Использование информационных технологий в современном образовании.
статья по логопедии

Груздева Юлия Вячеславовна

Публикация об использовании ИКТ в современном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в современном образовании.

Груздева Юлия Вячеславовна учитель-логопед  ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга

Будущее системы образования невозможно представить без применения ИКТ.  Информационные и коммуникационные технологии несут с собой перемены во всех сферах человеческой жизни, требуют создания новых педагогических подходов и методик преподавания. Для этого необходимы знания, поэтому педагогам нужно осваивать, развивать и активно применять в своей практической деятельности компьютерную психологию, компьютерную дидактику и компьютерную этику.          Информационные технологии представляют  процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).    

У большинства  детей  средства ИКТ всегда вызывают повышенный интерес, поэтому применение интерактивных мультимедиа-технологий в обучении стало мировой тенденцией.  Но в разных странах масштаб и темпы их внедрения в образовательный  процесс различны.    

Технология мультимедиа  включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления.         Это позволяет задействовать все органы чувств ребенка для постижения нового, формировать красочный, объемный образ изучаемого объекта, создавать ассоциативные связи,  способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала, активизировать полученные ранее знания, развивать логическое мышление, усилить творческую  составляющую процесса обучения.

Информационные технологии, являясь эффективными средствами обучения, все чаще применяются  в специальной педагогике. Для детей с ОВЗ  компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

У детей, страдающих аутизмом, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологического осознания и навыков чтения, для детей  со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями применение  мультимедиа в образовательном процессе, обладающих достаточной гибкостью, позволяет подстраиваться под индивидуальные потребности; у  слабослышащих и глухих визуальное представление информации значительно повышает мотивацию к занятиям.           Обучающие компьютерные программы, являющиеся средством коррекции и развития познавательной сферы детей с ОВЗ,  используются в работе учителей-логопедов. Например, логопедический тренажер «Дэльфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи (от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи). Его использование позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка, одновременно с логопедической работой осуществлять развитие восприятия, внимания, памяти.

У многих педагогов разработаны персональные сайты. Сайт выступает как СМИ и как средство с элементами дистанционного обучения и консультирования, доска объявлений. Он является коммуникативным центром, решающим образовательные, педагогические, социальные задачи. В его разделы включены элементы дистанционного обучения, база которых  постоянно  расширяется.

Сайт позволяет хранить, транслировать информацию для детей и родителей, делиться методическими разработками с коллегами.

Сайты  разработаны в соответствии с  концепцией проекта «Санкт-Петербургская школа 2020», опираются на основные положения: равенство в доступности качественного образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга,  непрерывное развитие потенциала современного педагога. Данный инновационный продукт способствует формированию «открытой школы» — развитию социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных  проектов и т.д.   Сайт служит  источником полезной информации для родителей обучающихся,  позволяет использовать советы и рекомендации в процессе воспитания и образования детей. Материалы сайта используются как тренажер по закреплению полученных знаний и профилактике дисграфии и дизорфографии, повышают мотивацию ребенка к обучению, так как средства ИКТ у детей всегда вызывают интерес.  Все это позволяет улучшить коррекционно-развивающий процесс.          Необходимо помнить, что время работы за компьютером для ребенка регламентировано нормами СанПиНа, поэтому необходим контроль со стороны взрослых (педагогов, родителей) за деятельностью детей.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу педагога способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Литература:

1. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2007.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования —  М.: Школа-Пресс, 1994.

3. Груздева Ю.В. Применение ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2018/12/28/primenenie-ikt-v-prakticheskoy-deyatelnosti-uchitelya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании начальной школы

Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразов...

Использование информационных технологий в начальном образовании школьников.

Применяемые компьютерные программы можно разбить на три группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие....

«Использование информационных технологий в системе дополнительного образования»

Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.Компьютер используется на занятия...

Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Инновации в образовании: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д....

Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Иновации в образовани: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Кечкиной О.Ф....

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования...

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы...