РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Поленин Виктор Викторович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: «Адаптивная физическая культура»

для обучающихся 1 класса

на 2020 – 2021 учебный год

по адаптированной основной общеобразовательной программе

 образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

ВАРИАНТ 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_variant_1_klass.docx50.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  

г. Мичуринска Тамбовской области

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: «Адаптивная физическая культура»

для обучающихся 1 класса

на 2020 – 2021 учебный год

по адаптированной основной общеобразовательной программе

 образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

ВАРИАНТ 2

                                                                                                   

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Учитель: В.В. Поленин

ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 1 класса разработана в соответствии со следующими документами:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);
  4. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
  5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью занятий по адаптивной физической культуре определяет повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

Общая характеристика учебного предмета.

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

Личностные результаты включают:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной

физической культуры:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:  

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры:

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры,

физическая подготовка;

2.2 умение ездить на велосипеде, ходить на лыжах, играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Базовые учебные действия:

•        проявляют интерес к адаптивным ситуациям;

•        выполняют элементарную инструкцию, связанную с адаптивными возможностями, используя предметы (игрушки), предметы социальной значимости и доступные спортивные средства;

•        проявляют активность в адаптивных ситуациях с игрушками и спортивными средствами любым доступным способом.

Место курса «Адаптивная физическая культура» в учебном плане:

«Адаптивная физическая культура» входит в образовательную область коррекционных занятий варианта 2, основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю.

Возможные результаты освоения:

Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности:

подвижным играм,

выполнению основных видов движений,

езде на велосипеде.

Умеет:

выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии); играть в подвижные игры, эффективно  сотрудничать со сверстниками

Различает состояния: бодрость-усталость, напряжение-расслабление,  больно-приятно и т.п.

Управляет произвольными движениями: статическими,  динамическими.

Проявляет двигательные способности: общую выносливость, быстроту,

гибкость, координационные способности, силовые способности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (68 часов)

Освоение физической подготовки предусмотрено в первой четверти и предполагается освоение: построений и перестроений, общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.  Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения по подражанию. «Понюхать цветок» – вдох через нос. «Согреть руки» – хо – хо- хо – выдох через рот. «Остудить воду» – ф-ф –фу – выдох. Основные положения и движения (по подражанию). Упражнения для мышц шеи. Наклоны головы вперед, назад с произнесением звуков- «да, да, да». Наклоны головы в стороны с произнесением звуков «ай, яй, яй». Повороты головы в стороны с произведением звуков «нет, нет».

Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев. Сгибание и разгибание кисти. Повороты кисти ладонью кверху и книзу. Расслабление кисти – «стряхнули воду». Движение рук: вперед, в стороны, 94 вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.

Упражнения для мышц, туловища. «Дровосеки» – наклоны туловища вперед. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. «Косим траву» – повороты туловища с маховым движением рук. Поднимание согнутой ноги вперед. Полуприседание на полной ступне. Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке).

Упражнения для формирования правильной осанки. Принятие правильной осанки стоя и сидя с помощью учителя. Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой до 5 сек.

Ритмические упражнения. Прохлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка в медленном темпе, тоже в быстром темпе. Ходьба под хлопки или звучание бубна.

Прикладные упражнения.

Построения и перестроения. Построение в колонну по одному с помощью учителя. Выполнение движений по командам с учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!». Построение в колонну в нарисованных кружках.

Ходьба и бег. Ходьба небольшими группами и всей группой (без построения в колонну). Ходьба по залу, касаясь рукой стены. Ходьба по линии, начерченной на полу. Ходьба друг за другом обычным шагом с соблюдением интервала (не натыкаясь друг на друга). Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки. Свободный бег. Бег на носках.

Прыжки. Подпрыгивание на месте на двух ногах. Спрыгивание с высоты 10-20 см. Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза. Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое. Выполнение основных движений с удержанием мяча. Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку. Подбрасывание мяча вверх. Передача мячей, флажков, палок в шеренге. Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в сторону, опускание вниз. Движения скрещенных рук с флажками вверху, внизу, помахивание флажками. Перекладывание флажков из одной руки в другую перед собой над головой. Переноска мяча, гимнастической палки, флажков с одного места на другое.

Лазанье и перелезание, подлезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки. Переползание на четвереньках в медленном темпе. Подлезание под шнур высотой 50 см. Перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад.

Равновесие. Ходьба по начерченному коридору шириной 20 – 30 сантиметров. Ходьба по «коридору» между двумя скамейками или булавами. Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь.

Игры. Для построения:

 «Пойдешь гулять». Учитель предлагает ученику гулять. Ученик поднимается со своего места и встает за учителем. Затем приглашаются второй, третий ученики (до 6-8 учащихся), они встают друг за другом и идут за учителем. «Поезд» - построение в колонну, положив руки на плечи впереди стоящего товарища.  «На праздник» - построение парами, идти, помахивая флажками.

Для ходьбы: «Возьми флажок» - ходьба группами со своих мест за флажками и обратно. «Пойдем в гости» - дети разбиты на две группы. Одна группа идет в 96 гости к другой, выбирая себе пару. В парах можно попрыгать, поплясать, затем возвращаются на свои места.

Для бега: «Беги ко мне». «Догони мяч».

 Для прыжков: «Лягушки», «Прыг-скок», «Перепрыгни через шнур», «Солнышко, дождик», «Солнышко – иди гулять, дождик – беги домой»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

По плану

По факту

1

Вводный урок. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Знакомство с физкультурным залом.

1

03.09.

2

ОРУ на дыхание. Основная стойка. Построение в колонну по одному, равнение в затылок.

1

07.09.

3

Ходьба в колонне по одному. Выполнение команд «Встать!», «Сесть!», «Пошли!» Подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений.

1

10.09.

4

Дыхательные упражнения по подражанию.

1

14.09.

5

Наклоны головы в стороны с произнесением звуков.

1

17.09.

6

Повороты головы в стороны с произнесением звуков.

1

21.09.

7

Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев. Сгибание и разгибание кисти.

1

24.09.

8

Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.

1

28.09.

9

Упражнения для мышц туловища.

1

1.10.

10

Поднимание согнутой ноги вперед. Полуприседания на полной ступне. Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке).

1

5.10.

11

Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой до 5 сек.

1

8.10.

12

Построение в колонну по одному с помощью учителя.

1

12.10.

13

Выполнение движений по командам с учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!».

1

15.10.

14

Построение в колонну в нарисованных кружках.

1

19.10

15

Ходьба небольшими группами и всей группой (без построения в колонну).

1

22.10.

16

Ходьба по залу, касаясь рукой стены. Ходьба по линии, начерченной на полу. Ходьба друг за другом обычным шагом с соблюдением интервала (не натыкаясь друг на друга).

1

26.10

17

Ходьба в колонне  по одному, взявшись за руки

1

29.10.

18

ТБ. Свободный бег.

1

9.11.

19

Бег на носках.

1

12.11.

20

Бег на носках.

1

16.11.

21

Прыжки. Подпрыгивание на месте на двух ногах.

1

19.11.

22

Прыжки. Подпрыгивание на месте на двух ногах.

1

23.11.

23

Спрыгивание с высоты 10-20 см.

1

26.11.

24

Спрыгивание с высоты 10-20 см.

1

30.11.

25

Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками.

1

3.12.

26

Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками.

1

7.12.

27

Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое.

1

10.12.

28

Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое.

1

14.12.

29

Выполнение основных движений с удержанием мяча. Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку.

1

17.12.

30

Подбрасывание мяча вверх. Передача мячей, флажков, палок в шеренге.

1

21.12.

31

Подбрасывание мяча вверх. Передача мячей, флажков, палок в шеренге.

1

24.12.

32

ТБ. Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в стороны, опускание вниз. Скрестные движения рук с флажками.

1

11.01.

33

Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в стороны, опускание вниз. Скрестные движения рук с флажками.

1

14.01.

34

Переноска мяча, гимнастической палки, флажков с одного места на другое.

1

18.01.

35

Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки.

1

21.01.

36

Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки.

1

25.01.

37

Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки.

1

28.01.

38

Переползание на четвереньках в медленном темпе. Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад.

1

1.02.

39

Переползание на четвереньках в медленном темпе. Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад.

1

4.02.

40

Ходьба по начерченному коридору шириной 20-30 см.

1

8.02.

41

Ходьба по «коридору» между двумя скамейками или булавами.

1

11.02.

42

Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь.

1

22.02.

43

Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь.

1

25.02.

44

Свободный бег. ОРУ.

1

1.03.

45

Свободный бег. ОРУ.

1

4.03.

46

Подвижная игра «Пойдешь гулять».

1

11.03.

47

Подвижная игра «Пойдешь гулять»

1

15.03.

48

Подвижная игра «Повторяй за мной»

1

18.03.

49

Подвижная игра «Повторяй за мной»

1

18.03.

51

ТБ. Подвижная игра «Возьми флажок»

1

1.04.

52

Подвижная игра «Возьми флажок»

1

5.04.

53

Подвижная игра «Возьми флажок»

1

8.04.

54

Подвижная игра «Возьми флажок»

1

12.04.

55

Подвижная игра «Пойдем в гости»

1

15.04.

56

Подвижная игра «Поезд»

1

19.04.

57

Подвижная игра «Поезд»

1

22.04.

58

Подвижная игра «Поезд»

1

26.04.

59

Подвижная игра «Прыг-скок»

1

29.04.

60

Подвижная игра «Прыг-скок»

1

6.05.

62

Подвижная игра «Перепрыгивание через шнур»

1

13.05.

63

Подвижная игра «Догони мяч».

1

17.05.

64

Подвижная игра «Догони мяч».

1

20.05.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных орие...

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федерал...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса  на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон ...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон «Об обра...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 3 класса  на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон «О...