Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов
презентация к уроку (логопедия) на тему

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении с родственными словами. В этом случае языковой материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiko-_grammaticheskogo_stroya_rechi_u.ppsx784.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ НА МАТЕРИАЛЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ учитель-логопед Долгополова Н . В.

Слайд 2

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении с родственными словами. В этом случае языковой материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.

Слайд 3

Для занятий по формированию лексико – грамматических представлений используется разнообразный материал Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрытию тем в доступной для детей форме, способствуют осознанию и усвоению родственных слов. Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но должны быть связаны по смыслу. Мы слова похожие, Как родственники схожие. Мы живём одной семьёй, Поиграть хотим с тобой.

Слайд 4

На занятиях используются разные стихи Придумала я три словечка: Река, реченька и речка. Ну, а хитренький мальчонка Подсказал слово … Бородатый старичище Вдруг назвал слово … А с косичками девчушка Слово вспомнила …

Слайд 5

На пригорке яблонька стояла, Яблоко на яблоне поспевало. Солнышко пригрело – яблоко созрело. Ветерок подул – яблоко спугнул … По тропинке яблоко покатилось, На варенье яблоко пригодилось. Получилось яблочное варенье, А пирог с ним яблочный – Просто объеденье!

Слайд 6

Снежное Снег, снежинки, снегопад! Назвать слова я эти рад … Весёлой снежною зимой Играем мы в снежки с тобой. Из снега будет снеговик. Ведь к снегопадам я привык, А Дед Мороз на Новый год С собой Снегурку приведёт .

Слайд 7

Солнечное Солнышко утром проснулось, Солнечно всем улыбнулось. Будет солнечный день – Подсолнух не прячется в тень. Солнце по небу гуляет, Подсолнух за ним наблюдает. Подсолнечный свой наряд Солнцу показывать рад.

Слайд 8

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблему: объяснить значение слова, подобрать к нему родственное.

Слайд 9

Морфологические шарады Сообщить вам очень рада: Составлена для вас шарада. Корень тот же, что в слове плетение , Суффикс тот же, что в слове извозчик , Приставка та же, что в слове переход .

Слайд 10

Корнем со сказкой роднится, Приставка в слове подбородок таится , Суффикс как в слове сковородка , А за неё учитель не похвалит на уроке.

Слайд 11

Корнем с подумать роднится, Приставка в слове вылетать таится , Суффикс - как в слове отметка , А она годится не только в разведке

Слайд 12

Определение среди группы сходных по звуковой структуре слов «лишнего» по значению ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСТНИЦА ВОДА, ВОДЯНОЙ, ВОДНЫЙ, ВОДИТЬ ОСИНА, ОСА, ПОДОСИНОВИК ГОРА, ГОРНЫЙ, ГОРЕ РИС, РИСОВЫЙ, РИСУНОК

Слайд 13

НАЗОВИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО печурка печать печка желток жёлтый железо

Слайд 14

ОБРАЗОВАНИЕ РОДСВЕННЫХ СЛОВ ПО АНАЛОГИИ Речевой материал – группы слов ( САХАР, МЫЛО, СУП, ХЛЕБ) Дидактический материал – предметные картинки ( сахарница, мыльница, супница, хлебница)

Слайд 15

Так же , как и у кустов , Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам , Отыщи в них корень сам : Лес , лесок , лесной , лесник. Цвет , цветок , цветной , цветник. Лётчик , самолёт , полёт. Ледяной , ледовый , лёд.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....

Развитие лексического и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения. Лексический строй речи - это компон...

Использование игр с предметами по развитию лексико-грамматического строя речи с младшими школьниками с ОВЗ

Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционныхобразовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы сдошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми...