Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Куликова Елена Юрьевна

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, что упражнения - это игры, где есть соревновательный момент, есть поддержка команды, где есть успех. В таких условиях можно достигнуть высоких результатов буквально играючи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-igry.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Конспект  разработан  учителем-логопедом   ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского  района  Санкт-Петербурга  

 Куликовой Еленой Юрьевной

Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи»

Форма урока:  конкурс-игра «Раз словечко, два словечко…»

Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: Формирование лексико-грамматических навыков. Закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры.

Задачи:

  • расширять и активизировать словарь;
  • стимулировать активную речевую деятельность;
  • формировать грамматический строй речи;
  • формировать навыки коллективного взаимодействия и творческой самостоятельности;

Методические приемы:  соревновательный интерес, создание игровых ситуаций, наглядность, сотрудничество (работа в малых группах).

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль

Оборудование: магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация к занятию в Power Point,  карточки,  жетоны, дипломы.

Структура урока

1. Организационный момент (перед тем как войти в класс)

  • Эмоциональный настрой на игру.
  • Игровая разминка «Пароходик» - развитие  общей моторики с убыстрением ритма движения

2. Разминка

3. Основная часть

3.1 Игры и конкурсы на развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

3.2  Игры и конкурсы на формирование грамматических представлений:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • употребление предлогов;
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

   4.  Подведение итогов занятия.

   5.      Рефлексия.

Ход  занятия:

1.     Под музыку учащиеся входят в класс. Педагог предлагает им распределиться по группам и занять места за игровыми столами, затем объясняет условия игры.

  2.      Детям предлагается придумать название команд, выбрать капитана. Проводится игровая разминка «Мы вместе».

3 . Основная часть

3.1 Конкурсы на развитие лексики(проводятся как блиц-опрос):

- Эстафета «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи –  фрукты; одежда – обувь).

- «Раскрась лишний предмет».

- Конкурс капитанов «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

- Пантомима «Назови одним словом» (двое показывают предметы, третий отгадывает и называет слово, после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

- «Назови части»:

- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

- «Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

-  Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);

- Лохматый, косолапый… (медведь);

- Маленькая, быстрая, проворная… (белка);

-«Противоположности» (пополнение словаря антонимов).

-«Похожи, но разные» (пополнение словаря омонимов).

- «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) – девочка, медведь…; (что?) – время, дождь… и т.д.

- «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

Солнце (какое?) –  яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.

- Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

3.2 Игры на развитие грамматического строя речи

 Словообразование:

-«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

-«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница).

-«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

-«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

-«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).

-«Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».

-Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает – … (самолет), сам катится – … (самокат).

Словоизменение:

-«Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

-«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

-«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

-«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

-«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

-«Слова-гномы» (закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;;

-«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

-«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

-«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

4. Подводятся итоги игры 

Дети вспоминают повторенный материал устно,  (за четкие и правильные ответы выдаются жетоны), подсчитывается количество жетонов, определяется победившая в конкурсе-игре команда. Награждение дипломами.

5. Рефлексия

Педагог просит высказаться детей о том, что им понравилось на занятии,  какое у них настроение, оценить свое участие в игре. Учитель дает положительную оценку деятельности учеников и заканчивает урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."

В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта при массовой начальной общеобразовательной школе.

Данный конспект занятия рассчитан для детей общеобразовательной школы с речевыми нарушениями. Данное занятие позволяет сформировать и закрепить у детей навыки правильного употребления приставок в разл...

Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

   Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи  нарушение грамматического строя реч...

Конспект занятия в первом классе по развитию лексико-грамматического строя речи учащихся с ОВЗ.

Тема: Животный мир Арктики, Антарктики.Это занятие способствует  закреплению знаний детей по данной лексической теме, расширяет их кругозор. Обогащает словарный запас существительными, глаголами,...

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные задачи:- развивать фонематический строй речи;-формировать ритмическую сторону речи;- развивать мышление на материале описательных загадок...