Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

 

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Весна, весенние месяцы.104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

2 класс

Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.

Грамматическая тема: Звуки и буквы. Предложение.

Лексическая тема: Весна, весенние месяцы.

Цели занятия:

      1. Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом

          звука.

2. Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры,

    совершенствовать фонематические представления.

3. Формировать навык составления схемы предложения.

4. Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

5. Развивать орфографическую зоркость.

6. Расширить словарный запас по теме: «Весна».

      7. Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление,                

    ориентировку в пространстве и времени.

8. Развивать общую моторику.

9. Развивать самостоятельность, самоконтроль.

10.Совершенствовать навыки общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Материалы: 

Предметные картинки: 3 королевы, карлик ЗОЛ, замок, солнышко, медведь, дом с дверьми, звуковые линейки, карточки с заданиями, звуковые схемы на доске, карточки со словами, буквы из разрезной Азбуки, пособие «Сугробы» - гимнастика для глаз.

Содержание занятия

Примерные ответы учащихся

I. Организационный момент.

- Сядет тот, в чьем полном имени после В’ – И.

- Сядет тот, в чьем полном имени перед Л’ – А.

- Сядет тот, в чьем полном имени между Е и О – Р.

II. Сообщение темы.

1.- Ребята, я получила по почте один предмет. Угадайте, что это?

На доске – схема слова «ПИСЬМО»:

=

0

=

-

0

- Слушайте! Я буду говорить разные слова. Подобрав к этой схеме слово, вы узнаете этот предмет.

А) Сначала Б’, потом И, потом Л’, потом Е, потом Т.

- Подходит это слово к схеме?

Б) Сначала П, потом А, потом К’, потом Е, потом Т.

В) Сначала П’, потом И, потом С’, потом М, потом О.

- Запишите слово «ПИСЬМО» в тетрадь.

Сколько в слове букв, звуков?

2. – Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать.

(В письме напечатаны русские буквы и иностранные).

ТSWРИ

КVОРОUЛWЕZВЫ

ПSОWХИYТИWSЛ

КGОLЛДУWН.

ПОWFМОYГИVТЕ  FIИМ !

- В письме просьба о помощи. Выручим королев?

III. Основная часть.

1) – Сначала узнаем, как зовут колдуна.

    У каждого учащегося карточка:

                       С  К  З  Ф

                       Л  С  П  Д

                       П  О  Т  Р

- Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово.

2) Составление схемы предложения.

- Я была уверена, что вы согласитесь помочь королевам. Отправим ответ на письмо. Я составила предложение, только слова высыпались и потеряли свои места.

  СЛОВА:                 ПОМОГУТ

РЕБЯТА

ВАМ

- Составьте схему этого предложения и

звукослоговой анализ каждого слова.

3) Развитие языковых представлений (Подбор слова к схеме).

- В этом нелёгком пути нам нужен помощник.

(Каждому учащемуся выдаётся карточка с силуэтами животных, наложенных друг на друга).

- Кто спрятался на карточках?

На доске  выставляются карточки со словами:

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

ОЛЕНЬ

ЛИСА

Схема на доске:

=

0

-

=

0

=

= - мягкий согласный

-  - твёрдый согласный

0 – гласный

- Один из этих зверей знает самую короткую дорогу. Подобрав к этой схеме слово, вы узнаете нашего помощника. Кто этот зверь?

4) Зрительная гимнастика.

(Выставляется пособие «СУГРОБЫ» - гимнастика для глаз).

- Сейчас зима. В лесу много снега, сугробы большие. Найдем глазками самый большой сугроб.

5) Динамическая пауза + развитие словарного запаса.

- Медведь спит в берлоге. Чтобы разбудить его, надо растопить сугроб, называя ласковые слова о весне. На каждое слово – прыжок.

- Весна (какая?)…

- Слова, какой части речи вы сейчас называли?

- Появляется медведь (на доске выставляется картинка с изображением медведя), он говорит о препятствиях-заданиях.

- «Выполните задания – освободите королев».

6) Звуковое моделирование.

- Кого боится медведь?

- Как называется семья пчёл?

На доске – карточки со словами:

РОЙ

- Замените букву, обозначающую звонкий твёрдый согласный звук на «П».

На доске:

РОЙ

ПОЙ

- Замените букву, которая обозначает глухой твёрдый согласный на «М».

На доске:

РОЙ

ПОЙ

МОЙ

- Замените гласную букву в слове на «А».

На доске:

РОЙ

ПОЙ

МОЙ

МАЙ

- Что обозначает слово «МАЙ»?

- Мы отгадали имя одной из королев – МАЯ.

7) Звуковые дорожки.

У каждого ученика – звуковая линейка.

- Какой 3-й звук в слове «ГРАЧ»?

- Какой 1-й звук в слове «ПРОТАЛИНЫ»?

- Какой 4-й звук в слове «ФЕВРАЛЬ»?

- Какой 4-й звук в слове «КАПЕЛЬ»?

- Какой 1-й звук в слове «ЛЕДОХОД»?

- Сложите из выставленных букв слово.

 - Сколько звуков в слове «АПРЕЛЬ»? букв?

- Назовите гласные звуки, согласные звуки.

- Запишите слово в тетрадь, подчеркните гласные буквы.

- Что обозначает слово «АПРЕЛЬ»?

- Мы отгадали имя следующей королевы – АПРЕЛЬКА.

8) Развитие оперативной речеслуховой памяти. 

- Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? Какое слово лишнее и почему?

9) Буквенная арифметика.

- Отгадайте слово на доске:

                      3  2  1  4  5

                      Р А М К А

10) Грамматическая арифметика.

- На доске – карточка с примером:

МАРКА – КА + Т =

- Мы отгадали имя последней королевы – МАРТА.

 

11) Закрепление фонематического анализа.

- Мы должны отгадать предмет, который укажет дорогу к королевам.

- Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву.

1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ

2. ОКНА, КРУГИ, МАК

- Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

3. МЫШЬ, ШУБА, ШОВ

4. МЫЛО, СЫР, КОСЫ

5. НОС, ЛУНА, СЫН

- Мы отгадали следующий слог слова. Прочитайте его справа налево.

6. ПОЛ, ЛАК, СТУЛ

7. СОМ, РОТ, КИНО

8. САД, БУСЫ, ПЁС

- Мы отгадали последний слог слова. Прочитайте его справа налево.

- Слово получилось необыкновенное, заколдованное. Расколдовать поможет домик (Картинка на доске). В доме 3 двери: 2 – закрыты,

1 – открыта. Закрытая дверь соответствует закрытому слогу. Переставьте слоги.

12) Развитие высших психических функций.

1.- Солнышко укажет дорогу к королевам.

- Посмотрите на замок колдуна. Догадайтесь, в какой башне скрывает королев колдун ЗЛО?

2.- Необходимо открыть дверь в башню. Определите правильный дверной ключ.

- Молодцы! Вы освободили королев.

(на доске картинки: 3 королевы)

3.- Посмотрите на королевскую одежду и скажите, какая из них МАРТА, АПРЕЛЬКА, МАЯ.

(При правильном определении королев выкладывается слово «МОЛОДЦЫ»).

13) Подведение итогов урока.

- В какое путешествие мы сегодня отправились?

- С какими заданиями-препятствиями столкнулись?

- Как в будущем помогут нам эти задания?

14) Домашнее задание.

- Вспомнить признаки весны.

15) Оценка деятельности учащихся.

16) Организованное окончание урока.

- Виктория

- Алексей

- Егор

Учащиеся садятся на свои места.

- БИЛЕТ.

- Слово подходит к схеме по количеству звуков, а по расположению звуков – нет.

- ПАКЕТ. Слово не подходит к схеме.

- ПИСЬМО. Слово подходит к схеме по количеству звуков и по их расположению.

- 6 букв, 5 звуков.

Учащиеся вычеркивают иностранные буквы и читают текст письма.

«Три королевы похитил колдун. Помогите им!»

- Да.

- 1 строка – З (1 звонкий, остальные – глухие)

- 2 строка – Л (Л – непарный согласный)

- 3 строка – О (О – гласный)

- Имя колдуна – ЗЛО.

(Учащиеся записывают это слово в тетрадь).

Учащиеся составляют предложение, переставляя карточки со словами:

РЕБЯТА ПОМОГУТ ВАМ.

1 ученик – у доски, остальные на рабочих местах рисуют схему предложения и звукослоговой анализ слов.

Учащиеся называют животных: ЛИСА, ВОЛК, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ.

Учащиеся по количеству звуков определяют название животного, выполняют анализ каждого звука.

- МЕДВЕДЬ (учащиеся записывают это слово в тетрадь).

Учащиеся обводят глазами сугробы по 2 раза в одну сторону и в другую. Определяют самый большой сугроб.

-Красивая, нежная, задумчивая, весёлая и т.д.

- Имена прилагательные. (Учащиеся вспоминают правило

об имени прилагательном).

- Пчёл.

- Рой пчёл.

- Получилось слово: ПОЙ

- Получилось слово: МОЙ

- Получилось слово: МАЙ

(Учащиеся записывают в тетрадях цепочку слов).

- Май – 3-й весенний месяц.

- гласный звук «А». На доске выставляется буква – А.

- согласный звук «П». На доске буква – П.

- согласный твёрдый звук «Р». На доске буква – Р.

- гласный звук «Э». На доске буква – Е.

- согласный мягкий звук «Л». На доске буква – Л.

- АПРЕЛЬ.

- 5 звуков, 6 букв.

- Гласные: «А, Э». Согласные: «П, Р, Л».

- 2-й месяц весны.

- Грач, проталины, февраль, капель, ледоход.

- Лишнее – февраль, это слово относится к зимней теме, остальные слова – к весне.

- МАРКА

- МАРТ

- Общий звук – О. На доске буква – О.

- Общий звук – К. На доске буква – К.

- Слог: КО

- Общий звук – Ш. На доске буква – Ш.

- Общий звук – Ы. На доске буква – Ы.

- Общий звук – Н. На доске буква – Н.

- СЛОГ: НЫШ

- Общий звук – Л. На доске буква – Л.

- Общий звук – О. На доске буква – О.

- Общий звук – С. На доске буква – С.

- СЛОГ: СОЛ

 Учащиеся работают с буквами из разрезной Азбуки, получается слово: СОЛНЫШКО.

- Королевы спрятаны в башне с солнышком.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках, в правом нижнем квадрате рисуют дверной ключ.

Учащиеся вспоминают признаки весенних месяцев и распределяют королев по именам.

- Полученные знания помогут нам писать без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень сложное занятие. Уверенна, что урок провели на отлично. Понравились переходы плавные. Очень важно, что анализ и синтез звукослоговой структуры провели, детей заинтересовали. Намеченные задачи выполнили.