Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
методическая разработка

Якимова Елена Витальевна

В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_teoriya.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное общеобразовательное бюджетное  учреждение

«Лесозаводская специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа – интернат»

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС

Автор Якимова Е.В.,

учитель начальных классов

Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Согласно ФГОС начального общего образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) дети с умственной отсталостью обучаются по 2 видам программ – 1 вариант, 2 вариант. Для детей с легкой умственной отсталостью создается Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) 1 вариант. Учреждение разрабатывает такую программу самостоятельно на основании Примерной адаптированной общеобразовательной программы. В ходе разработки программа может индивидуализироваться для отдельных групп обучающихся. Для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость, разрабатывается АООП 2 вариант. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования. В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основе АООП образовательной организацией на каждого ребенка разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся.

Вследствие системных нарушений развития обучающихся, им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному во ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния их развития, могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

СИПР – это документ, индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью (УО), с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНП), разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.

Специальная индивидуальная программа развития (далее — СИПР) — это концепция обучения детей с патологиями развития различной степени тяжести.

СИПР в школьном обучении способствует:

  • индивидуализации учебно-воспитательного процесса и адаптации его к потребностям учащегося;
  • повышению эффективности школьной коррекционно-развивающей работы;
  • пошаговому, постепенному освоению учебного материала в том темпе, который комфортен ребенку с ОВЗ;
  • стимулированию интеллектуального развития и достижения высоких результатов;
  • повышению квалификации педработников и педагогической компетентности родителей, мотивации к самообразованию;
  • эффективному взаимодействию учителей и специалистов узких областей.

В отличие от АООП, которая может унифицировано применяться ко всем учащимся с отклонениями, СИПР разрабатывается с учетом возможностей и образовательных потребностей конкретного ребенка.   Следовательно, СИПР — это программа, которая разрабатывается для учащихся с ограниченными возможностями здоровья сроком на один год на базе второго варианта АООП.

Она составляется по заявлению родителей ученика на основании индивидуальной реабилитационной программы и заключения ПМПК. Индивидуальная программа может составляться как для одного ученика, так и для группы школьников, объединенных схожими учебно-воспитательными потребностями. Она ориентирована на: адаптацию учеников с тяжелыми нарушениями развития в школьном коллективе; создание условий для получения детьми с ОВЗ навыков для успешной самореализации; формирование у учащихся общей культуры в контексте нравственных и моральных ценностей.  Только индивидуальные возможности ребенка определяют программный минимум и комплекс методик, который будет использоваться в конкретном случае. К работе над рабочей программой привлекают социальных педагогов, логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, медицинских работников и учителей-предметников. При написании программы они учитывают следующие условия инклюзии:  формирование развивающей среды, которая отвечает требованиям безопасности, а также соответствует образовательным и возрастным потребностям детей; задействование инклюзивного оснащения; необходимая подготовка учителей; помощь психолога и логопеда; поддержка родителей и членов семей. 

Решение о разработке специальной индивидуальной программы принимает директор школы на основании заключения ПМПК и заявления родителей, которое они сопровождают свидетельством о рождении ребенка и документами, подтверждающими потребность в реабилитации (при условии наличия инвалидности).

Среди всего учащихся, для кого разрабатывается СИПР, можно выделить три группы детей, которых отличает уровень психофизического развития, степень тяжести и этиологии течения патологий. Эти особенности принимаются во внимание при комплектации классов, так и при составлении специальных программ: дети, имеющие тяжелые патологии опорно-двигательного аппарата, которые не могут самостоятельно передвигаться, а имея нарушения интеллекта, требуют постоянной помощи взрослых; школьники с расстройствами аутического спектра, которые дополняются интеллектуальными нарушениями, сопровождающимися криком, агрессией и иными проявлениями деструктивного поведения, а потому нуждаются в систематического сопровождении и присмотре; несовершеннолетние с умеренным проявлением умственной отсталости, которая протекает без сочетанных нарушений, а потому не требует постоянной помощи взрослых.  СИПР разрабатывается для детей, которые обучаются на дому, в том числе детей-инвалидов, дистанционно и которые в рамках инклюзивной практики очно посещают образовательное учреждение

1. Комплектация классов. Образовательным учреждениям следует формировать классы с учетом детей, для которых предусмотрен второй вариант АООП  и может быть разработана СИПР. Практика коррекционной работы показывает, что невозможно обеспечить высокое качество образования обучающихся в одном классе по разным вариантам программ (с интеллектуальными нарушением и без таковых). Вместе с тем при формировании классов обеспечивается гетерогенный состав, включающий детей с выраженными интеллектуальными нарушениями разной степенью тяжести и выраженности (включая опорно-двигательные, сенсорные, поведенческие и иные нарушения). Поэтому важно формировать классы разными детьми, обучающимися по СИПР, обеспечивая сбалансированный состав детей с разными особенностями, чтобы специалисты могли обеспечить безопасность детей и эффективно проводить их обучение.

2. Наполняемость классов, где реализуется СИПР. Согласно нормам СанПиН 2.4.2.3286-15, детей, для кого разрабатывается СИПР, должно быть не  более 5 человек. При этом никто не запрещает делать сдвоенные классы, увеличивая не только количество обучающихся, но и количество сотрудников. Специалисты класса получают возможность более гибко моделировать пространство, деятельность, время с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся.

3. Сочетание групповых и индивидуальных форм обучения. Нередко в классе есть дети, уровень познавательного развития которых сопоставим и в их СИПР есть одинаковые по содержанию задачи. Таких обучающихся можно объединить в группу внутри класса и обучать их совместно по тем учебным предметам, которые имеются в их индивидуальном учебном плане. В таких случаях разрабатывается календарно-тематический план на те предметы, по которому они обучаются в группе. В классе обычно есть дети, имеющие в своем индивидуальном учебном плане такие же предметы, как и у тех, которые вошли в группу, но содержание этих предметов отличается. Таким образом, возникает еще одна группа, с которой работает второй педагог класса (в варианте объединения двух классов). С ребенком, который не готов к тому, чтобы обучаться в составе какой-либо группы, ведется индивидуальная работа, возможно, только в рамках коррекционных курсов, занятия по которым ведет учитель класса или другой специалист. Распределение групповых и индивидуальных уроков / занятий отражается в расписании класса, где отражается нагрузка каждого ребенка. Попробуйте бесплатно! Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

4. Продолжительность учебной нагрузки. Согласно требованиям СанПиНа 2.4.2.3286-15, индивидуальные занятия в рамках СИПР не могут превышать 25 минут, а групповые или фронтальные — 40. Однако целесообразно планировать время урока и индивидуального занятия в расписании в соответствии с требованиями СанПиНа, а в рамках отведенного времени специалист организует свою работу с ребенком с учетом возможностей обучающегося, включая ребенка как в деятельность, связанную с предметом, так и иную, если ребенок устает и возникает необходимость переключения.

5. Оценивание достижений обучающихся. Стандарт требует проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Как она будет проходить, в какой форме — эти вопросы предстоит обсуждать с учетом имеющегося опыта образовательных организаций в разных регионах Российской Федерации. 

Подготовительная работа к разработке СИПР

Подготовка к разработке СИПР начинается с приёма обучающегося в образовательную организацию и оценки его развития.

Прием в образовательную организацию, реализующую вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендации ПМПК и индивидуальной программы реабилитации (для детей с инвалидностью). При приеме заявлений администрация образовательной организации руководствуется ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Минобрнауки от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». В соответствии с требованиями последнего зачисление ребенка в образовательную организацию, реализующую АООП, происходит на основании приказа руководителя образовательной организации после приема от родителей (законных представителей) ребенка документов: заявления, свидетельства о рождении ребенка, рекомендации (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) при наличии у ребенка инвалидности. Иные документы родители не обязаны предоставлять в соответствии с вышеназванным постановлением, но «…имеют право по своему усмотрению представлять другие документы»

Вместе с тем, для организации работы с обучающимся специалистам образовательной организации необходимы дополнительные сведения, которые важны для учета индивидуальных возможностей и создания специальных условий образования особого ребенка. В частности, важно иметь сведения о состоянии его здоровья, например, случаются ли у ребенка эпилептические приступы, есть ли аллергические реакции и др. Если ребенок обследовался в больнице, проходил курсы реабилитации, либо посещал дошкольное образовательное учреждение, то, возможно, семья располагает выписками, характеристиками или другими документами, в которых содержится важная информация для специалистов образовательной организации и может быть использована в интересах развития ребенка. В связи с этим целесообразно предложить родителям показать выписки или передать копии данных документов для служебного пользования. Подобная просьба не будет являться нарушением закона, т.к. она мотивирована не запросом дополнительных документов для приема обучающегося, а необходимостью получения информации о ребенке для разработки СИПР и создания условий ее реализации.

При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации

В процессе психолого-педагогического обследования ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др. Члены семьи ребенка также могут участвовать в проведении обследования, если их присутствие не влияет на поведение ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:

1) беседу с родителями, в ходе которой выясняется история ребенка; определяется отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, происходит общая ориентация членов семьи в организации образования детей на основе второго варианта АООП, определяется порядок разработки и реализации СИПР;

2) наблюдение за ребенком. В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (до 2-х - 3-х недель) изучают возможности и особенности обучающегося. В качестве основного метода изучения используется наблюдение, дополнительно могут применяться различные опросники и фрагментарно тесты (например, социограммы Гинцбурга, диагностическая методика РЕР-3 и др.) В ходе наблюдения выявляются особенности двигательного и сенсорного развития ребенка; устанавливается сформированность базовых учебных действий, речи, действий с предметами и их изображениями, игры, навыков самообслуживания; наличие контакта с детьми и взрослыми; особенности познавательной деятельности и др.;

3) анализ результатов обследования. Итоги обследования отражаются в протоколах и обсуждаются командой специалистов при участии родителей (законных представителей) ребенка. Специалисты, работающие с конкретным ребенком, совместно с его родителями (законными представителями) представляют собой экспертную группу, в задачи которой входит: разработка СИПР, ее реализация, оценка и анализ результатов освоения индивидуальной программы развития.

Проведенный экспертной группой образовательной организации анализ результатов психолого-педагогического обследования ребенка позволяет дать оценку состояния развития обучающегося и обозначить для него приоритетные образовательные области. Оценка представлена в описательной форме в виде характеристики, с учетом данных которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (п. 2.9.1 приложения ФГОС) структура СИПР включает компоненты, содержание которых будет раскрыто далее.

Общие сведения 

Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.

Характеристика ребенка

Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:

1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;

7) сформированность социально значимых навыков, умений; 

8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также устанавливается ИУП и отражается в расписании занятий.

Содержание образования

Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержательного раздела АООП: программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), с учетом актуальности образовательных задач для данного конкретного обучающегося.
Задачи образования формулируются в СИПР на один учебный год, затем пересматриваются с учетом оценки результатов освоения СИПР обучающимся. По результатам текущей и промежуточной аттестации экспертной группой вносятся изменения в СИПР.

Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся класса, позволяют объединять детей в группы для занятий по предметам и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.

Условия реализации потребности в уходе

При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и/или присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств (варианты графиков ухода и присмотра можно увидеть в примерах СИПР на прилагаемом диске).

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких, как игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся. 

Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники). В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.

В целях психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.  

По мере решения психологических проблем, развития общения с другими, более опытными, родителями, создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:

консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;

участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;

согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;

участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;

регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.

Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Разработанные экспертной группой СИПР, а также внесенные в нее изменения, принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Вследствие системных нарушений развития обучающихся, им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному во ФГОС варианту образования на основе СИПР все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния их развития, могут быть включены в образовательное пространство. При этом принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных курсов, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Литература:

  1. https://www.menobr.ru/article/65337-qqq-17-m11-chto-takoe-sipr
  2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/665017/
  3. https://sinternat.edusite.ru/DswMedia/dokladsipryi.pdf
  4. https://infourok.ru/sipr-specialnaya-individualnaya-programma-razvitiya-osobennosti-razrabotki-i-realizacii-1165607.html
  5. https://infourok.ru/sipr-dlya-detey-s-ovz-intellektualnie-narusheniya-2517141.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...