Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
план-конспект урока логопедии (3 класс) по теме

Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Розова Ю.Е.

ГОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

03.02.2011.

Конспект фронтального занятия.

Логопедическая тема: Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов

различной звукослоговой структуры.

Грамматическая тема: Звуки и буквы.  Слоги.

Лексическая тема: путешествие в сказку  Г.Х. Андерсена  «Снежная королева».

Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия

 на материале  слов различной звукослоговой структуры.

Задачи:

Образовательные:

-Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом   звука.

-Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры,

    совершенствовать фонематические представления.

- Развивать слоговой анализ и синтез.

Коррекционные:

-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

-Развивать орфографическую зоркость.

-Активизировать словарь по лексической по теме занятия.

-Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление,            

  ориентировку в пространстве и времени.

-Развивать общую моторику.

Воспитательные:

-Развивать самостоятельность, самоконтроль.

-Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

Оборудование:  Иллюстрации к сказке «Снежная королева», мультимедийная презентация-игра «В царстве Снежной королевы»,   интерактивная доска,  карточки с заданиями,  алфафит-шифр,  цветные карандаши, тетради.

 

Содержание занятия

Примерные ответы учащихся

I. Организационный момент.

- Сядет тот, в чьем полном имени после [А]- [Н]

- Сядет тот,  чья фамилия начинается со звука [К]

- Сядет тот, в чьем полном имени  первый звук [В,],

последний [jа]. И т.д.

II. Сообщение темы.

  1. Сообщение лексической темы.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, мы попадем в сказку, а какую, вы должны угадать.

Сказка настолько старая, что с годами некоторые буквы в ее  названии стерлись. Восстановите название сказки, вставив пропущенные буквы. Назовите пропущенные буквы, что их объединяет?

2.  Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово.

- Снежная королева очень коварна, она приготовила нам множество трудных заданий. Она что-то нам прислала. Угадайте.

- Сначала П’, потом И, потом С’, потом М, потом А.

 

- Но их три. Какое же наше? Здесь подсказка. Прослушайте стихотворение и назовите звук, который слышали чаще других.

Снег, да снег, да снежные сугробы.

Снежинки искрами блестят.

Седые сосны, стройные березы

Под снегом до весны спокойно спят.

3. Развитие зрительного восприятия, гнозиса.

– Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы  только красного цвета.

(В письме напечатаны  буквы  различного цвета.).

- Запишите это предложение. (Анализ предложения. Устно.)

- В письме просьба о помощи. Выручим героя? Но ведь мы не знаем, кто это?

 

- Андрей.

- Капралов.

- Виталий.

Учащиеся садятся на свои места.

Мультимедийная презентация. Слайд 2.

Слайд 3.

- ПИСЬМА.  

 

-Чаще других слышали звук [С].

-  Письмо, где написана буква «С».

Слайд 4.

Учащиеся  выделяют буквы определенного цвета    и читают текст письма.

- Я  попал в беду.

-  Все равно поможем.

III. Основная часть.

1. Развитие зрительно-пространственных ориентировок,  звукобуквенного, слогового  синтеза.  

 - Чтобы узнать, кто наш герой вы должны запомнить шифр и с помощью таблицы разгадать его имя.

Слово разгадывается с помощью шифровки- алфавита.

- Начертите в тетради 3 столбика, в первый столбик вы запишите слова с 1 слогом, во второй с 2 и т.д.

-Сколько слогов в слове Кай, почему? Как мы напишем имя героя?

2)  .Развитие зрительно-пространственных ориентировок,  слогового анализа и  синтеза.  

 - Что же произошло с Каем?  У Снежной королевы был один волшебный предмет?  Что это за предмет, вы узнаете,  выполнив следующее задание. Внимательно смотрите на экран и соберите слово на частичках предмета.

Выполняется слоговой анализ слова.

- В какой столбик запишем слово. Почему?  

-Да осколок  зеркала попал  Каю в глаз, и его сердце навечно стало холодным.  

3) Развитие зрительно-пространственных представлений, звукобуквенного анализа (Определение количества  звуков  в слове).

Игра «Цветное слово».

-  Но у Кая была верная подруга, которая не оставила его в беде. Вспомним, кто она.

Дан цветовой ряд. У учащихся на партах карточки тех же цветов, с обратной стороны которых написаны буквы.

- Что получилось? Как  мы напишем слово Герда. Почему?

Выполняется слоговой анализ слова.

- Герда отправилась в путь. Ей необходимо переплыть через реку, но сесть она может только в ту лодку, на которой написана цифра соответствующая количеству звуков в ее имени. Сколько звуков в слове Герда?

 

4) Динамическая пауза.  

 

- Шла Герда, шла и попала на полянку «веселых зверят».

Повторяйте за ними движения (картинки-анимации).

- Стас за зайчиком, света за медвежонком ит.д.

(задания меняются)

-Кто на полянке лишний и почему?

5) Развитие  языковых представлений. Развитие зрительно-цветовых ориентировок.

- Герда попала в удивительный сад Феи цветов, она заколдовала Герду, но мы поможем девочке. Расшифруйте слово, составив его из первых звуков названий картинок.

Выполняется слоговой анализ слова.

- Герда с Каем выращивали розы, вспомните какого цвета. Уберите ненужные розы, начиная с верхнего ряда слева на право.

6)  Развитие слогового анализа, зрительного восприятия.

- Вспомните, какие герои встречались на пути Герды, вот некоторые из них.

- Соотнесите слова и слоговые схемы.

-В какой последовательности они появляются в сказке.

-Какое слово нельзя записать ни в один столбик? (4 слога)

7) Зрительная гимнастика.

- Северный олень понес Герду в волшебную страну Лапландию. В пути их застала метель. Проследите глазками за полетом снежинки, успокойте метель.

8) Развитие зрительно-пространственных ориентировок,   развитие языковых представлений. Подбор слова к схеме.

 - Вот Герда и добралась до замка Снежной королевы.

Но в него не так просто попасть. Замок превратился в замок.

Подберите к слову ЗАМОК верную схему и ступайте внутрь.

 - Какую схему вы выбрали. Обоснуйте свой выбор.

 

7)  Игра «Собери слово». Развитие зрительно-пространственных ориентировок,   развитие языковых представлений.

-  Герда увидела Кая. Он был очень занят,  собирал какое-то слово по заданию Снежной королевы. Если Кай соберет это слово, то навсегда освободится от чар Снежной королевы. Но Кай замерз и стал невнимательным, не видел подсказок. Помогите ему, соберите слово.

 - В какой столбик мы его запишем, почему?

Самостоятельный слоговой анализ слова.

8)  Работа над грамматической темой урока. Развитие  навыка самоконтроля.

- Прочитайте все слова первого столбика, докажите что все слова в нем на своем месте. Ит.д.

IV. Подведение итогов урока.

Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока.

 - Вот и подошло  к концу наше путешествие. Снежная королева повержена, она исчезла, разлетевшись на тысячи снежинок.

Сердце Кая отогрелось. Теперь это прежний Кай.

- С какими заданиями-препятствиями столкнулись вы на уроке?

- Как в будущем помогут нам эти задания?

Слайд 5.

- Это Кай.

 

Слайд 6-7.

     

- Зеркало.

Слайд 8.

- Герда.

Слайд 9.

-Это 5 лодка.

Слайд 10.

Слайд 11-12.

 

- Роза.

Слайд 13  

 

Слайд 14.

Слайд 15-17.

     

Слайд 18-19

- Это слово ВЕЧНОСТЬ.

Слайд20  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...