«Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры. В царстве Снежной королевы»
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Использование современных развивающих образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozova_yu.e._konspekt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов

различной звукослоговой структуры. В царстве Снежной королевы»

(2 класс, дети 8-9 лет с ОВЗ (VII вид))

Розова Юлия Евгеньевна – учитель-логопед

 

Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия

 на материале  слов различной звукослоговой структуры.

Задачи:

Образовательные:

-Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом   звука.

-Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры,

совершенствовать фонематические представления.

- Развивать слоговой анализ и синтез.

- Закреплять правописание имен собственных.

Коррекционные:

-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности

-Развивать орфографическую зоркость.

-Активизировать словарь по лексической по теме занятия.

- Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления  и ориентировки, учить различать основные цвета и их оттенки.

- Развивать   внимание, память, мыслительные процессы.

- Развивать  общую и мелкую моторику  рук.

- Развить навык  самоконтроля.

Воспитательные:  

- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

- Прививать любовь к путешествиям.

-Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

Формы работы. Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Оборудование: развивающие игры В.В. Воскобовича:  коврограф «Ларчик» с приложениями, фигурки-персонажи «Ворон», «Долька», «Малыш Гео», «Незримка Всюсь», «Снежная королева» (авторский), «Герда»  (авторский), «Олень» (авторский),  «Изограф» - 4 шт., приложения к «Изографу»,  «Прозрачный квадрат», «Лепестки», «Фонарики», «Кораблик Брызг-Брызг»;   парта для работы с песком и водой, игрушки для работы с водой и песком,     камни «Марблс».

Содержание занятия

I.   Мотивация к деятельности

1.Организационный момент

- Сядет тот, в чьем полном имени после [А]- [Н].

- Сядет тот,  чья фамилия начинается со звука [К].

- Сядет тот, в чьем полном имени  первый звук [В,], последний [jа].

2. Сообщение  темы занятия

1) Сообщение лексической темы 

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, мы попадем в сказку, а какую, вы должны угадать. Сказка настолько старая, что с годами некоторые буквы в ее  названии стерлись. Восстановите название сказки, вставив пропущенные буквы. Назовите пропущенные буквы, что их объединяет? («Снежная королева». Пропущены гласные звуки.)

«Сн.жн..  к.р.л.в.»

 Название сказки выкладывается на коврографе «Ларчик» деревянными  (прозрачными) буквами. На коврографе появляется авторский персонаж «Снежная королева».

2)  Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово

- Коварная Снежная королева приготовила нам множество трудных заданий. Она что-то нам прислала. Угадайте.  

- Сначала П’, потом И, потом С’, потом М, потом А. (На доске три конверта с письмами «С», «З», «Ц».)

- Но их три. Какое же наше? Здесь подсказка. Прослушайте стихотворение и назовите звук, который слышали чаще других.

Снег, да снег, да снежные сугробы. Снежинки искрами блестят.

Седые сосны, стройные березы под снегом до весны спокойно спят.

Дети выбирают  письмо, где написана буква «С».

3) Развитие зрительного восприятия, гнозиса

– Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы  только красного цвета. (В письме напечатаны  буквы  различного цвета. Учащиеся  выделяют буквы определенного цвета    и  читают текст письма: «Я попал в беду».)

- Запишите это предложение. (Устный анализ предложения.)  

- В письме просьба о помощи. Выручим героя? Но ведь мы не знаем, кто это?

II. Организация познавательной деятельности обучающихся

1) Развитие зрительно-пространственных ориентировок,  звукобуквенного, слогового  синтеза

 Задание выполняется на «Игровизоре», приложение «Геоконт, буквы».

 - Чтобы узнать, кто наш герой, вы должны запомнить код и с помощью «Игровизора» разгадать   имя. (Упрощенный вариант задания: «Послушайте код, отмечайте нужные координаты, получите слово».)

  О3-Ф4-К3 – Кай

- Начертите в тетради 3 столбика, в первый столбик вы запишите слова с 1 слогом, во второй с 2 и т.д.  Сколько слогов в слове Кай, почему? Как мы напишем имя героя?

 На коврографе появляется сказочный персонаж «Кай» («Малыш Гео»).

2)  Развитие зрительно-пространственных ориентировок,  слогового анализа и  синтеза

 - Что же произошло с Каем?  У Снежной королевы был один волшебный предмет?  Что это за предмет, вы узнаете,  выполнив следующее задание. Внимательно  посмотрите в контейнер с водой, там находятся различные предметы (зеркало, монеты, разноцветные камни и т.д.).  Найдите предмет,  в названии которого 3 слога, 1 слог ударный, первый звук в слове /зь/, последний /о/ -  (зеркало). Выполняется слоговой анализ слова.

- В какой столбик запишем слово. Почему?    Осколок  зеркала попал  Каю в глаз, и его сердце навечно стало холодным.

Логопед показывает элементы игры «Прозрачный квадрат».

3) Развитие зрительно-пространственных представлений, различение основных цветов и их оттенков,  игра «Цветное слово»

 Дан цветовой ряд  (приложение «Разноцветные квадраты» или игра «Лепестки»). У учащихся на партах карточки тех же цветов, с обратной стороны которых написаны буквы, выложив верный цветовой ряд, дети получат слово.

-  У Кая была верная подруга, которая не оставила его в беде. Как ее зовут?    Как  мы напишем слово  Герда. Почему? (На коврографе появляется сказочный персонаж «Герда» (авторский). Выполняется слоговой анализ слова.)

- Герда отправилась в путь. Ей необходимо переплыть через реку, но  она сможет это сделать, если залатает паруса на корабле.  

 Игра «Верни флажок».  Пособие «Кораблик брызг-брызг» В.В. Воскобовича.

4) Динамическая пауза

 На коврографе появляется сказочный персонаж «Фея цветов»  («Долька»),  цветы – кружки-липучки.

- Шла Герда  и попала  в сад Феи цветов. А там цветы волшебные. Хлопните в ладоши столько раз, сколько в саду красных цветов, подпрыгните столько раз,   сколько синих цветов и т.д.

5) Развитие  языковых представлений,  развитие зрительно-цветовых ориентировок

- Герда попала в удивительный сад Феи цветов, она заколдовала Герду, но мы поможем девочке. Расшифруйте слово, составив его из первых звуков названий картинок.

(Картинки: рыба, обруч, замок, автобус.) Выполняется запись и слоговой анализ слова.

- Герда с Каем выращивали розы, вспомните какого цвета.  

Игра «Лепестки».  Дети выбирают  лепесток нужного цвета.

6)  Развитие слогового анализа, зрительного восприятия

- Вспомните, какие герои встречались на пути Герды, вот некоторые из них.

На  коврографе появляются персонажи: «Ворон» («Ворон Метр»), «Разбойница» («Незримка Всюсь»), «Олень» (авторский).

- Соотнесите слова и слоговые схемы. (Слоговые схемы выложены  из  «Карточек отрицаний» - один крестик – один слог.)

-В какой последовательности герои  появляются в сказке?  Запишите слова в свои столбики. Какое слово нельзя записать ни в один столбик? (Слово из 4 слогов.) Назовите слово, которое начинается с гласного звука? (Олень.)

7) Зрительная гимнастика

- Северный олень понес Герду в волшебную страну Лапландию. В пути их застала метель. Проследите глазками за полетом снежинки, успокойте метель.   (Путь снежинки выкладывается синей веревочкой   (приложение к коврографу «Разноцветные веревочки»), направление движения глаз задает логопед.)

8) Развитие зрительно-пространственных ориентировок    

 - Вот Герда и добралась до замка Снежной королевы. Но в него не так просто попасть. Замок превратился в замок.  Нужен ключ. Соберите ключ по схеме.

 Игра «Фонарики»   и  «Фонарики Ларчик»,   работа в парах.

9)  Игра «Собери слово». Развитие зрительно-пространственных ориентировок,   развитие языковых представлений

-  Герда увидела Кая. Он был очень занят,  собирал какое-то слово по заданию Снежной королевы из льдинок. Если Кай соберет это слово, то навсегда освободится от чар Снежной королевы. Но Кай замерз и стал невнимательным.   Помогите ему, соберите предмет, который согреет его. Перед вами на партах льдинки (игра   «Прозрачный квадрат»), соберите фигуру по схеме из 4-х квадратов. (На доске несколько схем, 4 квадрата – фигура «свеча»).

- Кай согрелся и собрал слово «вечность» (Дети собирают из появившихся «прозрачных букв»    слово на  доске.)  В какой столбик мы его запишем, почему?

Самостоятельный слоговой анализ слова.

10)  Работа над грамматической темой урока,  развитие  навыка самоконтроля

- Прочитайте все слова первого столбика, докажите что все слова в нем на своем месте  и т.д.

III. Организованное окончание урока, оценка деятельности учащихся, рефлексия

- Вот и подошло  к концу наше путешествие. Снежная королева повержена, она исчезла, разлетевшись на тысячи снежинок. Сердце Кая отогрелось. Теперь это прежний Кай.

- С какими заданиями  столкнулись вы на уроке?  

- Молодцы! Вы славно потрудились, теперь оцените свою работу на уроке. Возьмите из волшебной шкатулки столько кристаллов, какую оценку вы себе поставили бы. Объясните свой выбор.  (Перед учениками шкатулка с камнями «Марблс».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...