Главные вкладки

    Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
    материал по логопедии на тему

    Чуприна  Ольга Константиновна

     

     

         На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс школ приобретают первостепенное значение.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_bos_na_19.12..doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

           Государственное казенное  образовательное учреждение Ростовской области

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида

     г. Зернограда

    Научно-практический семинар:

    «Использование современных диагностических, развивающих и коррекционных технологий на основе биоэлектрографии и биологической обратной связи в образовании»  с 19.12.- 21.12. 2011 г.

    Доклад на тему

    «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у  обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида

    г. Зернограда»

            

                                                                                     Подготовила

                                         учитель начальных классов, логопед

                                                                     Половинко О.К

    г. Зерноград, 20011 г.

       

             

     (Слайд 1)

         На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс школ приобретают первостепенное значение.  

               

     (Слайд 2)

           Актуальным является и поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма.  Один  из таких методов - метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти  возможности и решить ряд коррекционных задач.

        С 1 сентября 2009 года  в нашей школе-интернате  была организована работа по совершенствованию, коррекции речи детей, страдающих заиканием с использованием  Логотерапевтического кабинета по методу БОС.

         

      (Слайд 3)

        Коррекционную работу мы построили   в пять этапов, которые предусмотрены в методике:

              1 этап -  Диагностический.

    2 этап – Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС.

    3 этап – Работа над основными компонентами речи.

    4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи.

    5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы.

    Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи.

           

     (Слайд 4)

     Нами была собрана документация:

    1. журнал посещаемости занятий;
    2. программа коррекции речи и функционального состояния;
    3. индивидуальный курс занятий обучающихся;
    4. документы для родителей о проведении занятий в кабинете БОС

    «Логотерапевтический»;

    1.  медицинское заключение (до поступления учащихся на коррекционный курс было пройдено необходимое обследование у  специалистов).   Это важно для исключения противопоказаний и для уточнения задач коррекционной работы.

           

     (Слайд 5)

    Для работы использованы две программы «Дыхание» и «Кардио 2.1 Лого».

    В них на каждого ребенка заведена индивидуальная карта, в которой содержатся все  данные, а также графики и результаты обследования и наблюдения за динамикой состояния учащихся.  

     Также мы используем  методические материалы, включающие упражнения для релаксации (методику расслабления, психогимнастику, гимнастику для глаз, словесное внушение при БОС – тренинге).

    (Слайды  6-10)

    Нужно отметить, что программа  «Cardio 2.1. Logo» содержит большую базу языкового материала, с помощью которого ведется  работа над основными компонентами речи.

    Для этого используются речевые сюжеты, заложенные в программе, преследующие  свои коррекционные цели. Поэтому эти упражнения используются в соответствие разработанной методикой.

    (Слайд 11)

    Мы ведем постоянный контроль физиологических параметров воспитанников, где  каждому учащемуся дается индивидуальная  речевая  нагрузка в зависимости от нарушений звукопроизношения.    

    Использование различных тестов, тренингов, анкет позволило нам получить наиболее достоверные результаты коррекционной работы.

       Рассмотрев методику коррекции речи и функционального состояния, мы адаптировали  ее в структуре данной программы на группе детей, что позволило нам увидеть следующие результаты:

       

    (Слайд 12)

    На следующих слайдах вы увидите  показатели положительной динамики  коррекционной работы: графики, диаграммы.

    В начале  коррекционного курса:  

    1. диагностировались низкие показатели ДАС;
    2. графики наглядно демонстрируют кривую дыхания, ЧСС, ЧД.
    3. учащиеся испытывали высокую внутреннюю напряженность, повышенную тревожность и неудовлетворенность качеством речи.
    4. речь заикающихся детей сопровождалась нежелательными сопутствующими движениями, напряжением, судорогами, необоснованными паузами и повторами, расторможенностью и двигательными беспокойствами.

    (Слайд 13-14)

    После прохождения курса по методу БОС:

    1. у многих учащихся  сформирован диафрагмальный тип дыхания;
    2. выработалась синхронность в работе дыхания и сердца;
    3.  сократилась частота нарушений темпо-ритмической организации речи;
    4. ЧСС приблизилась к норме;
    5. выработался  индивидуальный темп и ритм;
    6. уменьшилось количество запинок,  
    7.  расширился активный и пассивный  словарь.

    Апробировав данную методику и увидев положительную динамику,  мы составили дальнейшую программу коррекции речи и функционального состояния школьников, страдающих заиканием.

               

    (Слайд 15)

     Также  в этом учебном году в свою работу мы включили обучающихся, воспитанников с дизартрией, ринолалией, ринофонией,  с нарушениями устной и письменной речи.

             

     (Слайд 16)

    Таким образом, практический опыт  показывает, что внедрение в обучение современной развивающей  технологии  БОС ведет к положительным результатам коррекционной работы с детьми, имеющими речевые расстройства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

    В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

    Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

    1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

    Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы

    Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет  программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...

    Развивающий курс «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью»

    Дополнительная образовательная программа «БОС-Здоровье» составлена на основе авторской программы   А.А. Сметанкина ЗАО «Биосвязь» НОУ «Институт Биологической обратной связи» города Санкт-Пет...

    Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

    В статье описан опыт  работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи.  Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой арт...