Дифференциация твёрдых и мягких согласных
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Гуценко Елизавета Алексеевна

конспект занятия для 2х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gutcenkoeadifferenzciazciya.docx128.02 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Лексическая тема: Продукты питания.

Цель: Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Задачи:

  • узнавать твердые и мягкие согласные звуки, буквы,
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки, буквы,
  • научиться обозначать мягкие и твердые звуки на письме,
  • обогащать словарь по теме «Продукты питания»,
  • развивать зрительное внимание,
  • развивать языковой анализ и синтез,
  • повторить, какие согласные всегда мягкие, какие - всегда твёрдые.
  • развивать кинестетические ощущения,
  • развивать мелкую моторику,
  • развивать психические функции,
  • учиться оценивать себя.

Оборудование: синий и зелёный карандаши, трафареты «Фрукты», карточки «Ребусы», картинка «Суп», карточки с заданиями.

  1. Орг.момент.

Логопед: Здравствуйте, дети! На первый ряд сядет тот, у кого в имени есть мягкий согласный звук, на второй- в чьём имени только твердые согласные.

  1. Основная часть.
  1. Логопед: Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Объясните слова. Какое слово для вас новое?

Дети: цукаты- это вываренные в сахарном сиропе кусочки сладких овощей, фруктов/ ягод.

Логопед: Выделите в словах первый звук. Объясните, почему слова разделены на два столбика. Повторим правила (характеристика звуков).

Желе                        Черника

Шоколад                Щи

Цукаты                Йогурт

Дети: Ж, ш, ц - всегда твердые согласные звуки, поэтому слова с этими звуками записаны в первый столбик. Ч, щ, й - всегда мягкие согласные звуки, поэтому слова с этими звуками записаны во второй столбик.

Логопед: Назовите перечисленные слова одним словом.

Дети: Это продукты питания.

  1. Логопед: Разгадайте ребус и запишите получившиеся слова. Приложение 1.

Подчеркните одной чертой твёрдые согласные, мягкие - двумя чертами. В каких словах были только твёрдые согласные?

Дети: Пампушка, баранка, желток, компот.

Логопед: Что такое пампушка?

Дети: Пампушка – это разновидность пышек.

Логопед: В каких словах присутствовали мягкие согласные? Отчего зависит мягкость согласного звука?

Дети: Сухарь, сырник, рулька, пирог, ириска, рогалик. Потому что после согласной стоит гласная, обозначающая мягкость согласного звука- это гласные второго ряда.

Логопед: Какое слово лишнее и почему?

- Кисель. Потому что все согласные в этом слове мягкие. Мягкий знак - согласная буква, не имеющая звука, но обозначающая мягкость согласного.

  1.    Упр. «Внимательные глазки». Приложение 2.

Логопед: Найдите буквы и составьте из них слова. Подчеркните мягкие и твердые согласные и нарисуйте схемы получившихся слов. Как можно назвать одним словом получившиеся слова? Что можно сделать из этих овощей? Какие овощи вы еще знаете?

Дети: Капуста, лук, чеснок, морковь, картофель - овощи. Из этих овощей можно сварить суп. Овощи: баклажан, кабачок, редис, перец, репа, огурец и т.д.

  1.   Физ. минутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим (бег на месте),

До лужайки добежим (бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

Все, закончилась игра —

Заниматься нам пора.

  1. Развитие кинестетических ощущений и мелкой моторики. Приложение 3, трафарет.

Логопед: А теперь закроем глазки и окажемся мы в сказке:

Каждого я угощу…ну а чем же -не скажу.

Логопед: Возьмите в руки трафареты и закрытыми глазами определите, чем я вас угостила? Как можно назвать одним словом?

Дети: Яблоко, груша, виноград, апельсин, банан - это фрукты.

Логопед: Найдите звуковую схему к каждому названию фрукта. Вспомним, каким цветом обозначаются твердые и мягкие согласные.

Дети: Зеленый цвет-обозначение мягкости, синий- твердости. Шестая схема лишняя.

Логопед: Какая из нарисованных схема лишняя?

Дети: Шестая.

  1. Выполнение заданий на карточках.

1) Зачеркните гласные буквы, которые обозначают твёрдость согласных на письме.

2) Зачеркните гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

3) Зачеркните согласные буквы, звуки которых всегда твёрдые.

4) Зачеркните согласные буквы, звуки которых всегда мягкие.

5) Зачеркните согласные буквы, которые всегда твёрдые и гласные 2-го ряда.

        Логопед: Какие слова получились? Подчеркните и назовите в словах мягкие согласные, твердые согласные. Зарисуйте схемы получившихся слов. Какие гласные обозначают мягкость согласного, какие -  твёрдость? Объясните получившиеся слова.

  1. аоиоынэоажоэиыоэраа
  2. еёгяяюряияаииюнееяаёетюяи
  3. жшпццжожшцмццшешшшжжлцшшшожжжш
  4. чбчччщещччрййщгщщаййчмщщщчойчщтщчй
  5. жяехчшциюуиюёцреёяюмжшшшцяажжжжёёяишшш

Дети: Инжир - грушевидный плод фигового дерева. Гранат - это фрукт, содержащий огромное количество витаминов и полезных веществ. Помело - это цитрусовые плоды одноименного вечнозеленого дерева. Бергамот - это сорт груши. Хурма - это не только вкусная ягода ярко-оранжевого цвета.

  1. Загадка.

Логопед: В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто –

Там часто мясо или капуста.

Дети: Это пирожок.

Логопед: Сколько в слове мягких - твёрдых согласных? Какой согласный в этом слове всегда твёрдый?

Дети: Мягких согласных -одна, твёрдых - три. Всегда твёрдый звук ж.

  1. Итог.

Логопед: Скажите, с какими словами мы работали? (продукты питания).

Какие согласные звуки вы различали в словах? (твердые и мягкие).

От каких гласных зависит твёрдость - мягкость согласного звука? (а,о,у,ы,э-гласные 1 -го ряда; и, е, ё, ю, я- гласные 2-го ряда).

Какие согласные звуки всегда твёрдые, какие - мягкие? (ж, ш, ц; ч, щ, й).

Что вам больше всего понравилось? Как вы оцениваете свою работу на занятии? (дети оценивают свою работу на занятии).

Все молодцы! Занятие окончено.

Речевой материал.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Различение звуков по твердости-мягкости в словах и предложениях....

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Конспект урока Русского языка на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных".

Конспект русского языка для 3 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных"....

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

В методической разработке представлены этапы работы над дифференциацией твёрдых и мягких согласных...

Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах"

Технологическая карта занятия "Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными Ы-И в слогах и словах" Цель данного занятия: Развитие фонетико-фонематических представлений у дет...

«Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буквы Я ,Е, Ё, Ю, И»

Учитель – логопед: Балябина Светлана  Владимировна   Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация твёрдых и мягких согласных.Буквы Я ,Е, Ё, Ю, И...