Развитие от 1 года до 3 лет
статья по логопедии

Белякова Наренкова Ольга Васильевна

Продолжаем разговор про ребенка в возрасте 1-3 лет. 


Кроме речи в этом возрасте у ребенка развиваются и психические функции – ВОСПРИЯТИЕ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ. 

Главное – это восприятие, а от него зависят все остальные функции. 
Дети воспринимают непосредственно. Поведение у них полевое, непосредственное. Все, что лежит вне ситуации, не привлекает ребенка. 
Вторая особенность – появление элементов воображения – предвосхищение. 
  
Маленький ребенок не способен что-то выдумывать и врать. 
Начинает развиваться – память, как узнавание – ребенок может воспроизводить увиденное и услышанное. 
Характеристика этого периода – аффективная окрашенность. Предметы вокруг ребенка вызывают яркую эмоциональную реакцию. 
Ребенок видит предмет- он вызывает у него реакцию- ребенок начинает действовать с предметов. 

МЫШЛЕНИЕ. 
В возрасте 1-3 лет – наглядно-действенное. 
Примерно в возрасте 2 лет у ребенка появляется внутренний план действий. 
В это время ребенок учится совместной деятельности со взрослыми, усваивает новые способы поведения и действий. 
Происходит операция обобщения – то есть перенос одинакового действия на похожие по смысловой нагрузке предметы. Например, качать можно и куклу, и мишку. 
Начинает распадаться совместная деятельность. Взрослый дает образцы действий, контролирует, корректирует и оценивает действия ребенка. 
Ребенок постепенно переходит от «Вова идет кушать» к «Я иду кушать». 
Этим самым подготавливается кризис 3 лет. 
Кроме совместных действий важны – рисование и игра. 
В 2 года каракули трудно назвать рисованием, но ближе к 3 годам у ребенка появляются формы, обладающие сходством с предметом. 
В 2.5 года ребенок вполне прилично может нарисовать человека. 

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 
Предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами. 
Но в конце возраста, ближе к 3 годам, появляются элементы режиссерской игры. Такие игры непродолжительны, возникают эпизодически. 
Это предпосылки сюжетно-ролевой игры. 
Для развития игры важны замещающие действия или символические. Когда, например, куклу укладывают спать на деревянный брусок. Брусок – это замещение кровати. 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 
Желания ребенка в это период неустойчивы и быстро проходят, он не может их сдерживать и контролировать. 
Все желания обладают одинаковой силой. Отсутствует соподчинение мотивов. 
Развитие эмоционально-потребностной сферы – зависит от характера общения со взрослыми. 
Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, взрослый должен участвовать во всех делах ребенка. 
Взаимодействие с детьми на третьем году жизни только развивается. Но, постепенно ребенок может уже спокойно играть рядом с другим ребенком. 

В этом общении ребенок исходит всегда их своих собственных желаний, совершенно не учитывая потребностей другого ребенка. 
Присутствуют аффективные реакции на трудности в выполнении определенных действий. 
Причиной гнева и плача так же может быть и отсутствие внимания к себе со стороны взрослого. В этот момент важно проживать эти ситуации вместе с ребенком – тем самым мы учим его понимать несовершенство мира, принимать реальность. 

В это время зарождается САМОСОЗНАНИЕ. 

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это первая простая форма самосознания. Затем это развивается по следующей схеме – о себе в третьем лице – о себе в первом лице. 

Также развивается самооценка –«я хороший», «я плохой». 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников». Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года.

 Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого возраста дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Известный ...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Доклад на тему:"Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы"

Стратегия развития дошкольного, общего  и дополнительного образования  Белгородской области на 2013-2020 годы....

норма развития детей к 7 годам

нормы развития детей к 7 годам...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 2 года обучения. ...