Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"
методическая разработка по логопедии на тему

Муравьева Ирина Сергеевна

 

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающей среды. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. По мере взросления, ребенок начинает определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого речевого стереотипа.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.

У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи.  Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР.

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающей среды. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. По мере взросления, ребенок начинает определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого речевого стереотипа.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.

У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи.  Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.

На сегодняшний день, речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. Основными исследователями в этой области являются Н.Ю.Борякова, Л.В.Яссман, Лалаева Р. И., Мальцева Е.В., Р.Д.Тригер и другие. Ученые выявили, что у большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

 По результатам исследования Н. Ю. Боряковой [1],  дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:   пропуски или избыточность членов предложения,   ошибки в управлении и согласовании,   ошибки в употреблении служебных слов,   ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.

Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., Рахмаковой Г.Н. показали, что у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа существительных.

Лалаева Р.И. [3], в свою очередь, указывает, что в связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В., Слепович Е.С., Хохлова А.А. и другие) выявили, что у этой категории детей данный процесс задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие.

В дипломной работе мы поставили перед собой следующую цель: изучение особенностей развития грамматического строя речи и их коррекция у младших школьников с задержкой психического развития.

Для изучения особенностей развития грамматического строя речи мы использовали следующие методики:

  1. Методика для экспресс – диагностики устной речи. (Фотекова Т. А.)
  2. Психолингвистический метод исследования речи детей. (Яссман Л. В.)

При обследовании по экспресс – диагностике устной речи (Фотекова Т. А.) [4] из 12 учеников 3-го класса было выявлено, что все учащиеся испытывают различные трудности при выполнении всех заданий. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

I серия.  Исследование сенсомоторного уровня речи.

высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – показали двое учеников.(17 %)

средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показали 10 учеников. (83 %)

низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – выявлено не было.

Таким образом, большинство наших испытуемых – 83 % от общего количества учащихся – показали средний результат. Эти дети имеют определенные трудности в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике, звукопроизношении и сформированности звуко-слоговой структуры слова. Остальные 17 % учащихся дали высокий результат. У этих детей четко видны недостатки в фонематическом восприятии и артикуляции.

II серия. Исследование грамматического строя речи.

высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – показал один ученик. (8 %)

средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показали 5 учеников. (42 %)

низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – показали 6 учеников. (50 %)

Таким образом, половина испытуемых – 50 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Эти дети имеют значительные трудности в каждом предъявленном задании. 42 % детей дали средний результат. У этих учащихся наблюдаются проблемы с верификацией предложений и добавлением предлогов в предложение. 8 % детей показали высокий результат. У этих учеников недостаточно сформированы предложно-падежные конструкции.

III. Исследование словаря и навыков словообразования.

высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – показал один ученик. (8 %)

средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показали 7 учеников. (58 %)

низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – показали 4 ученика. (34 %)

По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых – 58 % от общего количества учащихся – показали средний результат. Они имеют значительные трудности в образовании как относительных, так и качественных прилагательных. 34 % учащихся показали низкий результат. У них наблюдаются проблемы в образовании прилагательных от существительных, а так же в названиях детенышей животных. 8 % детей показали высокий результат. Эти ученики затрудняются в назывании детенышей животных.

V. Исследование связной речи.

высокий результат – от 83 % до 100 % (25-30 баллов) – выявлено не было

средний результат – от 50% до 83 % (15-25 баллов) – показал 1 ученик. (8 %)

низкий результат – до 50 % (до 15 баллов) – показали 11 учеников. (92 %)

По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых – 92 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Они имеют значительные затруднения в лексико-грамматическом оформлении и смысловой целостности высказывания. 8 % учащихся показали средний результат. У этих детей видны трудности в пересказе текста. Никто из детей не показал высоких результатов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.

Итоговый балл за выполнение методики соответствует 2-му уровню успешности, что указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у испытуемых обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция. Успешность второго уровня встречается у детей с ЗПР.

При использовании психолингвистического метода исследования речи детей. (Яссман Л. В.) [5] из 12 учеников 3-го класса было выявлено, что все учащиеся испытывают трудности в активном владении грамматическим строем речи. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

Высокий результат показал 1 ученик – 8 % от общего числа испытуемых.

Средний результат показали 7 учеников – 58 %

Низкий результат показали 4 ученика – 34 %

Таким образом, большинство испытуемых – 58 %  при составлении предложений верно передают смысл, заложенный в наборе слов, но четко видны аграмматизмы. Это свидетельствует о нарушении этапа реализации программы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проблемой, раскрытой в данной работе, обеспокоены не только коррекционные педагоги, но и родители, так как в последнее время все больше детей имеют достаточно серьезные нарушения речи. Особенно важно вовремя заметить эти нарушения, поставить правильный диагноз и провести качественную коррекционную работу по устранению речевой патологии. У детей с ЗПР возникают серьезные трудности в общении со сверстниками, с педагогами, с родителями; к речевой патологии постепенно присоединяются психологические проблемы. Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка.

Литература.

1. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ЗПР. // Дефектология. – 1983. – №3.

2. Борякова М.Ю. Дети с ЗПР. –М., 1984г.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2004.

4. Фотекова Т. А. Тестовая методика «Диагностика устной речи».

5. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с. (с. 287-290)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Рекомендации по формированию грамматического строя речи у младших школьников...

Формирование и развитие грамматического строя речи у младших школьников.

Презентация к статье "Формирование  и развитие грамматического строя речи у младших школьников"...