Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rusalochka.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по коррекции дисграфии смешанного вида

2 «А» класс

         Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой

                                                 структуры.

        Лексическая тема:  Морское путешествие к подводному королю.        

        Грамматическая тема: Правописание имён собственных. Ударение.

            Цель: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

            Задачи:  Образовательные:

                        - Закреплять знания учащихся о согласных звуках [Р-Р’], [Л-Л’].

                        - Учить дифференцировать согласные звуки в слогах, словах.

                    - Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных, закреплять навык  

                     постановки  ударения.

                           Коррекционные:

                           - Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом

                             звука.

                          - Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры,

                            совершенствовать фонематические представления.      

                          - Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

                          - Развивать диафрагмальное дыхание.

                          - Развивать орфографическую зоркость.      

                          - Развивать умения работать с деформированными словами.      

                          - Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия: «Морские обитатели».

                          - Развивать конструктивную деятельность.

                          - Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки,

                            слуховую и зрительную память, внимание, мыслительные процессы.

                         - Развивать общую и мелкую моторику рук.

                       Воспитательные:

                         - Развитие навыка самоконтроля.

                         - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

                         - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

              Оборудование: Магнитная доска, карта, демонстрационные картинки с изображением (Русалочка Ариэль, Король Тритон, принц Эрик, чёрная каракатица Урсула), набор картинок с изображением морских рыб (мурена, рыба-шар, рыба-луна, парусник, скат, камбала, рыба-пила), фигурки – игрушки (зеркало – водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного, рак, золотая рыбка, замок, акула, дельфин, осьминог, черепаха, ключ), карточки с заданиями для индивидуальной работы, звуковые линейки, зеркала, пособие «Акулы», слоговые карточки с зашифрованными именами, таблица – гимнастика для глаз «Морские обитатели», магнитные буквы, ёмкость с водой, ящик с песком, полоски для игры с песком.  

Содержание занятия

I. Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы».

 - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

  1. Развитие фонематического анализа, синтеза.

 На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.

- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.

Задание: Решить примеры со слогами.

2 + 2: вода + каша

1 + 2 + 1: ананас + колёса + шалун

1 + 2: акула + няня

1 + 2: диван + схема

Какие получились имена?

  2. Знакомство с героями занятия.

Предлагается карточка с силуэтами предметов, наложенных друг на друга. Учащиеся должны их узнать и назвать.

1). Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

- Мы не случайно вспомнили жителей водной стихии. Сегодня я предлагаю вам отправиться в …

- Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок.

- Мы отправляемся …

(На доске:

                                       

                         Е

ПУ                                                      ТЕ

                     

ШЕСТ        

                                                  ВИ    

- Да, в путешествие на морское дно, в гости - к кому?

 

2). Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.                    

(У каждого учащегося карточка с зашифрованным словом. Назвать каждую картинку, определить указанную цифрой  букву, записать её, прочитать полученное слово).

- Да, в гости к подводному королю. Подумайте и скажите, в каких сказках, известных вам, события происходят на море или на его дне?

(Выставляется на доску изображение Русалочки. Учащиеся припоминают  название сказки, автора).

  - Прочтите на доске имя Русалочки по стрелкам.

3). Сообщение логопедической темы.

- Русалочка приглашает вас посетить подводный замок её отца – подводного короля. Его имя прочитайте по волне. (Запись имени (по волне) на доске).

(Выставляется картинка короля Тритона).

     

 – Русалочка предлагает посмотреть, как живут морские жители. Но сначала необходимо узнать тему занятия.

- Назовите в слове Русалочка две согласные, которые обозначают звонкие твёрдые звуки, сходные по звучанию и образованию.

- Назовите в слове Ариэль две согласные, которые обозначают звонкие мягкие звуки, сходные по звучанию и образованию.

 II. Основная часть.

1.Уточнение связи буквы и звука.

 Сравнение звуков Р-Л по звучанию.

(Учащимся предлагается произнести звук [Р] и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.

 Учащимся предлагается произнести звук [Л] и сказать, какое звучание он напоминает).

2. Сравнение звуков [Р]-[Л ]по артикуляции.

А) Определение общего в артикуляции звуков [Р] и [Л].

- Произнесите звуки [Р] и [Л]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

Б) Определение отличия в артикуляции звуков [Р] и [Л].

3.Соотненсение звуков [Р] и [Л] с печатными и рукописными буквами.

-Какой буквой обозначается звук [Р]? Звук [Л]?

(На доску выставляются буквы Р – Л).

- Запишите тему занятия в тетрадь.

(Учащиеся записывают в тетради имя Русалочки и короля, подчёркивают букву Р – одной чертой, Л – двумя чертами, ставят ударение в словах).

4. Соотнесение букв Р-Л с символами для их обозначения на письме.

- Чтобы погрузиться в подводный мир, необходимо выполнить задание на карточке, дать характеристику звукам [Р]-[Л].

(Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам).

5. Развитие логического мышления.

- Как только мы согласились посетить морское царство, сразу нашлось множество друзей Русалочки, готовых показать нам подводное царство. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Логопед выставляет ёмкость с водой, в ней различные животные: черепаха, акула, дельфин, осьминог …)

- Вы знаете, я не очень хочу путешествовать на акулах, а вы?

- Может, нам отказаться от их помощи и выбрать из оставшихся помощников?

Учащиеся расставляют животных в порядке увеличения скорости их движения.

6. Работа по развитию слогового анализа и синтеза.

- Вот мы перед воротами подводного замка. Около ворот стражник-рак. Ворота откроются, если мы выполним задание рака. Я буду называть слоги, а вы заполните слева - направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [Р-Р’] – Х, звук [Л-Л’] – точка.

(СЛОГИ:            ол-ор-ла-ро-ло

                            ал-ру-ур-ри-ла

                            лу-ул-ру-ле-ли

                            ыл-эл-ре-лы-ле

                            ил-ля-ря-ра-ёл

- Изображение какого предмета  получилось? (КЛЮЧ). Откроем ворота и войдём в замок.

7. Обогащение словаря по теме «РЫБЫ». Развитие звукобуквенного анализа на уровне слова.

-  Мы попали во дворец морского короля Тритона.

Он очень рад встрече с нами и приглашает осмотреть владения. Вместе с царской свитой мы встречаем множество рыб. Рассмотрите картинки с изображением рыб и отберите только те, в названии которых есть звуки Р-Л.

(Картинки: мурена, скат, рыба-шар, рыба-пила, парусник, камбала, рыба-луна, чёрно-белый силуэт золотой рыбки).

- Что лишнее в ряду этих картинок?

8. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.

- Пока мы знакомились с рыбами, Русалочка поднялась на поверхность и заметила прекрасного принца. Девушке захотелось познакомиться с ним.

-Имя принца прочитайте по зеркалу.

. (Выставляется картинка принца Эрика).                

-Но Русалочка  испугалась, что ему не понравится девушка, у которой вместо ног хвост. Русалка вспомнила о злой волшебнице – Черной Каракатице – и поспешила к ней. (Выставляется картинка злой волшебницы Урсулы).

- Прочитайте имя волшебницы справа налево. (На доске – ).

 (Запись слова в тетрадь, постановка  ударения).

-Опередите Русалочку, не дайте ей попасть в беду. Дайте письменно ответы на вопросы.

  1. «Я … не боюсь, если надо уколюсь».
  2. Его разожгли в лесу.
  3. Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача.
  4. Им покрывают поверхность чего- либо для блеска.
  5. В бане было очень ….  .

(Ответы: укол, костёр, игла, лак, жарко.)

9.Развитие звукобуквенного анализа.

- Мы так спешили, так старались, но чуть-чуть опоздали. Русалочка получила от Чёрной Каракатицы ноги, а взамен отдала свой прекрасный голос. Все в растерянности, что же делать? И тут свою помощь предложил друг Русалочки – смелый маленький …

З  Б  К  В

                                           р  Л  Ч   К

                                           Д  В  А  П

                                           С  Б  К  Ф                       (КРАБ)

-  Он хочет поплыть к прекрасному принцу и всё ему рассказать. Краб верит в то, что, увидев чудесную девушку, принц сразу полюбит её.

Помогите маленькому крабу.

10. Гимнастика для глаз.

- Но Урсула хочет помешать маленькому крабу . Она устроила на море шторм. Подул мощный ветер. На море появились загадочные фигуры. Что они напоминают?

На доске – таблица:

- Пробежать глазами по волнам столько раз, сколько акул плывут в левую сторону.

На доске – пособие «Акулы».                                          

11. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза.

- Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну.

12. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами.

- Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.

Пары слов: укол - укор, игла-игра, костёр – костёл, лак – рак, жарко - жалко.

(Из  словаря:  УКОР – упрёк, порицание. Костёл – польское название католического храма.)

 - С вашей помощью краб добрался до принца и рассказал ему о несчастье. Принц спешит к морю на помощь Русалочке. А вот и пещера Черной Каракатицы. Путь в неё преграждают злые осьминоги.

Помогите принцу преодолеть это препятствие.

(Каждый ученик получается карточку со словами, в которых пропущены буквы Р – Л  и с закодированным в виде точек рисунком).

Р

Л

ПИ … А

1-2

ИГ … А

2-3

МУ … ЕНА

3-4

КАМБА … А

4-5

ДЕ …ЬФИН

5-6

ПА … УСНИК

6-7

МО … ОТ

7-2

К … ОУН

2-8

8-1

1-8

- Вставьте в слова пропущенные буквы Р – Л.

Если в слове пропущена  буква Р, найдите числа, указанные в колонке «Р». Если в слове пропущена  буква Л, найдите числа, указанные в колонке «Л». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, кто поможет принцу справиться с Урсулой.

- Какое изображение получилось?

- Это изображение золотой рыбки, которую мы должны освободить.

- Запишите слово «золотая рыбка» на пустой строке в таблице.

13. Буквенная арифметика.

- В пещере злой волшебницы принц Эрик обнаружил ….

 Отгадайте слово на доске:

К А Р Т И Н А

                                                    1  5  3  4           2

(Выставляется изображение карты).

- Я думаю, что по этой карте мы найдём то, что нам поможет справиться с Урсулой.

14. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики.

- Мы отправляемся на поиски золотой рыбки.

(Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного, замок).

- Используя карту, проложить путь по песку к КРЕСТУ с помощью полосок.

15. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.

- Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

(Игрушка - золотая рыбка  засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт золотую рыбку).

III. Итог занятия.

1)- Ребята, золотая рыбка освобождена. Она поможет снять колдовские чары с Русалочки.

-Рыбка даёт принцу волшебный букет. В нём есть волшебный цветок с буквами нашего занятия.

- Найти и раскрасить этот цветок карандашом такого цвета, какое настроение у вас на данный момент.

- Колдовские чары сняты с Русалочки. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

      2) - В какое путешествие мы сегодня отправились?

          - С какими заданиями столкнулись?

          - Какие звуки сравнивали?

          - Как пишутся слова, обозначающие имена собственные?

          - Как в будущем помогут нам эти задания?

 

    3) Оценка деятельности учащихся.

    4) Организованное окончание урока.   - Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...