Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве для обучающихся с нарушением зрения 1 класса . Квест- игра: Путешествие с Колобком .
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве"Квест- игра: Путешествие с Колобком " разработано для обучающихся 1 класса с нарушением зрения.
Создает условия для совершенствования навыка пространственной ориентирования и речевых обозначений зрительно- пространственных представлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в 1а классе по ориентировке в пространстве.
Учитель- логопед Кузнецова Лидия Викторовна
Учитель- тифлопедагог Березкина Алена Олеговна
Квест- игра: Путешествие с Колобком
Цель: создать условия для совершенствования навыка пространственной ориентирования и речевых обозначений зрительно- пространственных представлений в результате совместной деятельности.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- Развитие умения ориентироваться, опираясь на зрительные ориентиры
- Закрепление умения ориентироваться в большом пространстве;
- Формирование навыка восприятия предмета по его части, развитие поля зрения;
- развитие мелкой и общей моторики;
- активизация словаря;
- развитие коммуникативных навыков, речевых и неречевых средств общения;
- умение действовать по инструкции.
- воспитательные:
- воспитание чувства любви к художественной литературе;
- формирование нравственно-этических навыков, способствующих воспитанию личности подростка, гражданина России .
В связи с практической ориентированностью урока основным результатом урока должна стать не система знаний, умений и навыков, а личностные, метапредметные и предметные результаты.
Планируемые результаты:
универсальные учебные действия:
- развитие и осознание познавательных интересов, коммуникативных навыков и компетенций;
- умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, контролировать и оценивать свою деятельность;
- понимание инструкций;
- умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
личностные:
- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
- умение работать в коллективе;
- формирование общекультурных компетенций;
- осознание значимости данного умения
- развитие потребности совершенствовать устную речь
метапредметные:
- познавательные умение ; поиск информации в соответствии с инструкцией,умение пользоваться знаками- схемами;
- регулятивные: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; контролировать свою деятельность по результату; умение планировать деятельность и оценивать;
- коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
предметные:
- активизирование и развитие зрительных функций (остроты зрения, цветоразличения);
- развитие умения ориентироваться по карте-схеме
- обогащение зрительного опыта отражения пространственных отношений между объектами с целью установления пространственных отношений;
- формирование представлений о расположении объектов относительно себя;
- активизация словаря;
- Совершенствование связной речи по теме;
- Уточнение речевых обозначений зрительно- пространственных представлений;
- развитие коммуникативных навыков, речевых и неречевых средств общения;
- умение действовать по инструкции
В ходе урока использовала различные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (темп работы, чередование мыслительной деятельности с физкультминутками, определение времени подачи сложного учебного материала, выделение времени для выполнения самостоятельных работ соответствовали психофизическим возможностям учащихся, что даст положительные результаты в обучении);
- личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы (обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся и учителя-логопеда), в результате которого возникает контакт социального общения;
- информационно-коммуникационные технологии (созданы условия для активной совместной и самостоятельной работы учащихся, учащиеся извлекают информацию из электронного носителя);
- технология обучения в сотрудничестве (совместная развивающая деятельность способствует познавательной деятельности, коммуникации, поскольку в этом случае дети могут рассчитывать на помощь и со стороны товарищей, и со стороны учителя. Обучение в сотрудничестве повышает индивидуальную ответственность каждого учащегося и дает равный шанс на успех).
Оборудование занятия:
- мультимедийная презентация,
- интерактивная доска, компьютер;
- карта- схема
- следы животных;
- Цветные кружки
- Карточки самооценки
- Смайлики
- Игрушки на палец
- Иллюстрации для создания картины .
Методы обучения:
- по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;
Формы организации учебной деятельности:
- групповая
- индивидуальная
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:
- самооценка учащихся с помощью шкалы самооценки;
Подготовительный период
- знакомство со сказкой «Колобок»,
- Театрализация сказки «Колобок»,
- система мероприятий для учащихся на базе библиотеки и зоопарка
- Занятия по охране, коррекции и развитию зрительного восприятия.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1.Организационный момент | Создание положительного эмоционального настроя | Приветствие учащихся и гостей: Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Им очень хочется посмотреть и послушать вас. Дорогие гости, мы вам очень рады. -Мы сегодня с вами отправимся в небольшое путешествие. Для того, что бы узнать с кем, вам нужно будет найти в классе подсказки, разгадать их. | Переработка информации Продолжение формирования навыков правильного восприятия ин полученной информации | Формирование способности слушать собеседника | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
2.Уточнение первоначальных знаний | Умение осознанно ориентироваться по карте - схеме в помещении класса | Организация деятельности учащихся с целью развития зрительного и слухового внимания, Целевая установка: вы должны будете определить, какова основная тема занятия, над чем мы будем работать. Подойдите все к доске. Что вы видите? (Предполагаемый ответ учащихся: план, наш кабинет) Подводит обучающихся к выводу Организация работы по карте-схеме (постановка вопросов): -Как вы думаете, что мы будем делать по этому плану (искать где спрятаны подсказки) -Какие предметы мебели вы здесь видите? Как они обозначены? Каждый будет искать свою подсказку ,она обозначена оттенками цвета. Договоритесь о том, кто какой цвет .(Оранжевый, темно желтый ,коричневый) { Опрос детей. Какой ты выбрала оттенок, назови цвет и тд. } Каким цветом ,на карте, обозначена подсказка, которую ты будешь искать? Внимательно посмотрите, где ваши подсказки, а теперь найдите белые конверты. {После того как дети нашли, они садятся за столы.} Положите конверты на левый край стола, не открывайте их . Подвиньте к себе карточку с правой стороны стола. Цифрами у вас обозначены номера заданий, это было первое, какой цифрой оно обозначено? Возьмите из коробочки смайлики, чем он ярче, тем легче и успешнее вы справились с заданием, Ярко желтый- было легко и все получилось Желтый- Справились с заданием, но были трудности Бледно желтый- Было очень трудно или с заданием не справились Выберите свой смайлик и прилепите его под номером задания. Отодвиньте карточки на правый угол стола | Переработка информации Развитие способности к анализу, обобщению Осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение обобщать Умение выбирать из общего часть Умение ориентироваться на карте схеме и в пространстве Умение ориентироваться за партой | Формирование способности слушать собеседника Взаимодействие со сверстниками и учителем во время фронтального задания Восприятие на слух информации, ее переработка Участвуют в обсуждении Умение договариваться со сверстниками Умение понимать на слух информацию Умение слышать учителя Умение выполнять инструкцию | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Развитие потребности совершенствовать внимание и устную речь Понимать и сохранять учебную цель и задачу Осуществлять самоконтроль Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять самоконтроль Самооценка |
3. Актуализация знаний | Умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности Совершенствование лексико-грамматического строя речи Совершенствование буквенного гнозиса Развитие и осознание познавательных интересов, осознание значимости данных умений | Сейчас, как обычно, определите тему занятия Целевая установка: Откройте конверты и составьте слова из букв и вы узнаете имя героя, с которым мы будем путешествовать. -Какие буквы попались тебе? -Из этих букв, вам нужно составить слово, расставляя их на доске. Обратите внимание на карточках есть еще и цифры, это порядковый номер буквы в слове. У кого первая буква? Выйдите и поставьте … -Какое слово получилось? (колобок) (слайд1) Вот с кем мы сегодня путешествуем. {Фрагмент спектакля} Это было второе задание, Оцените свою работу при помощи смайликов- колобков. | Умение ставить цели делать вывод Развитие буквенного гнозися | Активизация словаря Участие в обсуждении темы занятия | Умение следовать цели Планирование, прогнозирование Самооценка |
4. Физ. минутка . | Ориентировка по стрелкам. Организация деятельности учащихся по совершенствованию оптико- пространственных представлений и лексико-грамматического строя речи: | Вы хорошо знаете эту сказку, давайте вспомним чем она закончилась. (фрагмент спектакля, конец) Помните, на одном из занятий мы фантазировали, куда бы дальше пошел колобок и с кем мог встретиться. Кое кто из них спрятался в нашем классе. А теперь, поищите глазками следы своего цвета, пройдите по ним и вы найдете одного из героев. По чьим следам ты пошел? (Предполагаемые ответы: мышиные, собачьи, коровьи) Ты уверен, послушай звуки этого животного? А теперь пройдите до своего места так, как ходит ваш герой. Отложите животных на край стола, пододвиньте к себе карточку и под номером 3 приклейте колобка нужного вам цвета. | Целеполагание, Планирование Совершенствование пространственных представлений Прослеживание. Умение анализировать, делать выводы на основе полученной информации Осознанное выполнение задания | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Умение слушать собеседника Активизация словаря Формирование умения высказывать свое мнение в устной форме и обосновывать его | Прослушивают ответы одноклассников Переработка информации Планируют свои действия в соответствии с задачей игры Рефлексия своих действий |
Зрительная гимнастика | Совершенствование зрительных функций | Инструкция учителя Уберите карточки на правый край стола , снимите очки. Наденьте игрушки на большой палец правой руки. Зверюшки у нас немного побегают, а мы будем следить. Головой мы не двигаем, двигается только рука и следим глазами за животными. {зрительная гимнастика, дети рассказывают стих вместе с педагогом и выполняют движения рукой} Наденьте очки. Снимите игрушки, положите на левый край стола. Оцените себя с помощью карточек и колобков, это было задание номер 4. Чем ярче колобок, том легче и правильней у вас все получилось, а чем бледнее, тем тяжелее или совсем ничего не получилось. | Продолжение формирования навыков зрительной гимнастики Осознанное выполнение задания | Слушать инструкцию Умение соотнесения речи с движением | Контролировать свою деятельность Рефлексия своих действий |
4.Обобщения знаний, умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины | Создание нестандартных ситуаций, развитие потребности совершенствовать свою устную речь Совершенствование и закрепление умений ориентироваться на бумаге | Организация работы в группе Работа с сюжетным изображением. Погружение в произведение Давайте поиграем Посмотрите на интерактивную доску, что вы видите? (Слайд)Постарайтесь запомнить где находится кустик, где летает бабочка, и тд. Кого он встретил первым?, где он сейчас стоит?, около чего?, за чем?, где он должен стоять? Подойдете к доске и создайте такую же, объясняя местонахождение каждого изображение, расположенного на картине. Посмотрите внимательно на картину, которая у нас получилась Проверьте все ли правильно. Давайте повторим, что вы сейчас делали? Оцените себя с помощью колобков, мы будем их приклеивать под цифрой 5. Ярко желтый- было легко и все получилось. Желтый- справились с заданием, но были трудности. Бледно желтый- было очень трудно или с заданием не справились. Делаем все тихонечко, не разговаривая. | Переработка информации Нахождение способа решения проблемы Уточнение пространственных представлений | Формирование способности слушать собеседника Взаимодействие учащихся в группе Актуализация словаря по теме Формирование навыка выражения пространственных отношений в речи | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Планируют свои действия в соответствии с задачей игры Умение выявлять отклонения от эталона. Правильность выполнения задания Рефлексия своих действий |
5.Использование приобретенных знаний, навыков, умений и их корректировка | Формирование познавательных функций и учебной мотивации Использование приобретенных знаний, навыков, умений и их корректировка, умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины | Продолжаем наше путешествие Живая картина. А какие герои на нашей картине? Давайте попробуем сами превратиться в живую картину. Постарайтесь встать также и на те же места где и ваши герои. Скажи где ты стоишь, между кем и кем, перед чем, зачем и тд. (дети отвечают полным ответом.) Садитесь на свои места, положите игрушки на левый верхний угол , и оцените себя, выбрав нужный колобок, получилось ли у вас создать живую картину. Если все получилось легко выбираем ярко желтый, если было трудновато- желтый, а если ничего не получилось- бледно желтый. | Умение импровизировать на основе полученной информации, сравнение построение рассуждений; формирование представлений о расположении объектов относительно себя | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Волевая саморегуляция, целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция |
6. Рефлексия. | Рефлексия Умение контролировать и оценивать свою деятельность | Заканчиваем наше путешествие. Давайте вспомним, где мы путешествовали и какие задания выполняли. Целевая установка: Подведем итог нашего путешествия, возьмите карточки с колобками, посмотрите какого цвета больше всего. Как же прошло наше занятие? Что вам понравилось больше всего? | Умение оценивать свою деятельность | Озвучивают , выражают свои мысли вслух Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Рефлексия своих действий |
7.Подведение итогов. | Подведение итогов Оценка деятельности учащихся | За ваши старания я хочу подарить вам колобков, они будут помогать вам и дальше и с ними вам никогда не будет скучно. Наше занятие окончено, встаньте, задвиньте стулья и постройтесь у выхода из класса. | Умение делать выводы на основе полученной информации | Умение слушать собеседника | Переработка информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Урок-игра "Путешествие с Колобком"
Презентация к уроку на закрепление пройденного материала....
Открытое занятие: Квест - игра: «Путешествие в космос». 1-2 класс
Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Направление: познавательное развитие. Возрастная группа: для детей младшего школьного возраста....
Открытое занятие квест-игра "Путешествие в космос" для учащихся 1-2 классов
Внеклассное занятие разработано для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста ко дню космонавтики....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога -психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет "Путешествие к Снежной королеве"
Цель:развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя музыки «Волшебное путешествие в Осень»
Данное занятие, является частью комплексного подхода в реализации интегрированного курса по преодолению и ликвидации речевых нарушений с помощью использования музыкальных средств.Расплани...