Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, что упражнения - это игры, где есть соревновательный момент, есть поддержка команды, где есть успех. В таких условиях можно достигнуть высоких результатов буквально играючи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-igry.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Конспект разработан учителем-логопедом ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга
Куликовой Еленой Юрьевной
Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи»
Форма урока: конкурс-игра «Раз словечко, два словечко…»
Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: Формирование лексико-грамматических навыков. Закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь;
- стимулировать активную речевую деятельность;
- формировать грамматический строй речи;
- формировать навыки коллективного взаимодействия и творческой самостоятельности;
Методические приемы: соревновательный интерес, создание игровых ситуаций, наглядность, сотрудничество (работа в малых группах).
Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль
Оборудование: магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация к занятию в Power Point, карточки, жетоны, дипломы.
Структура урока
1. Организационный момент (перед тем как войти в класс)
- Эмоциональный настрой на игру.
- Игровая разминка «Пароходик» - развитие общей моторики с убыстрением ритма движения
2. Разминка
3. Основная часть
3.1 Игры и конкурсы на развитие словаря:
- активизация и обогащение словаря по теме;
- описание предметов, особенностей строения;
- называние действий с данными по теме предметами;
- называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
3.2 Игры и конкурсы на формирование грамматических представлений:
- упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
- употребление предлогов;
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
4. Подведение итогов занятия.
5. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Под музыку учащиеся входят в класс. Педагог предлагает им распределиться по группам и занять места за игровыми столами, затем объясняет условия игры.
2. Детям предлагается придумать название команд, выбрать капитана. Проводится игровая разминка «Мы вместе».
3 . Основная часть
3.1 Конкурсы на развитие лексики(проводятся как блиц-опрос):
- Эстафета «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи – фрукты; одежда – обувь).
- «Раскрась лишний предмет».
- Конкурс капитанов «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).
- Пантомима «Назови одним словом» (двое показывают предметы, третий отгадывает и называет слово, после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).
- «Назови части»:
- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
- «Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:
- Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);
- Лохматый, косолапый… (медведь);
- Маленькая, быстрая, проворная… (белка);
-«Противоположности» (пополнение словаря антонимов).
-«Похожи, но разные» (пополнение словаря омонимов).
- «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) – девочка, медведь…; (что?) – время, дождь… и т.д.
- «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Солнце (какое?) – яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.
- Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
3.2 Игры на развитие грамматического строя речи
Словообразование:
-«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
-«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница).
-«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
-«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
-«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).
-«Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».
-Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает – … (самолет), сам катится – … (самокат).
Словоизменение:
-«Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
-«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
-«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
-«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
-«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
-«Слова-гномы» (закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;;
-«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
-«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
-«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
4. Подводятся итоги игры
Дети вспоминают повторенный материал устно, (за четкие и правильные ответы выдаются жетоны), подсчитывается количество жетонов, определяется победившая в конкурсе-игре команда. Награждение дипломами.
5. Рефлексия
Педагог просит высказаться детей о том, что им понравилось на занятии, какое у них настроение, оценить свое участие в игре. Учитель дает положительную оценку деятельности учеников и заканчивает урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ
Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...
Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."
В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта при массовой начальной общеобразовательной школе.
Данный конспект занятия рассчитан для детей общеобразовательной школы с речевыми нарушениями. Данное занятие позволяет сформировать и закрепить у детей навыки правильного употребления приставок в разл...
Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя реч...
Конспект занятия в первом классе по развитию лексико-грамматического строя речи учащихся с ОВЗ.
Тема: Животный мир Арктики, Антарктики.Это занятие способствует закреплению знаний детей по данной лексической теме, расширяет их кругозор. Обогащает словарный запас существительными, глаголами,...
Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка младшего школьного возраста на основе лексической темы «Дикие животные».
Коррекционно-образовательные задачи:- развивать фонематический строй речи;-формировать ритмическую сторону речи;- развивать мышление на материале описательных загадок...