Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного"
рабочая программа (4 класс) по теме

Бирюкова Екатерина Фёдоровна

Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного" плюс разработка одного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx10.58 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc34 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit_zapiska_vse_tsveta.doc44.5 КБ
Файл kalendarno.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

       2.М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного»

Организация  педагогической  профилактики  наркотизма среди  младших  школьников.

(пособие  для  педагогов).

      3.М.М.Безруких  -Учусь  понимать  себя ; рабочая  тетрадь.

      4.М.М.Безруких - « Все  цвета,  кроме  черного» -Книга  для  родителей.

      5.М.М.Безруких - «Все  цвета, кроме  черного»- Учусь  общаться -рабочая  тетрадь.

      6.Л.С.Выготский; Д.А.Фарбер- «Возрастные  особенности  младших  школьников».

      7.Д.А.Глазунов- Приоритетные  направления  развития по  возрастным категориям.

«Развивающие  занятия». Методическое  пособие с электронным  приложением.

       7.Особенности  учебной  деятельности  младших  школьников. В.В.Давыдов.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по УМК «Все цвета, кроме черного»

4 класс.

Тема: Как научиться жить дружно.

Цель: Развитие навыков общения младших школьников и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.
  • Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.
  • Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.

Содержание занятия:

1. Приветствие

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение заряжает группу энергией.

   2. - Ребята, когда вы разбивались на группы, то выбирали своих друзей. Но нужно научиться общаться с разными людьми, не только с теми, кто вам нравится. Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, иногда они прямо противоположны друг другу. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно?

    - Откройте тетрадь на странице 19 и подумайте, почему обиделись ребята на этих картинках?

  • Обсуждение в парах

  3. - Какие ещё причины ссор бывают?

   - Откройте тетрадь на странице 20.

   - Прочитай и подчеркни причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры.

   - Выполнив задание №2, мы узнаем, как вы поступите, если вам что-то не понравится во время игры? (страница 20, задание №2)

- Но, если вы так поступите, то возникнет ссора.

- А как вы думаете, как надо поступить в этих ситуациях, чтобы не поссориться?

  • Обсуждение, ответы детей.

   4. Упражнение «Клубочек»

Цель: выработка умения доброжелательно относиться друг  к другу.

    Дети по очереди обращаются друг к другу со славами: «Я рад, что ты рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднять руки вверх, затем опустить их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.

    Анализ упражнения:

- Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

- Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное?

- Как ты себя сейчас чувствуешь?

   

Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носит характер взаимной поддержки или взаимного подавления.

    Взаимоподдержка объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. А поможет в этом:

  • уважение друг к другу.
  • стремление понимать и сопереживать друг другу.
  • возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя «инструменты» подавления).

     Мы только, что учились доброжелательно относиться друг к другу и поняли что, дружеское отношения могут быть и не только между близкими  друзьями, но и всеми одноклассниками. Главное, пользоваться теми правилами, о которых, мы говорили выше.

5. -А сейчас мы прочитаем отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и ответим на вопросы.

    Алиса попала в волшебный сад, где росли не очень вежливые цветы. Обрати внимание на поведение Алисы.

- Как ты думаешь, почему Алисе удалось избежать ссоры с цветами?

- Почему Алиса была вежлива с невоспитанными цветами?

- Что произошло бы, если бы Алиса отвечала на грубость грубостью?

  • Обсуждение, ответы детей.

- Алиса смогла избежать ссоры, хотя ей это было нелегко.

    Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой.

Эти слова, помогут вам при выполнении следующей игры.

   6. «Говорящие ладошки»

Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить извинения друг у друга.

Обсуждение: какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?

    В конце нашего занятия мы проведем игру.

   7. Упражнение «Давайте жить дружно»

    Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если  три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг двигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.

     8. Рефлексия

Обмен впечатлениями по проведению занятий проводится по кругу с передачей друг другу горящей свечи.



Предварительный просмотр:

«Все цвета, кроме чёрного»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Все цвета, кроме чёрного»

для 4 класса общеобразовательной  школы  разработана    в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы», на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой,  учебного плана МАОУ «СОШ №36» на 2012-2013 учебный год.  Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования.

 Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Актуальность данной проблемы обусловлено тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.

Программа «Все цвета, кроме черного» - это комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Учебный план и программа четвёртого года обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка, наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития.

Форма проведения занятий:

Игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.

Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.

Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.

После каждого года обучения планируется занятия в виде игр, конкурсов  знатоков.

Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.

Дети младшего детского возраста осваивают несколько видов игр.

Сюжетно - ролевая игра: 4 класс «Как понять друг друга», «Как научиться разговаривать с людьми», «Для чего нужна улыбка».

Игра по правилам: 4 класс «Цветовая карта; настроения класса»,  «Да» и «нет» - не говорите!».

Образно ролевая игра: 4 класс «Воздушные шарики». В них ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.

Курс не требует большого количества специального оборудования.

Самым необходимым материалом являются бумага, карандаши, краски,  фломастеры, мяч, рабочая тетрадь ученика является абсолютно необходимой.

На основании введения данного предмета из часов регионального компонента,  тематическое планирование в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю в I полугодии. Всего  16 часов.

В учебно-методический комплект входят:

Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 1-4 классов.

Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена  в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы». 

Цель программы «Все цвета, кроме черного»:

— формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:

    • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

    • расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

    • формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

• формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

   •    развивать коммуникативные навыки (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

 •    формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

    • пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

•    просвещать родителей в вопросах развития  у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Содержание учебно-методического комплекта   «Все цвета, кроме чёрного»  отвечает следующим принципам:

•    возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

•    научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

•    практической целесообразности — содержание коми и к та отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;

•    динамическому развитию и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

•    необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;

•    модульность структуры — учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

•    вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

Работа по комплекту «Все цвета, кроме черного» направлена на достижение следующих результатов:

•    полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

•    дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

•    дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

•    дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Сроки реализации –  полгода.

Список используемой литературы:

  1. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного» Москва центр «Вентана-Граф» 2012г.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Содержание деятельности

 

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Учусь общаться 16 часов

1

Что вы знаете друг о друге.

1

Цель: познакомить  уч-ся  с  содержанием и героями  курса.

Задачи: сформировать у детей адекватную оценку себя и других

03.09.13

2-3

Твой класс.

2

Цель: научить ребят анализировать свои симпатии, привязанности.

Задачи: воспитание бережного отношения к чувствам других людей.

10.09.13-

17.09.13

4

Кто твой друг. Знакомство с литературными героями, обсуждение и анализ их поступков.

1

Цель: Развитие навыков общения младших школьников и доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.
  • Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.
  • Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.

24.09.13

5

Как научиться жить дружно.

1

01.10.13

6

Литературные герои и их поступки. Тренинг.

1

08.10.13

7

Как помириться после ссоры.

1

Цель: Умение строить дружеские отношения

со всеми людьми.

Задачи: научиться  находить пути выхода из конфликтов

15.10.13

8

Какой у тебя характер.

1

Цель: дать учащимся представление о характере, многообразии черт характера

Задачи: понять сущность тех или иных черт характера, проанализировать конкретные примеры

22.10.13

9

Как воспитывать свой характер.

1

Цель: дать детям представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера

Задачи: помочь ребёнку обрести уверенность, понять, что неудачи преодолимы

29.10.13

12.11.13

10

Ролевые игры «Воспитание характера».

1

11

Как проявить силу своего характера. (Обучение на примере героев литературных произведений).

1

19.11.13

12

Как сказать «нет» и отстаивать свое мнение.

1

Цели: - обсудить понятие «давление», формы и способы сопротивления давлению;

 -  показать ученикам ситуации, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения;

       - воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.

Задачи: научить ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников

26.11.13

13

Разыгрывание ситуаций, когда и как нужно сказать «нет».

1

03.12.13

14

Фантастическое путешествие.

1

Цель: формировать отношение к здоровью, как важнейшей человеческой ценности.

Задачи: помочь овладеть навыками здоровьесберегающего поведения на практике. Обменятся впечатлениями по проведению занятий.

10.12.13

15

Планета,  на которой ты хотел бы жить. Рисование плакатов.

1

Цель: выработка умения доброжелательно относиться друг  к другу.

Задачи: пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в общении, получении новых знаний

17.12.13

16

Конкурс знатоков.

1

Цель: обобщить знания, полученные на уроках

Задачи: помочь обучающимся сделать выводы о ценности здоровья и здорового образа жизни

24.12.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к УМК "Все цвета кроме чёрного" 2 класс

рабочая программа к УМК "Все цвета. кроме чёрного", составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой....

Рабочая программа кружка "Все цвета, кроме чёрного" внеурочной деятельности

Рабочая программа кружка  "Все цвета, кроме чёрного"  2-4 класс  может быть использована для реализации внеурочной деятельности в объёме 1 час в неделю, 2 часа в неделю и для работы со ...

Рабочая программа факультатива «Все цвета, кроме чёрного»

УМК «Все цвета, кроме чёрного» даёт детям представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни,  умение оценивать своё состояние, поступки, поведение, анализировать по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб «Все цвета, кроме чёрного.»

Цель:вытеснить  за  счет  средств  воспитания и обучения  из  сферы  интересов  детей  и  подростков форм  активности,  связанных  с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Все цвета, кроме чёрного"

Рабочая программа «Все цвета, кроме чёрного» составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой «Все цвета, кроме чёрного» «Вентана- Граф» 2012 г., программы форм...

Рабочая тетрадь "Все цвета, кроме чёрного" 3 класс

Рабочая тетрадь "Все цвета, кроме черного" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Все цвета, кроме чёрного»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 2 класса«Все цвета, кроме чёрного»Направление: социальное...