Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
материал по логопедии на тему

Чуприна  Ольга Константиновна

 

 

     На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс школ приобретают первостепенное значение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bos_na_19.12..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное казенное  образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида

 г. Зернограда

Научно-практический семинар:

«Использование современных диагностических, развивающих и коррекционных технологий на основе биоэлектрографии и биологической обратной связи в образовании»  с 19.12.- 21.12. 2011 г.

Доклад на тему

«Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у  обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида

г. Зернограда»

        

                                                                                 Подготовила

                                     учитель начальных классов, логопед

                                                                 Половинко О.К

г. Зерноград, 20011 г.

   

         

 (Слайд 1)

     На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс школ приобретают первостепенное значение.  

           

 (Слайд 2)

       Актуальным является и поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма.  Один  из таких методов - метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти  возможности и решить ряд коррекционных задач.

    С 1 сентября 2009 года  в нашей школе-интернате  была организована работа по совершенствованию, коррекции речи детей, страдающих заиканием с использованием  Логотерапевтического кабинета по методу БОС.

     

  (Слайд 3)

    Коррекционную работу мы построили   в пять этапов, которые предусмотрены в методике:

          1 этап -  Диагностический.

2 этап – Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС.

3 этап – Работа над основными компонентами речи.

4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи.

5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы.

Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи.

       

 (Слайд 4)

 Нами была собрана документация:

  1. журнал посещаемости занятий;
  2. программа коррекции речи и функционального состояния;
  3. индивидуальный курс занятий обучающихся;
  4. документы для родителей о проведении занятий в кабинете БОС

«Логотерапевтический»;

  1.  медицинское заключение (до поступления учащихся на коррекционный курс было пройдено необходимое обследование у  специалистов).   Это важно для исключения противопоказаний и для уточнения задач коррекционной работы.

       

 (Слайд 5)

Для работы использованы две программы «Дыхание» и «Кардио 2.1 Лого».

В них на каждого ребенка заведена индивидуальная карта, в которой содержатся все  данные, а также графики и результаты обследования и наблюдения за динамикой состояния учащихся.  

 Также мы используем  методические материалы, включающие упражнения для релаксации (методику расслабления, психогимнастику, гимнастику для глаз, словесное внушение при БОС – тренинге).

(Слайды  6-10)

Нужно отметить, что программа  «Cardio 2.1. Logo» содержит большую базу языкового материала, с помощью которого ведется  работа над основными компонентами речи.

Для этого используются речевые сюжеты, заложенные в программе, преследующие  свои коррекционные цели. Поэтому эти упражнения используются в соответствие разработанной методикой.

(Слайд 11)

Мы ведем постоянный контроль физиологических параметров воспитанников, где  каждому учащемуся дается индивидуальная  речевая  нагрузка в зависимости от нарушений звукопроизношения.    

Использование различных тестов, тренингов, анкет позволило нам получить наиболее достоверные результаты коррекционной работы.

   Рассмотрев методику коррекции речи и функционального состояния, мы адаптировали  ее в структуре данной программы на группе детей, что позволило нам увидеть следующие результаты:

   

(Слайд 12)

На следующих слайдах вы увидите  показатели положительной динамики  коррекционной работы: графики, диаграммы.

В начале  коррекционного курса:  

  1. диагностировались низкие показатели ДАС;
  2. графики наглядно демонстрируют кривую дыхания, ЧСС, ЧД.
  3. учащиеся испытывали высокую внутреннюю напряженность, повышенную тревожность и неудовлетворенность качеством речи.
  4. речь заикающихся детей сопровождалась нежелательными сопутствующими движениями, напряжением, судорогами, необоснованными паузами и повторами, расторможенностью и двигательными беспокойствами.

(Слайд 13-14)

После прохождения курса по методу БОС:

  1. у многих учащихся  сформирован диафрагмальный тип дыхания;
  2. выработалась синхронность в работе дыхания и сердца;
  3.  сократилась частота нарушений темпо-ритмической организации речи;
  4. ЧСС приблизилась к норме;
  5. выработался  индивидуальный темп и ритм;
  6. уменьшилось количество запинок,  
  7.  расширился активный и пассивный  словарь.

Апробировав данную методику и увидев положительную динамику,  мы составили дальнейшую программу коррекции речи и функционального состояния школьников, страдающих заиканием.

           

(Слайд 15)

 Также  в этом учебном году в свою работу мы включили обучающихся, воспитанников с дизартрией, ринолалией, ринофонией,  с нарушениями устной и письменной речи.

         

 (Слайд 16)

Таким образом, практический опыт  показывает, что внедрение в обучение современной развивающей  технологии  БОС ведет к положительным результатам коррекционной работы с детьми, имеющими речевые расстройства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет  программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...

«Что такое технология Биологической Обратной Связи (БОС)?»

Технология Биологической Обратной Связи (в дальнейшем БОС) – это признанная в России и за рубежом высокоэффективная, безлекарственная технология восстановительного лечения, реабилитации и оздоро...

Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

В статье описан опыт  работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи.  Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой арт...