Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
    учебно-методический материал по логопедии (2 класс) по теме

    Белозерцева Татьяна Васильевна

    Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rusalochka.docx26.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия

    по коррекции дисграфии смешанного вида

    2 «А» класс

             Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой

                                                     структуры.

            Лексическая тема:  Морское путешествие к подводному королю.        

            Грамматическая тема: Правописание имён собственных. Ударение.

                Цель: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

                Задачи:  Образовательные:

                            - Закреплять знания учащихся о согласных звуках [Р-Р’], [Л-Л’].

                            - Учить дифференцировать согласные звуки в слогах, словах.

                        - Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных, закреплять навык  

                         постановки  ударения.

                               Коррекционные:

                               - Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом

                                 звука.

                              - Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры,

                                совершенствовать фонематические представления.      

                              - Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

                              - Развивать диафрагмальное дыхание.

                              - Развивать орфографическую зоркость.      

                              - Развивать умения работать с деформированными словами.      

                              - Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия: «Морские обитатели».

                              - Развивать конструктивную деятельность.

                              - Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки,

                                слуховую и зрительную память, внимание, мыслительные процессы.

                             - Развивать общую и мелкую моторику рук.

                           Воспитательные:

                             - Развитие навыка самоконтроля.

                             - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

                             - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

                  Оборудование: Магнитная доска, карта, демонстрационные картинки с изображением (Русалочка Ариэль, Король Тритон, принц Эрик, чёрная каракатица Урсула), набор картинок с изображением морских рыб (мурена, рыба-шар, рыба-луна, парусник, скат, камбала, рыба-пила), фигурки – игрушки (зеркало – водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного, рак, золотая рыбка, замок, акула, дельфин, осьминог, черепаха, ключ), карточки с заданиями для индивидуальной работы, звуковые линейки, зеркала, пособие «Акулы», слоговые карточки с зашифрованными именами, таблица – гимнастика для глаз «Морские обитатели», магнитные буквы, ёмкость с водой, ящик с песком, полоски для игры с песком.  

    Содержание занятия

    I. Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы».

     - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

      1. Развитие фонематического анализа, синтеза.

     На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.

    - Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.

    Задание: Решить примеры со слогами.

    2 + 2: вода + каша

    1 + 2 + 1: ананас + колёса + шалун

    1 + 2: акула + няня

    1 + 2: диван + схема

    Какие получились имена?

      2. Знакомство с героями занятия.

    Предлагается карточка с силуэтами предметов, наложенных друг на друга. Учащиеся должны их узнать и назвать.

    1). Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

    - Мы не случайно вспомнили жителей водной стихии. Сегодня я предлагаю вам отправиться в …

    - Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок.

    - Мы отправляемся …

    (На доске:

                                           

                             Е

    ПУ                                                      ТЕ

                         

    ШЕСТ        

                                                      ВИ    

    - Да, в путешествие на морское дно, в гости - к кому?

     

    2). Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.                    

    (У каждого учащегося карточка с зашифрованным словом. Назвать каждую картинку, определить указанную цифрой  букву, записать её, прочитать полученное слово).

    - Да, в гости к подводному королю. Подумайте и скажите, в каких сказках, известных вам, события происходят на море или на его дне?

    (Выставляется на доску изображение Русалочки. Учащиеся припоминают  название сказки, автора).

      - Прочтите на доске имя Русалочки по стрелкам.

    3). Сообщение логопедической темы.

    - Русалочка приглашает вас посетить подводный замок её отца – подводного короля. Его имя прочитайте по волне. (Запись имени (по волне) на доске).

    (Выставляется картинка короля Тритона).

         

     – Русалочка предлагает посмотреть, как живут морские жители. Но сначала необходимо узнать тему занятия.

    - Назовите в слове Русалочка две согласные, которые обозначают звонкие твёрдые звуки, сходные по звучанию и образованию.

    - Назовите в слове Ариэль две согласные, которые обозначают звонкие мягкие звуки, сходные по звучанию и образованию.

     II. Основная часть.

    1.Уточнение связи буквы и звука.

     Сравнение звуков Р-Л по звучанию.

    (Учащимся предлагается произнести звук [Р] и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.

     Учащимся предлагается произнести звук [Л] и сказать, какое звучание он напоминает).

    2. Сравнение звуков [Р]-[Л ]по артикуляции.

    А) Определение общего в артикуляции звуков [Р] и [Л].

    - Произнесите звуки [Р] и [Л]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

    Б) Определение отличия в артикуляции звуков [Р] и [Л].

    3.Соотненсение звуков [Р] и [Л] с печатными и рукописными буквами.

    -Какой буквой обозначается звук [Р]? Звук [Л]?

    (На доску выставляются буквы Р – Л).

    - Запишите тему занятия в тетрадь.

    (Учащиеся записывают в тетради имя Русалочки и короля, подчёркивают букву Р – одной чертой, Л – двумя чертами, ставят ударение в словах).

    4. Соотнесение букв Р-Л с символами для их обозначения на письме.

    - Чтобы погрузиться в подводный мир, необходимо выполнить задание на карточке, дать характеристику звукам [Р]-[Л].

    (Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам).

    5. Развитие логического мышления.

    - Как только мы согласились посетить морское царство, сразу нашлось множество друзей Русалочки, готовых показать нам подводное царство. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Логопед выставляет ёмкость с водой, в ней различные животные: черепаха, акула, дельфин, осьминог …)

    - Вы знаете, я не очень хочу путешествовать на акулах, а вы?

    - Может, нам отказаться от их помощи и выбрать из оставшихся помощников?

    Учащиеся расставляют животных в порядке увеличения скорости их движения.

    6. Работа по развитию слогового анализа и синтеза.

    - Вот мы перед воротами подводного замка. Около ворот стражник-рак. Ворота откроются, если мы выполним задание рака. Я буду называть слоги, а вы заполните слева - направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [Р-Р’] – Х, звук [Л-Л’] – точка.

    (СЛОГИ:            ол-ор-ла-ро-ло

                                ал-ру-ур-ри-ла

                                лу-ул-ру-ле-ли

                                ыл-эл-ре-лы-ле

                                ил-ля-ря-ра-ёл

    - Изображение какого предмета  получилось? (КЛЮЧ). Откроем ворота и войдём в замок.

    7. Обогащение словаря по теме «РЫБЫ». Развитие звукобуквенного анализа на уровне слова.

    -  Мы попали во дворец морского короля Тритона.

    Он очень рад встрече с нами и приглашает осмотреть владения. Вместе с царской свитой мы встречаем множество рыб. Рассмотрите картинки с изображением рыб и отберите только те, в названии которых есть звуки Р-Л.

    (Картинки: мурена, скат, рыба-шар, рыба-пила, парусник, камбала, рыба-луна, чёрно-белый силуэт золотой рыбки).

    - Что лишнее в ряду этих картинок?

    8. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.

    - Пока мы знакомились с рыбами, Русалочка поднялась на поверхность и заметила прекрасного принца. Девушке захотелось познакомиться с ним.

    -Имя принца прочитайте по зеркалу.

    . (Выставляется картинка принца Эрика).                

    -Но Русалочка  испугалась, что ему не понравится девушка, у которой вместо ног хвост. Русалка вспомнила о злой волшебнице – Черной Каракатице – и поспешила к ней. (Выставляется картинка злой волшебницы Урсулы).

    - Прочитайте имя волшебницы справа налево. (На доске – ).

     (Запись слова в тетрадь, постановка  ударения).

    -Опередите Русалочку, не дайте ей попасть в беду. Дайте письменно ответы на вопросы.

    1. «Я … не боюсь, если надо уколюсь».
    2. Его разожгли в лесу.
    3. Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача.
    4. Им покрывают поверхность чего- либо для блеска.
    5. В бане было очень ….  .

    (Ответы: укол, костёр, игла, лак, жарко.)

    9.Развитие звукобуквенного анализа.

    - Мы так спешили, так старались, но чуть-чуть опоздали. Русалочка получила от Чёрной Каракатицы ноги, а взамен отдала свой прекрасный голос. Все в растерянности, что же делать? И тут свою помощь предложил друг Русалочки – смелый маленький …

    З  Б  К  В

                                               р  Л  Ч   К

                                               Д  В  А  П

                                               С  Б  К  Ф                       (КРАБ)

    -  Он хочет поплыть к прекрасному принцу и всё ему рассказать. Краб верит в то, что, увидев чудесную девушку, принц сразу полюбит её.

    Помогите маленькому крабу.

    10. Гимнастика для глаз.

    - Но Урсула хочет помешать маленькому крабу . Она устроила на море шторм. Подул мощный ветер. На море появились загадочные фигуры. Что они напоминают?

    На доске – таблица:

    - Пробежать глазами по волнам столько раз, сколько акул плывут в левую сторону.

    На доске – пособие «Акулы».                                          

    11. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза.

    - Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну.

    12. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами.

    - Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.

    Пары слов: укол - укор, игла-игра, костёр – костёл, лак – рак, жарко - жалко.

    (Из  словаря:  УКОР – упрёк, порицание. Костёл – польское название католического храма.)

     - С вашей помощью краб добрался до принца и рассказал ему о несчастье. Принц спешит к морю на помощь Русалочке. А вот и пещера Черной Каракатицы. Путь в неё преграждают злые осьминоги.

    Помогите принцу преодолеть это препятствие.

    (Каждый ученик получается карточку со словами, в которых пропущены буквы Р – Л  и с закодированным в виде точек рисунком).

    Р

    Л

    ПИ … А

    1-2

    ИГ … А

    2-3

    МУ … ЕНА

    3-4

    КАМБА … А

    4-5

    ДЕ …ЬФИН

    5-6

    ПА … УСНИК

    6-7

    МО … ОТ

    7-2

    К … ОУН

    2-8

    8-1

    1-8

    - Вставьте в слова пропущенные буквы Р – Л.

    Если в слове пропущена  буква Р, найдите числа, указанные в колонке «Р». Если в слове пропущена  буква Л, найдите числа, указанные в колонке «Л». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, кто поможет принцу справиться с Урсулой.

    - Какое изображение получилось?

    - Это изображение золотой рыбки, которую мы должны освободить.

    - Запишите слово «золотая рыбка» на пустой строке в таблице.

    13. Буквенная арифметика.

    - В пещере злой волшебницы принц Эрик обнаружил ….

     Отгадайте слово на доске:

    К А Р Т И Н А

                                                        1  5  3  4           2

    (Выставляется изображение карты).

    - Я думаю, что по этой карте мы найдём то, что нам поможет справиться с Урсулой.

    14. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики.

    - Мы отправляемся на поиски золотой рыбки.

    (Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного, замок).

    - Используя карту, проложить путь по песку к КРЕСТУ с помощью полосок.

    15. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.

    - Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

    (Игрушка - золотая рыбка  засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт золотую рыбку).

    III. Итог занятия.

    1)- Ребята, золотая рыбка освобождена. Она поможет снять колдовские чары с Русалочки.

    -Рыбка даёт принцу волшебный букет. В нём есть волшебный цветок с буквами нашего занятия.

    - Найти и раскрасить этот цветок карандашом такого цвета, какое настроение у вас на данный момент.

    - Колдовские чары сняты с Русалочки. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

          2) - В какое путешествие мы сегодня отправились?

              - С какими заданиями столкнулись?

              - Какие звуки сравнивали?

              - Как пишутся слова, обозначающие имена собственные?

              - Как в будущем помогут нам эти задания?

     

        3) Оценка деятельности учащихся.

        4) Организованное окончание урока.   - Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

    Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

    Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

    Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

    Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

    Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

    Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

    Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

    Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

    С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...