Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве для обучающихся с нарушением зрения 1 класса . Квест- игра: Путешествие с Колобком .
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Кузнецова Лидия Викторовна

Интегрированное занятие учителя- логопеда  и учителя- тифлопедагога   по ориентировке в пространстве"Квест- игра: Путешествие с Колобком " разработано для обучающихся  1 класса с нарушением зрения.

Создает  условия для совершенствования навыка пространственной ориентирования и речевых обозначений зрительно- пространственных представлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в 1а классе по ориентировке в пространстве.

Учитель- логопед  Кузнецова Лидия  Викторовна

Учитель- тифлопедагог  Березкина Алена  Олеговна

Квест- игра: Путешествие с Колобком

          Цель: создать условия для совершенствования навыка пространственной ориентирования и речевых обозначений зрительно- пространственных представлений в результате совместной деятельности.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • Развитие умения ориентироваться, опираясь на зрительные ориентиры
  • Закрепление умения ориентироваться в большом пространстве;
  • Формирование навыка восприятия предмета по его части, развитие поля зрения;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • активизация словаря;
  • развитие коммуникативных навыков, речевых и неречевых средств общения;
  • умение действовать по инструкции.

- воспитательные:

  • воспитание чувства любви к художественной литературе;
  • формирование нравственно-этических навыков, способствующих воспитанию личности подростка, гражданина России .

В связи с практической ориентированностью урока основным результатом урока должна стать не система знаний, умений и навыков, а личностные, метапредметные и предметные результаты.

Планируемые результаты:

универсальные учебные действия:

  • развитие и осознание познавательных интересов, коммуникативных навыков и компетенций;
  • умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • понимание инструкций;
  • умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

личностные:

  • развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
  • умение работать в коллективе;
  • формирование общекультурных компетенций;
  • осознание значимости данного умения
  • развитие потребности совершенствовать  устную речь

метапредметные:

  • познавательные умение ; поиск информации в соответствии с инструкцией,умение пользоваться знаками- схемами;
  • регулятивные: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; контролировать свою деятельность по результату; умение планировать деятельность и оценивать;
  • коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

предметные:

  • активизирование и развитие зрительных функций  (остроты зрения, цветоразличения);
  • развитие умения ориентироваться по карте-схеме
  • обогащение зрительного опыта отражения пространственных  отношений между объектами с целью установления пространственных отношений;
  • формирование представлений о расположении объектов относительно себя;
  • активизация словаря;
  • Совершенствование связной речи по теме;
  • Уточнение речевых обозначений зрительно- пространственных представлений;
  • развитие коммуникативных навыков, речевых и неречевых средств общения;
  • умение действовать по инструкции

В ходе урока использовала различные педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (темп работы, чередование мыслительной деятельности с физкультминутками, определение времени подачи сложного учебного материала, выделение времени для выполнения самостоятельных работ соответствовали психофизическим возможностям учащихся, что даст положительные результаты в обучении);
  •  личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы (обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся и учителя-логопеда), в результате которого возникает контакт социального общения;
  •  информационно-коммуникационные технологии (созданы условия для активной совместной и самостоятельной работы учащихся, учащиеся извлекают информацию из  электронного носителя);
  • технология обучения в сотрудничестве (совместная развивающая деятельность способствует познавательной деятельности, коммуникации, поскольку в этом случае дети могут рассчитывать на помощь и со стороны товарищей, и со стороны учителя. Обучение в сотрудничестве повышает индивидуальную ответственность каждого учащегося и дает равный шанс на успех).

Оборудование занятия:

  • мультимедийная презентация,
  • интерактивная доска, компьютер;
  • карта- схема
  • следы животных;
  • Цветные кружки
  • Карточки самооценки
  • Смайлики
  • Игрушки на палец
  • Иллюстрации  для создания картины .

Методы обучения:

  • по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая
  • индивидуальная

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:

  • самооценка учащихся с помощью шкалы самооценки;

Подготовительный период

  • знакомство со сказкой «Колобок»,
  • Театрализация сказки «Колобок»,
  • система мероприятий для учащихся на базе библиотеки и зоопарка
  • Занятия по охране, коррекции и развитию зрительного восприятия.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя

Приветствие учащихся и гостей: Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие, к нам пришли гости.  Им очень хочется посмотреть  и  послушать вас. Дорогие гости, мы вам очень рады.

-Мы сегодня с вами отправимся в небольшое путешествие.

Для того, что бы узнать с кем,  вам нужно будет найти в классе подсказки, разгадать их.

Переработка информации

Продолжение формирования навыков правильного восприятия ин  полученной информации

Формирование способности слушать собеседника

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

2.Уточнение первоначальных знаний 

Умение осознанно ориентироваться по карте -  схеме в  помещении класса

Организация деятельности учащихся с целью развития зрительного и  слухового внимания,

Целевая установка:

вы должны будете определить, какова основная тема занятия, над чем мы будем работать.

Подойдите все к доске. Что вы видите?

 (Предполагаемый ответ учащихся: план, наш кабинет)

Подводит обучающихся к выводу  

Организация работы по карте-схеме (постановка вопросов):

-Как вы думаете, что мы будем делать по этому плану

(искать где спрятаны подсказки)

-Какие предметы мебели вы здесь видите? Как они обозначены?

Каждый будет искать свою подсказку ,она обозначена оттенками цвета.

Договоритесь о том, кто какой цвет .(Оранжевый, темно желтый ,коричневый)

{ Опрос детей.  Какой ты выбрала оттенок, назови цвет и тд. }                                        Каким цветом ,на карте, обозначена подсказка, которую ты будешь искать?                                                   Внимательно посмотрите, где ваши подсказки, а теперь найдите белые конверты.

{После того как дети нашли, они садятся за столы.}

Положите конверты на левый край стола, не открывайте их . Подвиньте к себе карточку с правой стороны стола.

Цифрами у вас обозначены номера заданий, это было первое, какой цифрой оно обозначено? Возьмите из коробочки смайлики, чем он ярче, тем легче и успешнее вы справились с заданием,

Ярко желтый- было легко и все получилось

Желтый- Справились с заданием, но были трудности

Бледно желтый- Было очень трудно или с заданием не справились

Выберите свой смайлик и прилепите его под номером задания. Отодвиньте карточки на правый угол стола

Переработка информации

Развитие способности к анализу, обобщению

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение обобщать

Умение выбирать из общего часть

Умение ориентироваться на карте схеме и в пространстве

Умение ориентироваться за партой

Формирование способности слушать собеседника

Взаимодействие со сверстниками и учителем во время фронтального задания

Восприятие  на слух информации, ее переработка

Участвуют в обсуждении

Умение договариваться со сверстниками

Умение понимать на слух информацию

Умение слышать учителя

Умение выполнять инструкцию

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Развитие потребности совершенствовать внимание и  устную  речь

Понимать и сохранять учебную цель и задачу

Осуществлять самоконтроль

Выявлять отклонения от эталона.

Осуществлять самоконтроль

Самооценка

3. Актуализация знаний

Умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности

Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Совершенствование буквенного гнозиса

Развитие и осознание познавательных интересов, осознание значимости данных умений

Сейчас, как обычно, определите тему занятия  

Целевая установка:  

Откройте конверты и составьте  слова из букв и вы узнаете имя героя, с которым мы будем путешествовать.

-Какие буквы попались тебе?

-Из этих букв, вам нужно составить слово, расставляя их на доске. Обратите внимание на карточках есть еще и цифры, это порядковый номер буквы в слове.

У кого первая буква? Выйдите и поставьте …

-Какое слово получилось? (колобок) (слайд1)

Вот с кем мы сегодня путешествуем.

{Фрагмент спектакля}

Это было второе задание, Оцените свою работу при помощи смайликов- колобков.

Умение ставить цели делать вывод

Развитие буквенного гнозися

Активизация словаря

Участие в обсуждении темы занятия

Умение следовать цели

Планирование, прогнозирование

Самооценка

4. Физ. минутка .

Ориентировка по стрелкам.

Организация  деятельности учащихся по совершенствованию оптико- пространственных представлений и  лексико-грамматического строя речи:

Вы хорошо знаете эту сказку, давайте вспомним чем она закончилась.

(фрагмент спектакля, конец)

Помните, на одном из занятий мы фантазировали, куда бы дальше пошел колобок и с кем мог встретиться. Кое кто из них спрятался в нашем классе.

А теперь, поищите глазками следы своего цвета, пройдите по ним и вы найдете одного из героев. По чьим следам ты пошел?

(Предполагаемые ответы: мышиные, собачьи, коровьи)

Ты уверен, послушай звуки этого животного?

А теперь пройдите до своего места так, как ходит ваш герой.

Отложите животных на край стола, пододвиньте к себе карточку и под номером 3 приклейте колобка нужного вам цвета.

Целеполагание,

Планирование

Совершенствование пространственных представлений

Прослеживание.

Умение анализировать, делать выводы на основе полученной информации

Осознанное выполнение

задания

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Умение слушать собеседника

Активизация словаря

Формирование умения высказывать свое мнение в устной форме и обосновывать его

Прослушивают ответы одноклассников

Переработка информации

Планируют свои действия в соответствии с задачей игры

Рефлексия своих действий

Зрительная гимнастика

Совершенствование зрительных функций

Инструкция учителя

Уберите карточки на правый край стола , снимите очки. Наденьте игрушки на большой палец правой руки.

Зверюшки у нас немного побегают, а мы будем следить. Головой мы не двигаем, двигается только рука и следим глазами за животными.

{зрительная гимнастика, дети рассказывают стих вместе с педагогом и выполняют движения рукой}

Наденьте очки.

Снимите игрушки, положите на левый край стола.  

Оцените себя с помощью карточек и колобков, это было задание номер 4. Чем ярче колобок, том легче и правильней у вас все получилось, а чем бледнее, тем тяжелее или совсем ничего не получилось.

Продолжение формирования навыков зрительной гимнастики

Осознанное выполнение

задания

Слушать инструкцию

Умение соотнесения речи с движением

Контролировать свою деятельность

Рефлексия своих действий

4.Обобщения знаний, умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины

Создание нестандартных ситуаций, развитие потребности совершенствовать свою устную речь

Совершенствование и закрепление умений ориентироваться на бумаге

Организация работы в группе 

Работа с сюжетным изображением.

Погружение в произведение

Давайте поиграем Посмотрите на интерактивную доску, что вы видите?

 (Слайд)Постарайтесь запомнить где находится кустик, где летает бабочка, и тд.

Кого он встретил первым?, где он сейчас стоит?, около чего?, за чем?, где он должен стоять?

Подойдете  к доске и создайте такую же, объясняя местонахождение каждого изображение, расположенного на картине.

Посмотрите внимательно на картину, которая у нас получилась

Проверьте все ли правильно.

Давайте повторим, что вы сейчас делали?

Оцените себя с помощью колобков, мы будем их приклеивать  под цифрой 5.              

 Ярко желтый- было легко и все получилось.                                                                   Желтый- справились с заданием, но были трудности.                                                           Бледно желтый- было очень трудно или с заданием не справились.

Делаем все тихонечко, не разговаривая.

Переработка информации

Нахождение способа решения проблемы

Уточнение пространственных представлений

Формирование способности слушать собеседника

Взаимодействие учащихся в группе

Актуализация словаря по теме

Формирование навыка выражения пространственных отношений в речи

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Планируют свои действия в соответствии с задачей игры

Умение выявлять отклонения от эталона.

Правильность выполнения задания

Рефлексия своих действий

5.Использование приобретенных знаний, навыков, умений и их корректировка

Формирование познавательных функций и учебной мотивации

Использование приобретенных знаний, навыков, умений и их корректировка, умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины

Продолжаем наше путешествие

Живая картина.

А какие герои на нашей картине?

Давайте попробуем сами превратиться в живую картину. Постарайтесь встать также и на те же места где и ваши герои.

Скажи где ты стоишь, между кем и кем, перед чем, зачем и тд. (дети отвечают полным ответом.)

Садитесь на свои места, положите игрушки на левый верхний угол , и оцените себя, выбрав нужный колобок, получилось ли у вас создать живую картину. Если все получилось легко выбираем ярко желтый, если было трудновато- желтый, а если ничего не получилось- бледно желтый.

Умение импровизировать на основе полученной информации, сравнение построение рассуждений; формирование представлений о расположении объектов относительно себя

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Волевая саморегуляция,

целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция

6. Рефлексия.

Рефлексия

Умение контролировать и оценивать свою деятельность

Заканчиваем наше путешествие.

Давайте вспомним, где мы путешествовали и какие задания выполняли.

Целевая установка: Подведем итог нашего путешествия, возьмите карточки с колобками, посмотрите какого цвета больше всего. Как же прошло наше занятие? Что вам понравилось больше всего?

Умение оценивать свою деятельность

Озвучивают ,

выражают свои мысли вслух

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рефлексия своих действий

7.Подведение итогов.

Подведение итогов

Оценка деятельности учащихся

За ваши старания я хочу подарить вам колобков, они будут помогать вам и дальше и с ними вам никогда не будет скучно.

Наше занятие окончено, встаньте, задвиньте стулья и постройтесь у выхода из класса.

Умение делать выводы на основе полученной информации

Умение слушать собеседника

Переработка информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Урок-игра "Путешествие с Колобком"

Презентация к уроку на закрепление пройденного материала....

Открытое занятие: Квест - игра: «Путешествие в космос». 1-2 класс

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Направление: познавательное развитие. Возрастная группа: для детей младшего школьного возраста....

Открытое занятие квест-игра "Путешествие в космос" для учащихся 1-2 классов

Внеклассное занятие разработано для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста ко дню космонавтики....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя музыки «Волшебное путешествие в Осень»

Данное  занятие, является частью комплексного подхода в реализации интегрированного курса по преодолению и ликвидации речевых нарушений с помощью использования музыкальных средств.Расплани...