Содержание занятия I. Организационный момент. Приветствие. 1. Развитие фонематического анализа, синтеза. - Здравствуйте! - Сядет тот, в чьём полном имени после Р – Г. - Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков. - Сядет тот, в чьём полном имени между К и Н – О. - Сядет тот, в чьём полном имени перед Х – И.
2. Сообщение логопедической темы. Развитие фонематического анализа, синтеза. 1)- Сегодня я по почте получила загадочный …. Отгадайте, что это? - Я вам буду говорить разные слова. Подобрав к схеме нужное слово, вы узнаете, что это за предмет. На доске – схема: ![](https://lh4.googleusercontent.com/U2aUGY5Tg8_HO_zTpHKxTsOnFHQCPWAs3C9Mn5JCm9j57HN91cBkSnogxh5EP2bxtxDV1L9iw2O0sZjVpW61tJpDevYYsL1xWAwx8XxfbKwGgQnlOBl7)
А) - Сначала Б, потом У, потом КЬ, потом Е, потом Т. - Подходит по количеству звуков?
Б) - Сначала ПЬ, потом И, потом СЬ, потом М, потом О.
В) – Сначала С, потом О, потом С, потом У, потом Д.
( В руках логопеда– стеклянный сосуд). 2)- Ребята, отгадайте, что находится в загадочном сосуде? - Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. (У каждого учащегося – карточка с зашифрованным словом) 1. ![](https://lh5.googleusercontent.com/LjJXarl0w7-SmY7oYS4qmCC24pJ5Af3ZjxiLHwMyR9dQzbvTvrK8X0UUssRzWWumDXmEeUVu17K0RFMdz186mrFnmLIpuuZ2csB4svFLadJjxZxgQPum) ![](https://lh6.googleusercontent.com/ibr9UpDrW6ep7d-dLLTjuMeHlml0MEKCxBDk8mDAh3XP1wr1xn6FZTqfs3DaloeVmgZkoirD_e_A9F8JI9nPLBSd4kNR2efTg5g0qrF-2oHBafIszhkw) ![](https://lh6.googleusercontent.com/0h0rHhF_SJOfyhn6p8zQ4UeckhPTM2B0qOTQLCgW97k1_7CP8U6dWvbpETjmhD4m0VEs3nfvJfYUl-xbV14gC85XnDA19g2B0sHqS1rLRSy9XezXW5ck) ![](https://lh4.googleusercontent.com/Q_hK2h-oQfsCFqmE0L-_h04cnJHw-MAZJISTrD0hZgoV3JTu5TvXkrHoQ2j14wwPl9aNpHwkMmxjogsGE-OHNgVevHTmlrg9X1U_qyH9pulAma5tIrfk) ![](https://lh5.googleusercontent.com/uZzeCiT6udCWOL117KwdWyHfMHGKIoXQU1U8qr8s7JWskGl1gMa89WzztCnbysxvenXHTyaOwvNEhsEbMuZuW84JC2ILOrJZRJUAzJjy48N2A6QC2pIq) ![](https://lh6.googleusercontent.com/q8-1LjAdM8yGAlBlIytWKmrOB0X1LptbOKT3pyHcyZhzYgYZCBngtpieWA6JB7u3C2FKei7cTJVJG8Jmie1TdQB-K5WJFDEQq2Q_3KKF6e-i2WNi_dii) 2. ![](https://lh4.googleusercontent.com/aNN-VMgY0s6xK8iWZJIR3wHlB-YUWNbKVoMZ-bbeWfvzAtZhPSC25IjjDCZOIF-wBcKH84ntfl0VU-sytKjV4_z2nv1d0ecfg1eoKnWrdlzef17Xya0N) ![](https://lh6.googleusercontent.com/q8-1LjAdM8yGAlBlIytWKmrOB0X1LptbOKT3pyHcyZhzYgYZCBngtpieWA6JB7u3C2FKei7cTJVJG8Jmie1TdQB-K5WJFDEQq2Q_3KKF6e-i2WNi_dii) ![](https://lh6.googleusercontent.com/-hMdHsis0Kk9qUOUpJW3AQmtL2FWlMdtjxlVT4Lr5ftm9JgT3GAr862JAqA4YqDFNS-nQc74nh4JNk9MNSP3FdCpIt5YYXNBfwbdPZLsO3FUSJZv-OAh) ![](https://lh6.googleusercontent.com/FUpR4rF7FsNYTzxcaX058rfoDLDFI81Ns4mNeZIAabR3vKblLkv8g04b21Ai7A2DHqvaj90daYI-yB7Yw18NL_KbgUEDsRAtMGQ6pl81mbXU5ywACOxu) ![](https://lh5.googleusercontent.com/JLnUpIN-qe3IMdVlRiXRTPm-N4HGMEmvqVeqyWAXEMFQnVtVEUvOSADyXsIZ94aSDDnC1aO3iaqp5GyKoZODsSp8D3O-pXOEzQyD4Jhzz-csRbbtJdmd) ![](https://lh6.googleusercontent.com/ibr9UpDrW6ep7d-dLLTjuMeHlml0MEKCxBDk8mDAh3XP1wr1xn6FZTqfs3DaloeVmgZkoirD_e_A9F8JI9nPLBSd4kNR2efTg5g0qrF-2oHBafIszhkw) 3. ![](https://lh4.googleusercontent.com/Q_hK2h-oQfsCFqmE0L-_h04cnJHw-MAZJISTrD0hZgoV3JTu5TvXkrHoQ2j14wwPl9aNpHwkMmxjogsGE-OHNgVevHTmlrg9X1U_qyH9pulAma5tIrfk) ![](https://lh4.googleusercontent.com/bVyGYog3j5LkYAN-a0Q3JYSQbUs6jBkbskXKpS7vkqnoEzp-joNin8j4eQkCGbiYY4UhNxVBlg6FNxxCru1qS9G-C0TZJux8sjDnMFEKh7C-eia3AW90) 4. ![](https://lh5.googleusercontent.com/7zglimOkVDv2hoAK8_QaL56nlUZaHf63p9TjcEF6giE5PaUKECSbm5xf06HdU4XTvJlU2oFarJaOCCidzZwunkbMnbxcfXo6Rup2g3JvplIwdLh7kWuq)
- Я достала из сосуда записку и размножила для вас. Записка размыта водой, сохранились не все слова.) - Прочитайте её.
Текст записки: Случилась б … да. Яхта ут … нула. П … могите. Капитан Вр … нгель.
|
- Кто автор записки? - Из какого произведения этот герой? (Выставляется изображение капитана Врунгеля).
![](https://lh6.googleusercontent.com/7JEU2MQgag-DUjuT5PETrHy-DOtvncPLWJcyunmRiJy6oeBjoRqOcnKzfwIfQJ6wCbRgtcCXgFFSjRgWYWHmZMm2snyDgEG0lrCGueZEkSN5wedtHox8)
- Выручим капитана Врунгеля?
II. Основная часть. 1. - Сначала определим того, кто устроил это кораблекрушение? Найдите способ прочитать имя противника капитана Врунгеля. На доске: п Ф и Л р И а Н т Т
(Выставляется изображение - пират Флинт). ![](https://lh5.googleusercontent.com/aYG4VY9YNixkUkJPpFDxK37uGl0YLV3pVyNnULIxf9GqA76y6k0yfo1k21MrUK7md22p8lHFLpdqzBv4aqhvk2PIbvIpnrzi1PLiYZLVdknSs64gjmp-)
2. – В этом нелёгком пути нам нужен помощник. Определите его имя. О А Л И О З К С Х Т С М - Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово. (Выставляется изображение помощника – матрос Лом). ![](https://lh4.googleusercontent.com/OjuNKFNNgAtILYGnkSjVzJjBJL0yrI5oK_k8DbNB1yxfCKEkH4ZiOUyYAvPudJUla9BI6aFBVRlhW9S5SeXo4t802q0Q4fTG1nSf9EgAK8P8_8yIYsoW)
3. Развитие высших психических процессов. - Надо определить место кораблекрушения. Определите направление пути. ![](https://lh6.googleusercontent.com/52986KXTekcLs74o5zT1kYWHtkCcXe4Q2oBnbsDbZ8gvWTsl9p-5Dh2OeoCp83oECE8Zk2bvrVBs_aIJ2-tk5UbuscE2eUWF-mTPak1E-Tsx_DCRv9sT)
4. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. (Логопед выставляет ёмкость с водой) - Мы прибыли на место кораблекрушения. Достали со дна морского обломки яхты. Необходимо починить её, сложить разрезную картинку. ![](https://lh3.googleusercontent.com/gmB1W3Ges7HLLAEWBQ3RSkVOxb3A6QuvhDMWNzX_Tw4NAyAtY4Ik3lbZUFZjC-MfLLjob5BAGvKMqFqaG_oTD40QpvaqVnadWoY2Ho4hJXrJYj92XUmA)
- Молодцы. Яхту починили. (На доске - изображение яхты. Учащиеся осуществляют проверку выполненной работы). - Капитан Врунгель решает отправиться на встречу с пиратом и поговорить с ним. 5. Грамматическая арифметика. На доске – схема слова: . + …. = ….. - Но яхта не начнёт движение, пока мы не определим предмет, который утащил в своё убежище осьминог. (В ёмкости с водой – фигурка осьминога, под ним находится якорь). - 1 слог – местоимение, употребляемое тогда, когда человек говорит о себе (Я). - 2 слог – детская болезнь (Корь). - В итоге, должно получиться слово, которое обозначает металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна (Якорь).
6. Гимнастика для глаз + развитие зрительного восприятия. - Подул мощный ветер. Начинается шторм. На море появились загадочные фигуры. Что они напоминают? На доске – таблица: ![](https://lh4.googleusercontent.com/ji5pnBnbY1hjDgESceqPfDQ_N6v83DzNCCLo-pIVv1KbP1JxWCEAj7J9P_8O_6Bl-Xf4bFwLr1zN7Pcu21oxS4KKoaBd5eOW9RVlBodQ02Sge-F6NW1R) ![](https://lh4.googleusercontent.com/ji5pnBnbY1hjDgESceqPfDQ_N6v83DzNCCLo-pIVv1KbP1JxWCEAj7J9P_8O_6Bl-Xf4bFwLr1zN7Pcu21oxS4KKoaBd5eOW9RVlBodQ02Sge-F6NW1R)
- Пробежать глазами по волнам столько раз, сколько дельфинов вы встретите в море. На доске – пособие «Дельфины». ![](https://lh4.googleusercontent.com/ivilzN7cc0mmQaA6-5KgIUDqEBtQX-vP2J2YYudtDV7mahK-3ny2L4Tj3yYlFj1YRtM1PHRjw-S3qMFnbSZ4L_9i8Xc-9MfsoVYk-YmYefIbvrGLXXz0)
7. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза. - Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну. 8. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. - В бушующем море плавали 4 дельфина. Они вынесли на поверхность моря 4 слова. Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова. На доске – слова: УД … ВИТЕЛЬНОЕ БЛ … СТЯЩЕЕ ПР … ЛЕСТНОЕ С … ЛЁНОЕ
9. «Рыбалка». Звуковые дорожки. (В ёмкости с водой – резиновые фигурки: осьминог, дельфин, морская черепаха, морская звезда, акула, касатка). У каждого ученика – звуковая линейка. - Капитан Врунгель и помощник Лом проголодались. Определите, кто из морских обитателей попался им на удочку во время рыбалки? - Какой 1-й звук в слове «КРЫЛО»?
- Какой 2-й звук в слове «МАЧТА»?
- Какой 3-й звук в слове «ШТУРВАЛ»?
- Какой звук находится между А и У в слове «ПАЛУБА»?
- Какой звук находится после П в слове «ПАРУС»?
- Сложите из выставленных букв слово.
- Сколько букв, звуков в слове «АКУЛА? - Назовите гласные, согласные звуки. - Дать характеристику согласным звукам.
10. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления. - Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание. - Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании?
- Какое слово лишнее из этого списка и почему?
- Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле?
11. Буквенная арифметика. - Отгадайте слово на доске: К А Р Т И Н А 1 5 3 4 2 - В желудке акулы помощник Лом обнаружил карту. (Выставляется изображение карты). ![](https://lh5.googleusercontent.com/yDdYzfE_uZLf8xkoqRikXaS4StWfYNehZXOzzUqgJcSh0OiFuC7Rf-163_HsNT7T2WxMW9H_hP8bz-Hr3_wQyloKhDJ3W5cdh6ROQ2HKoNRfJzZFI4s3)
12. Закрепление фонематического анализа. - Мы должны отгадать то, что обозначено крестиком на карте. Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. 1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ
2. САД, БУСЫ, ПЁС - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.
3. ИЛ, ИРИС, РИС
4. ВОЛ, ВЕКО, КОВЁР - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.
5. СОМ, РОТ, КИНО
6. РАК, РОТ, ТОРТ
7. КОТ, СУК, ЛУК - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.
8. ЛАК, АРКА, АИСТ
9. ЩИ, ЩЕКА, ЩАВЕЛЬ
- Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. - Соедините все слоги, прочитайте слово.
13. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики. - Мы отправляемся на поиски сокровищ и причаливаем к берегу необитаемого острова. (Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного). - Используя карту, проложить путь по песку к сокровищам с помощью полосок.
14. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания. - Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой. (Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение картинки).
15. Совершенствование графических умений и навыков + развитие зрительного восприятия. - А вот и пират Флинт. Он охраняет свой клад. Пират Флинт не хочет просто так отдать нам своё богатство. Предлагает нам «Морской бой». Победивший получит приз. ![](https://lh4.googleusercontent.com/7KzP_GdlP24dht1BRWYdmNU1_rNQGIdDzXok0jRh66mac2pPrEMKnCGuZbW21P7YM8-2R5Smf2RadMPggvKDDyLdiQI_578vv0dPXi0sK657xvGmh1K9) ![](https://lh3.googleusercontent.com/qkV9GpEdQvOXAwUoDrY93_LFpBdW5GGlSl7k18x7gIuXSzkpG9f-c-MMrT6mQk2dwjklgVThakheMUveyiqF3FWobfmUBC1k_7N7VH5CfDGoF0DgmXgw)
16. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. - Откроем сундук и посмотрим, что там находится. На доске – слова: Ц … ПОЧКА К … ЛЬЦО СЕР …БРО С … РЁЖКИ Ж … МЧУЖИНА - Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Проверка.
17*. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. Работа с деформированными пословицами. - Капитан Врунгель и помощник Лом решили помочь пирату Флинту встать на правильный путь жизни. - Были у капитана карточки с пословицами. Но Лом перепутал начало и конец предложений. Помогите вставить пропущенные буквы, собрать пословицы и объяснить их смысл. ЖИЗНЬ ДАНА В Б … ДУ ПОПАСТЬ Л … ГКО В … РОВАТЬ НА ДОБРЫЕ Д … ЛА
УКРАСТЬ Т … ЖЕЛО ОТВ … ЧАТЬ III. Итог занятия. 1. - В какое путешествие мы сегодня отправились? - С какими заданиями столкнулись? - Как в будущем помогут нам эти задания? 2. Домашнее задание. - Вспомнить слова – признаки, относящиеся к морю. 3. Оценка деятельности учащихся. 4. Организованное окончание урока. - Спасибо за работу! | Примерные ответы учащихся Учащиеся отгадывают имена и садятся на свои рабочие места.
- Сергей. - Ирина. - Константин. - Михаил.
- Букет. - Да. Но слово «букет» начинается со звонкого звука [Б]. - Письмо. Слово не подходит, так как оно заканчивается на гласный звук. - Сосуд. Подходит, это слово заканчивается на глухой звук [Т].
- ЗАПИСКА.
Учащиеся вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова. Отгадывают героя записки.
Записка: «Случилась беда. Яхта утонула. Помогите. Капитан Врунгель».
- Капитан Врунгель. Андрей Сергеевич Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
- Да.
- пират Флинт.
- 1 строка – Л (Л - согласный, остальные – гласные) - 2 строка – О (О - гласный, остальные – согласные) - 3 строка – М (М - звонкий, остальные – глухие)
- Имя помощника - Лом.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.
Учащиеся складывают разрезную картинку яхты.
- Слово «ЯКОРЬ». Учащиеся из-под осьминога достают якорь.
- Волны.
Учащиеся «обводят» глазами волны 4 раза (слева направо и справа налево).
- Блестящее, тёплое, удивительное, прелестное, большое, солёное, красивое, спокойное, ласковое, сверкающее.
Учащиеся выходят к доске, вписывают пропущенные буквы в слова.
- Гласный звук [К], на доске – буква К. - Согласный звук [А], на доске – буква А. - Гласный звук [У], на доске – буква У. - Согласный звук [Л], на доске – буква Л. - Гласный звук [А], на доске – буква А. - АКУЛА (учащиеся вынимают из воды игрушку АКУЛУ).
- 5 букв и 5 звуков. - Гласные: А, У, А. Согласные: К, Л - [К]: глухой, твёрдый. [Л]: звонкий, твёрдый.
- Мачта, крыло, штурвал, палуба, парус. Лишнее – КРЫЛО, этот предмет есть только у самолёта. - ШТУРВАЛ.
- КАРТА.
- Общий звук – О. На доске – буква О. - Общий звук – С. На доске – буква С. - Слог: СО
- Общий звук – И. На доске – буква И. - Общий звук – В. На доске – буква В. - Слог: ВИ
- Общий звук – О. На доске – буква О. - Общий звук – Р. На доске – буква Р. - Общий звук – К. На доске – буква К. - Слог: КРО
- Общий звук – А. На доске – буква А. - Общий звук – Щ. На доске – буква Щ. - Слог: ЩА - СОКРОВИЩА
- Учащиеся выполняют задание коллективно.
- Под песком спрятан СУНДУК.
Учащиеся в тетрадях выполняют задание по инструкции логопеда.
-Приз «КЛЮЧ» от сундука.
Задание выполняется у доски.
Задание выполняется на индивидуальных карточках. 1. Жизнь дана на добрые дела. 2. Легко воровать, тяжело отвечать. 3. Украсть – в беду попасть.
- Полученные знания помогут нам писать без ошибок.
|