

2

2

3

1

2

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

34 часа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Содержание программы второго года обучения

  1. Что изменилось за год

Вводное занятие опирается на знания детей, полученные на занятиях во 2 классе. Анализ изменения работоспособности детей позволит подчеркнуть важность соблюдения режима дня, чередования режима труда и отдыха (сна, прогулок, занятий)

  1. Делу время, потехе- час

Чтение «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца, просмотр фрагмента из фильма- сказки, анализ прочитанного произведения. Осознание необходимости иметь чёткие представления о труде и отдыхе, о важности правильной организации своего времени. Рисование коллективной картинки «Отдых»

  1. Диагностика отношения ребёнка к себе и другим

Использование тестовых методик и анкетирования для выявления взаимоотношений детей.

  1. Изучение самоотношения и самопринятия ребенка.

Проведение тестов «Автопортрет», «Плохой и хороший ребенок», «Добро, зло и я», анализ полученной информации( степени усвоения  нравственных категорий,   уровня тревожности, самооценки).

  1. Как научиться разговаривать с людьми

Проведение игр- тренингов, построенных на основе реальных жизненных ситуаций. Обучение знаниям простых формул общения в простых повседневных ситуациях. Проведение соревнования по нахождению по нахождению своих вариантов приветствия, прощания, извинения, просьбы, отказа и т. п.

  1. Что такое интонация

Формирование представления о роли интонации в общении людей, понимания того, что интонация может изменить смысл произнесенной фразы. Для закрепления материала проводится инсценировка стихотворения К. Чуковского «Телефон», сказки «Федорино горе».

  1. Как научиться преодолевать трудности 

Диагностика и анализ трудностей, возникающих в общении с людьми. Проведение    игр- тренингов, позволяющих научиться поддерживать других, хвалить, разделять радость успеха и вместе решать сложные проблемы.                                                                                      

  1. Диагностика самооценки детей

Проведение теста «Лесенка», выявляющего уровень самооценки детей. Анализ полученных данных.

  1. Когда тебе плохо…

Проведение игр- тренингов, обучающим различным способам релаксации при неблагоприятных жизненных ситуациях (ссоры, конфликты, непонимание)

  1. Как быть, когда тебе страшно?

Выявление страхов, тревоги, негативных чувств детей. Использование методов изотерапии, сказкотерапии при работе тревожащими, пугающими детей ситуациями.

  1. Диагностика социальных установок и нравственных предпочтений

Использование тестовых методик выявляющих отношение детей к нравственным нормам

  1. Как понять друг друга без слов

Формирование представлений о значении мимики и жестов в общении. Использование игр- инсценировок, обучающих детей общению с помощью жестов и мимики. Разыгрывание сценок из знакомых сказок. (Н. Н. Носова «Живая шляпа»)

  1. Я и мои эмоции

Формирование представлений о значении различных эмоций в общении. Использование игр- инсценировок, позволяющих определить чувства в различных жизненных ситуациях общения (просьба, приказ, вежливое обращение)

14.  Я и моя семья

Формирование представления о семье, как о значительной ценности в жизни человека. Диагностика семейных отношений с помощью рисунка семьи. Закрепление положительного отношения ко всем членам семьи.

  1.  Азбука настроения

Развитие умение анализировать свои чувства. Укрепление знаний детей о своём настроении и способах изменения плохого настроения.

  1. Для чего нужна улыбка

Укрепление представлений детей о значении доброжелательных отношений между людьми. Просмотр мультфильма «Крошка енот», разучивание песни «Улыбка».

  1. Диагностика прошлого опыта ребёнка. Написание сочинения

Написание сочинения о самом ярком воспоминании своего детства. Анализ результатов. Выявление и поддержка детей с низкой устойчивостью к стрессам, травмирующим психологическим опытом, негативным эмоциональным фоном.

  1. Умеешь ли ты дружить

Формирование умения ценить дружбу, беседа о дружбе между одноклассниками.  Обсуждение законов дружбы, анализ примеров из жизни класса, или литературных произведений, знакомых учащимся.

  1. Чем сердиться, лучше помириться.

Обучение детей способам выхода из сложных, конфликтных ситуаций общения, использование игр- инсценировок в тренировке умения извиняться и прощать.

  1. Диагностика динамики настроения в группе (тест «Цветопись» А. Н. Лутошкина)

Получение информации о характере настроения в группе, синхронизация эмоционального настроя, формирование групповой сплочённости.

  1. Конкурс знатоков.

Подведение итогов знаний за второй год обучения по программе. Анализ сказок, пословиц, стихов о дружбе , отгадывание кроссворда, анкетирование детей.

 

Учебно- тематический план 

3 год обучения

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Что вы знаете друг о друге

Что мне нравится в себе

Твой класс

Кто твой друг

Как научиться жить дружно

Тренинг общения

Как помириться после ссоры

Какой у тебя характер

Как воспитать свой характер

Что можно узнать о себе

Путешествие по карте настроения

Моя самооценка

Раскрась свои чувства

Твой цветок волшебства

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

Чтобы душа была здорова

Фантастическое путешествие

Конкурс знатоков

итого

                                                                   

2

2

2

2

3

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

34 часа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Содержание программы третьего года обучения

  1. Что вы знаете друг о друге

Формирование у детей адекватной оценки себя и других, которая поможет избежать многих проблем в подростковом возрасте, в том числе связанных с самоутверждением  путём употребления  психоактивных веществ.

  1. Что мне нравится в себе

Развитие умения рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников.

  1. Твой класс

Развивать умение анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Заполнение «цветовой карты настроения  класса», которая поможет увидеть преобладающее настроение в классе, как оно зависит от школьных происшествий. Понимание необходимости бережного отношения к настроению и чувствам других людей.

  1. Кто твой друг

Расширение представления детей о дружбе, позитивном отношении к людям. Осознание необходимости знания и соблюдения правил дружбы. Чтение и анализ отрывков из литературных произведений о дружбе, анализ пословиц и поговорок о дружбе.

  1. Как научиться жить дружно

Расширение знаний детей о ценности дружеских отношений не только между близкими друзьями, но и между всеми одноклассниками. Обсуждение и анализ причин, из- за которых чаще всего возникают ссоры.

  1. Тренинг общения

Развитие коммуникативных навыков детей, преодоление трудностей в общении- конфликтности, замкнутости, агрессивности, робости; повышение самооценки, снижение тревожности.

  1. Как помириться после ссоры

Развивать представление о необходимости и важности находить пути выхода из конфликтной ситуации, важности примирения после ссоры. Формирование умения выражать свои чувства без агрессии даже в ситуации, когда ребёнок рассержен или обижен. Закрепление полученных знаний и навыков в рабочей тетради, самостоятельный анализ отрывков из литературных произведений.

  1. Какой у тебя характер

Развитие представления о характере, многообразии черт характера, понимания сильных и слабых сторон своего характера, умения анализировать свой характер. Анализ конкретных примеров из литературных произведений.

  1. Как воспитать свой характер

Осознание связи между характером, привычками и поведением человека. Объективная оценка своих сильных и слабых сторон поможет ребёнку обрести уверенность в себе, умение находить выход из сложных жизненных ситуаций. Помощь детям в развитии сильных сторон своего характера.

  1. Что можно узнать о себе

Развитие представлений о времени жизни, о важности планирования времени. Написание продолжения к сказке «Ребёнок и Волшебник». Закрепление позитивного результата занятий, обогащение опыта самопознания, развитие способности дифференцировать внутренние изменения, создавать позитивную мотивацию для физического и умственного развития.

  1. Путешествие по карте настроения

Формирование умения тонко дифференцировать внутренние психические состояния, осознания влияния настроения на психическое здоровье человека, обогащение эмоциональной сферы позитивными переживаниями, знакомство с приёмами саморегуляции настроения.

  1. Моя самооценка

Проведение методики «Лесенка», «Автопортрет», позволяющей определить уровень самооценки детей, анализ результатов. Закрепление позитивных эмоций, поддержание психологического комфорта детей с заниженной самооценкой, помощь в принятии себя, в умении оказать себе одобрение.

  1. Раскрась свои чувства

Развитие «тёплых» и добрых чувств, анализ пословиц о добре. Развитие эмоциональной сферы ребёнка через обращение к художественным образам, поддержание психологического здоровья детей.

  1. Твой цветок волшебства

Помощь детям в стабилизации внутреннего состояния, усиление позитивного самоощущения, чтение и анализ отрывков из литературных произведений, развитие умения делать комплименты.

  1. Как сказать «нет» и отстоять своё мнение

Развитие умения отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны сверстников и взрослых. Обучение умению критически оценивать ситуацию и поступки людей, не поддаваться чужому влиянию; не следовать бездумному примеру других.

16.        Чтобы душа была здорова

Развитие представления о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, активизировать личную активность детей, развивать способность помогать и сочувствовать людям.

  1.        Фантастическое путешествие

Обобщение знаний, полученных на уроках в рамках курса «Все цвета, кроме чёрного». Вывод о ценности здоровья и здорового образа жизни для каждого человека.

  1.          Конкурс знатоков

Обсуждение проблемы сохранения здоровья и экологии человека. Итоговая работа по материалам раздела «Конкурса знатоков».

     Методическое обеспечение дополнительной

                                     образовательной программы

Разделы программы

Формы занятий по каждому разделу

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

1 год обучения

«Учусь понимать себя»

Игры; инсценировки, тематические беседы,

анализ отрывков из литературных произведений, пословиц, написание сказок, заочные экскурси

Словесные, наглядные практические методы.

Телевизор, магнитофон, рабочая тетрадь «Учусь понимать себя»

Анкетирование тестирование написание сказок выставка детских рисунков

2 год обучения

«Учусь понимать других»

Ролевые игры, беседы,

 конкурсы, анализ отрывков из литературных произведений, отгадывание кроссвордов

Словесные, наглядные,

исследовательские, практические методы.

Телевизор магнитофон рабочая тетрадь «Учусь понимать других»

Анкетирование тестирование практическая работа, конкурс знатоков

3 год обучения

«Учусь общаться»

Тренинги, анализ отрывков из литературных произведений, пословиц, стихов о дружбе, отгадывание кроссвордов,

Словесные, наглядные исследовательские  практические методы.

Телевизор магнитофон рабочая тетрадь «Учусь общаться»

коллективная выработка правил дружбы, конкурс знатоков «Как быть здоровым?»

Библиографический справочник

  1. Безруких М.М., МакееваЛ.Г., Филиппова Т. А. «Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов»,-М.: Вентана- Графф, 2002.
  2. Громова Т. В. «Стана эмоций Методика как инструмент и коррекционной работы с эмоциональной сферой ребёнка», -М.:УЦ»Перспектива»,2002.
  3. Истратова О. Н.,Эксакусто Т.В. «Справочник психолога начальной школы»,- Серия «Справочники»,-Ростов н/Д:»Феникс» 2003.
  4. КлюеваН. В., Касаткиеа Ю. В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность»,-Ярославль: Академия развития,19996.
  5. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов»,- Ярославль: Академия развития 1996
  6. Кузнецов В. В., Никульшин В. Я., Яценко В. Н. «Здоровье молодёжи- здоровье нации». Сборник методических рекомендаций под редакцией доктора педагогических наук Н. Е. Астафьевой, - Воронеж: Изд-во «Кварта», 2004
  7. Обухова Л. А., Лемясина Н. А.»30 уроков для первоклассников»,- М.:1999
  8. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе»,- М.:ТЦ Сфера, 2001
  9. «Профилактика злоупотребления ПАВ несовершеннолетними: Сб. программ ( под науч. Ред. Л. М. Шпицыной ,- СПб.: Изд-во  «Образование- Культура», 2003.
  10. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. «Теоретические, методологические основы альтернативной  употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи». – М.- Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздателя, 2004.


Литература для детей

1.Безруких М.М., Макеева Л .Г., Филиппова Т. А. «Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя.» Рабочая тетрадь 2 класс, -М.: Вентана- Графф, 2002.

2. Безруких М.М., Макеева Л .Г., Филиппова Т. А. «Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать других.» Рабочая тетрадь 3 класс, -М.: Вентана- Графф, 2002.

3. Безруких М.М., Макеева Л .Г., Филиппова Т. А. «Все цвета, кроме чёрного. Учусь общаться.» Рабочая тетрадь 4 класс, -М.: Вентана- Графф, 2002.

4. Пилипко Н. В. «Приглашение в мир общения», М.:УЦ  «Перспектива»,2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Все цвета, кроме чёрного» Дополнительная образовательная программа для детей младшего школьного возраста Рассчитана на 3 года Составитель: Педагог-психолог МОУ Заворонежской СОШ Свиридова Лариса Васильевна

Слайд 2

Информация о программе: Направление деятельности – социально-педагогическое Тип программы- модифицированная Уровень освоения – долгосрочный Возрастной диапазон – младший школьный возраст (2-4 класс)

Слайд 3

Информация о программе Как показали многочисленные исследования, употребление наркогенных веществ (табак, алкоголь, наркотики) в большинстве случаев отмечается среди детей с социально- психологическими проблемами. Как правило, это дети не только лишенные заботы, живущие в обстановке непонимания, конфликта со взрослыми, «отверженные» среди сверстников, но и не нашедшие интересного дела.

Слайд 4

Цель программы: Формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни, как таковой, и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя .

Слайд 5

Задачи программы: 1 год обучения «Учусь понимать себя»

Слайд 6

Формировать умение оценивать себя, своё состояние, поступки, поведение(Образовательная) Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему(Развивающая) Пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний (Воспитательная)

Слайд 7

Задачи программы 2 год обучения «Учусь понимать других»

Слайд 8

Формирование умения оценивать состояние поступки и поведение других людей (образовательная) Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.(развивающая) Обучение поведенческим схемам, направленным на развитие у ребят интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей (воспитательная)

Слайд 9

Задачи программы 3 год обучения «Учусь общаться»

Слайд 10

Развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов) ( Образовательная ) Формировать отношение к здоровью как важнейшей человеческой ценности; помогать овладевать навыками здоровьесберегающего поведения на практике. ( Развивающая ) Обучение равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы, в том числе и своё здоровье ( Воспитательная )

Слайд 11

Предполагаемый результат обучения.

Слайд 12

К концу первого года обучения дети должны: Иметь первичное представление о здоровье, его значении, здоровом образе жизни. Уметь понимать своё внутреннее состояние Интересоваться различными видами полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении.

Слайд 13

К концу второго года обучения дети должны: Уметь понимать поступки других людей ( в том числе литературных героев) Иметь представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском наркотизации. Овладеть техникой общения в трудных жизненных ситуациях(знакомство, ссора, одобрение, отказ)

Слайд 14

К концу третьего года обучения дети должны: Относится к здоровью как важнейшей человеческой ценности; овладевать навыками здоровьесберегающего поведения на практике Относиться к людям, употребляющим наркотические вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду; обучиться равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы ( в том числе и своё здоровье).

Слайд 15

Критерии результативности программы 1.Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни; 2.Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов, с окружающими; 3.Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений которые считают опасными ; 4. Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного"

Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного" плюс разработка одного занятия...

Рабочая программа к УМК "Все цвета кроме чёрного" 2 класс

рабочая программа к УМК "Все цвета. кроме чёрного", составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой....

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме чёрного" внеурочной деятельности

Рабочая программа кружка  "Все цвета, кроме чёрного"  2-4 класс  может быть использована для реализации внеурочной деятельности в объёме 1 час в неделю, 2 часа в неделю и для работы со ...

Тематическое планирование профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» 3 класс Раздел: Учусь понимать других.

Для тех, кто работает по программе "Все цвета, кроме чёрного", Учусь понимать других, в системе ФГОС НОО, внеурочная деятельность, предлагаю темы для еженедельного проведения занятий.  Данный кур...

Использование образовательных программ в формировании культуры здоровья у учащихся 1 – 4 классов (на примере УМК «Все цвета, кроме чёрного»)

    В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен вы...

Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»

Формирование культуры   здоровья, здорового и безопасного образа жизни сиспользованием программы...

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании в рамках программы «Все цвета, кроме чёрного».

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании". Я рассказала о своей работе в рамках программы "Все цвета кроме чёрного"....