Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР
учебно-методическое пособие по логопедии (1 класс) на тему

Емелюшкина Татьяна Сергеевна

Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие лексико-грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи

 (III уровень речевого развития)

Особенности  лексико-грамматического строя речи

у первоклассников с ОНР III уровня

При III уровне речевого развития лексика таких детей включает все части речи.  Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Однако, несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи, в т.ч.:

  1. лексические замены (плащ — пальто; халат — пижама;) катушка — нитки и т.д.);
  2. наблюдается неправильное образование существительных  в уменьшительной форме  (стул-стулик, кувшин-кувшиночка).
  3. трудности в образовании относительных прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: морковиный – морковный  (с продуктами питания), глинявый — глиняный (с различными материалами) и т.д.;
  4. трудности в образовании притяжательных прилагательных: лапа волка – «волчачья», хвост медведя – «медвежинный»;
  5. трудности в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: стол-«столы», дом – «домы», ухо – «ухи».
  6. аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных — с существительными: мама снимает чай ник плиты (с плиты); домик лисички (для лисички и т.д.;
  7. Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов: книжник — книголюб, пчельник — пчеловод)
  8. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичности предмета (горошка — горошина)
  9. Неправильное согласование в роде существительного и числительного:

     два ягоды – две ягоды, две стула – два стула, две уши – два уха.

  1. Неправильное образование существительных, обозначающих детёнышей животных.  (у козы – козлёнки, у свиньи – свинёнки).
  2. Неправильное употребление падежных окончаний: с гнездо – из гнезда, по дорога – по дороге, девочка идет портфель – девочка идет с портфелем, многа дома – много домов, много человека – много человек.
  3. Неправильное употребление предлогов, союзов: Собака уходит в своей дома – собака выходит из конуры. Корова выходит с сарая – корова выходит из сарая.
  4. Неправильное согласование существительного с прилагательным: красивая бант.

    Таким образом, лексико-грамматический  строй речи у школьников с ОНР III  уровня характеризуется наличием аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании, лексические замены.

При поступлении в первый класс при  МАОУ «Гимназия № 39»  проводится первичная диагностика устной речи школьников. Обследование речи первоклассников проводится по стандартизированной экспресс-диагностике младших школьников Т.А.Фотековой. Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи (1 – проверка фонематического восприятия, 2 - исследование состояние артикуляционной моторики, 3 – исследование звукопроизношения, 4 – проверка сформированности звукослоговой структуры слова).

Серия II – Исследование грамматического строя речи (1 – повторение предложения, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме, 4 – добавление предлогов в предложение, 5 – образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах).

Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования (1 – образование существительных, обозначающих детёнышей животных, 2 – образование прилагательных от существительных)

Серия IV  - Исследование связной речи (1 – составление рассказа по серии сюжетных картинок, 2 – пересказ прослушанного текста)

По результатам обследования у первоклассников с ОНР  III  уровня  наблюдается выраженное недоразвитие всех обследованных компонентов речевой системы, особенно лексико-грамматического строя и связной речи.

        

Количество первоклассников, поступающих

 в МАОУ «Гимназия № 39»

 с нарушением лексико-грамматического строя речи    

с 2013 по 2016 учебный год (за 3 года)

Для развития словарного запаса школьников в коррекционную работу, необходимо включать различные задания, способствующие развитию внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов:

Развитие пассивного и активного словаря

Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь обучающихся словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Обучающимся сообщается, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанный из резины». Школьники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

Игра «Меморина»

        Обучающемуся надо было найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки поочереди открывали одну за другой две карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались картинкой вниз. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими, то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.

 Упражнение «Подбери нужное слово»

Обучающиеся учатся подбирать к названным определениям подходящие слова.

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

Упражнение «Кто как кричит»

Уточняются названия действий животных.

кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет

Упражнение «Часть - целое»

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.

Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.

Упражнение «Что это? »

Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.

Упражнение «Какой? »

        Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал).

Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.

Игра «Скажи по-другому»

Обучающиеся встают  по кругу и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.

Игра «Упрямые дети»

Обучающимся сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.

Упражнение «Угадай»

Логопед называет слово-действие, а обучающийся подбирает к нему подходящее слово-предмет (из предложенных картинок)  и проговаривает оба слова вместе.

Упражнение «Что делает?»

Логопед задаёт вопросы, а обучающийся подбирает к ним как можно больше ответов. Пескари что делают? – Пескари плещутся, плавают, выныривают и т.д.

Игра «Скажи наоборот»

Логопед произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Обучающийся отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

Упражнение «Угадай слово»

Образование антонимов.

Обучающимся  предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ….

Сосна высокая, а куст…..

Игра «Назови ласково»

Цель: научить обучающихся образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце -, овца -, собака -, белка - … .

Игра «Большой - маленький»

Цель: научить обучающихся образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок -, мяч -, стул -, заяц -

Упражнение «Что приготовим? »

Цель: научить обучающихся образовывать относительные прилагательные от существительных.

Суп из гороха (это какой суп?) - гороховый.

Упражнение «Какой? »

Цель: научить обучающихся образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой).

Упражнение «Загадки»

Цель: научиться отгадывать предмет по его признакам.

Логопед называет слова-признаки, а обучающийся выбирает и показывает соответствующую картинку и называет слово.

Дальняя, маленькая, русская – деревня.

Упражнение «Что из чего? »

Цель: научить обучающихся образовывать относительные прилагательные от существительных.

Шляпа из соломы -, шапка из шерсти – … .

Упражнение «Чей хвост? »

(Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить обучающихся образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита —, у волка —, у барсука -, у белки -

Усвоение лексической сочетаемости слов

Игра «1, 2, 5, 9»

Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 5 9

Одна тетрадь, две  тетради, пять  тетрадей, девять тетрадей.

Упражнение «Один - много»

Цель: научить обучающихся образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это …. лимоны.

Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко (какое?) красное.

Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: учить обучающихся изменять существительные по числам

Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом ранец. Один ранец, два ранца, три ранца  и т. д.

Игра «Жадина»

Цель: согласование притяжательного местоимения с существительным.

Логопед  просит поиграть  в жадину, который говорит, что все вещи его.

Робот – мой робот, ручка – моя ручка, пирог – мой пирог, ковер – мой ковер, ракета – моя ракета  и т. д.

Работа над предложением

Игра «Измени предложение»

Цель: спряжение глагол по образцу. (Образец дает логопед)

Образец: рыть ров.

Я рою ров.

Ты роешь ров.

Он роет ров.

Она …     Вы…      Мы…       Они…

Игра «Путаница»

Цель: составление и преобразование предложение по образцу.

Образец: Рая, розы, у. – У Раи роза.

Сад, в , расти, роза.

Баранка, Рома, есть.    и т. д.

Игра «Исправь ошибки в предложении»

Цель: научиться находить ошибку в предложении и составлять предложение правильно.

Логопед произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Рынок идет на Рому. – Рома идет на рынок.

Роза посадила Раю.

Луг пасется на баране.

На ребятах ныряет река.

На репке растёт грядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников...

Использование игр с предметами по развитию лексико-грамматического строя речи с младшими школьниками с ОВЗ

Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционныхобразовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы сдошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми...