Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»
статья по логопедии

Викулина Оксана Николаевна

В статье описан опыт  работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи.  Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой артикуляции и произнесения, организация фонационного дыхания, формирование интонационной выразительности речи у детей.

Большинство детей, поступающих в нашу школу - интернат, имеют отклонения в речевом развитии различного вида. Как правило, у детей речевые нарушения являются вторичными, дети имеют  множественные нарушения развития.
Речь - сложнейшая психическая функция человека. Она состоит из взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха, ЦНС.
У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен  органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (подключичное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). [4]
Наряду с этим у детей отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, а именно в восприятии, недоразвитии внимания, мышления, памяти, в различной степени наблюдается моторное недоразвитие и недоразвитие сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.
У детей с интеллектуальной недостаточностью очень часто отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания.
Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать процесс коррекции и развития речи  результативным, нужно использовать  нестандартные методы и технологии. Одними из таких методов  является применение метода БОС с программным обеспечением компьютерной системы «Комфорт ЛОГО». [2]

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

О.Н. Викулина

учитель – логопед I квалификационной категории

КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат»

Г. Зеленогорск, Красноярский край, Российская Федерация

Аннотация. В статье описан опыт  работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи.  Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой артикуляции и произнесения, организация фонационного дыхания, формирование интонационной выразительности речи у детей.

Аnnotation. The article describes the experience of using the technology of biofeedback among students with speech impairments. The result of its application are: improving the quality of skills clear articulation and enunciation, organization of phonation breath, the formation of intonational expressiveness of the speech in children.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекция речевых нарушений, речевые нарушения, постановка диафрагмально-релаксационного дыхания, метод БОС, «Комфорт ЛОГО».

Keywords: children with disabilities, correction of speech disorders, method of biological feedback, speech disorders, setting of diaphragmatic-relaxation breathing, "Comfort LOGO".

Большинство детей, поступающих в нашу школу - интернат, имеют отклонения в речевом развитии различного вида. Как правило, у детей речевые нарушения являются вторичными, дети имеют  множественные нарушения развития.

Речь - сложнейшая психическая функция человека. Она состоит из взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха, ЦНС.

У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен  органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (подключичное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). [4]

Наряду с этим у детей отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, а именно в восприятии, недоразвитии внимания, мышления, памяти, в различной степени наблюдается моторное недоразвитие и недоразвитие сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.

У детей с интеллектуальной недостаточностью очень часто отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания.

Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать процесс коррекции и развития речи  результативным, нужно использовать  нестандартные методы и технологии. Одними из таких методов  является применение метода БОС с программным обеспечением компьютерной системы «Комфорт ЛОГО». [2]

Цели метода: формирование, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ. [1].

Задачи:

  • обеспечить оптимальное физиологическое дыхание с наименьшей энергетической затратой;
  • научить управлять работой дыхательных мышц, мышц артикуляционного аппарата, лица, шеи, верхнего плечевого пояса;
  • формировать диафрагмально-релаксационное дыхание, артикуляцию, голосообразование;
  • приобрести навыки самоконтроля и снятия психологического напряжения;
  • повысить мотивацию к обучению.

Показания к применению метода БОС: заикание, нарушение темпа речи, дислалия, ринолалия, ринофония, дизартрия, функциональные нарушения голоса, афазия, алалия, оздоровление голоса в целом [2].

Противопоказания к применению данного метода:  повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, грубые нарушения волевой сферы, интеллекта, тяжелые формы психических расстройств, тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца.

Компьютерная система с биологической обратной связью «Комфорт Лого» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи. Биоуправление – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. При реализации метода функционального биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.

«Комфорт-ЛОГО» — универсальная полифункциональная программа нового поколения для профилактики и коррекции психофизиологических, психоэмоциональных и речевых нарушений у детей и взрослых. Позволяет сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма. [7].

Широкие мультимедийные и игровые возможности БОС-тренинга, реализуемого программой «Комфорт ЛОГО», повышают мотивацию к обучению у детей и взрослых, способствуют достижению результатов по коррекции речи.

По данному методу занимаются дети с   невнятной невыразительной речью, плохой дикцией. Как правило, это связано с одним из проявлений такого диагноза, как дизартрия, при котором речевое дыхание развивается патологически. Физиологическое дыхание детей с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. [9]. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. (Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания).

Полный коррекционный курс занятий с детьми по программе «Комфорт Лого» состоит из пяти этапов.

I. Диагностический этап. (1-2 занятия) 

Цель: обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения коррекционного курса методом БОС.

Задачи:

  • сбор анамнеза;
  • оценка общего состояния в момент обследования;
  • оценка состояния речи;
  • планирование индивидуальных занятий.

Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе.

Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.

II.Подготовительный этап. (7-9 занятий)

Цель: подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.

Задачи:

  • ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;
  • ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;
  • понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления;
  • сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;
  • выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;
  • закрепить навык плавного длительного выдоха;
  • обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц, участвующих в речевом процессе. 

Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи. [5].
Объясняю ребёнку, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха. Начиная данную работу, я рассказываю детям о дыхании, о значении ДРД для их здоровья. Проводим несколько демонстрационно-практических занятий. Лучше начинать обучать технике ДРД в положении лежа под контролем руки взрослого, а затем руки самого ребенка. Ребенок может представить, что у него в животике воздушный шарик, который на вдохе надувается, а на выдохе – сдувается. Так же можно представить, что животик – это морские волны. Положить на живот кораблик, который на вдохе будет подниматься, а на выдохе опускаться, как будто он плывет по волнам. Далее для детей будут интересны игры с бумажными заготовками на ниточках (рыбки, бабочки, листочки, стрекозы, птички, самолетики, облака и т.д.), которые будут перемещаться, взлетать при длительном диафрагмальном выдохе ребенка на них. Здесь можно рекомендовать использовать пособие С.В.Леоновой «Живые картинки» из серии «Игротека речевых игр». Когда у детей появится навык координированного диафрагмального дыхания, можно приступать к работе за компьютером с внешней обратной связью.

Работу по программе ведем с использованием различных видов обратной связи (от простого к сложному): «Индикатор», «Полоса», «Слайды», «Преобразование-Прозрачность»», «Игра-Анимация» - игра «Бабочка», «Кексы»: в качестве сигнала обратной связи здесь представлен игровой мультипликационный сюжет. Детям особенно нравится работать с данными мультипликационными сюжетами, такой вид работы повышает интерес к занятиям, соответственно результативность коррекционной работы.
Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко). Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.

Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.

Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе. [9]

Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.
Ш. Работа над основными компонентами речи (8-10 занятий).

Цель: развитие основных компонентов речи по методу БОС.

Задачи:

  • обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);
  • освоить мягкую подачу голоса;
  • сформировать правильную артикуляцию;
  • подключить речевой слух. 

На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).
Обычно работу начинаю с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом).

IV .Формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий).

Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе

Задачи:

  • ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;
  • освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;
  • сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.

На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.
Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.
От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.

V. Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятий).

Задачи:

  • провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;
  • подвести итоги по проведенному курсу;
  • дать рекомендации на дальнейший период.

На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации .
В итоге, путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекции параметров функций организма в необходимом направлении.

Продолжительность основного курса коррекции речи и функционального состояния составляет 35-40 занятий. В случае необходимости рекомендуется дополнительный поддерживающий курс, который проводится в течение года дробно по 3-5 занятий с интервалами 3-6 месяцев.

Также к каждому ребёнку подход индивидуальный, с учетом его психофизических особенностей и количество занятий определяется индивидуально.

Методика БОС дает ребенку уникальную возможность управлять своим состоянием, используя резервы организма и достигая психического, физического и нравственного здоровья. [4]

Таким образом, метод БОС, в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия дает возможность проводить занятия с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, Это, несомненно, расширяет возможности  логопедов. Использование методики биологической обратной связи позволяет решить задачу реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами в общении на качественно более высоком современном уровне. Результатом использования данного метода является улучшение качества навыков четкой артикуляции и произнесения, организация фонационного дыхания, формирование интонационной выразительности речи у детей, повышение мотивации к обучению.

Список используемой литературы.

  1. ВОВК О.Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения  и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам. Учебное  методическое пособие для педагогов, логопедов, психологов, врачей, преподавателей по риторике. НПФ «АМАЛТЕЯ» Санкт – Петербург 2010.
  2. Даниленко Е. Н., Джафарова О. А., Гребнева О. Л. Игровое биоуправление в адаптации младших школьников // Бюллетень сибирской медицины, 2010, т. 9,
  3. Ламкина Л.В. Метод биологической обратной связи в логопедии. – СПб., 2012.
  4. Методическое пособие «Диагностика и коррекция психофизического состояния» Санкт – Петербург – 2004.
  5. Нигматуллина И.А. Валитова И.З. Коррекция речи и функционального состояния человека с применением метода биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца. Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Казань. – 2014.
  6. Нигматуллина И.А. Валитова И.З. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.  Материалы Международной научно-практической конференции. – Калуга. – 2015 г.
  7. Програмное обеспечение компьютерной системы Комфорт Лого. Руководство пользователя. Санкт – Петербург 2010.
  8. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.
  9. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно – сосудистой систем. – СПб. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Использование активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

Проектный метод обучения в начальной школе как средство формирования УУД

Обобщение опыта работы по применению проектной технологии на уроке и во внеурочной деятельности...

Статья " Использование инновационных методов и приемов развития речи и мышления у детей с ЗПР"

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим покол...

Статья Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы

Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы...