АСПЕКТЫ ДЕФЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I ИII УРОВНЕЙ.
статья по логопедии

Исследования речи школьников с тяжелыми нарушениями речи позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svistyashchie_i_shipyashchie.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Е. Ю. Мамедова  

Учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №20

Петроградского района, Санкт-Петербурга

АСПЕКТЫ ДЕФЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I И II УРОВНЕЙ.

Исследования речи школьников с тяжелыми нарушениями речи позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям.

Большинство ученых, занимающихся исследованием нарушений произношения детей с тяжелыми речевыми расстройствами, отмечают наличие у них ряда дефектов звукопроизношения.

Мы рассмотрим более подробно только одну группу дефектов – нарушения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы). По нашим наблюдениям, эти нарушения наиболее часто встречаются в речи школьников с ОНР I и II уровней. Рассмотрим, какими причинами обусловлено появление и высокая частота именно этих дефектов.

Для этого обратимся сначала к изучению становления звукопроизношения в норме. В лепетный период лучше всего произносятся ударные и неударные гласные, затем дифтонги, из согласных – это звуки б, п, д, т, к и носовые. Шипящие и свистящие звуки, а также большинство сочетаний согласных заменяются звуком т звуки р, л, з заменяются звуком и или же опускаются. Звуки с, ш, ц начинают правильно артикулироваться от третьего до пятого года жизни, также как и фонемы р, л которые заменяются одна другой. Аналогичное замещение нередко происходит между фонемами с и ш (сапка, шуп и т.д.).

Именно такие замены являются наиболее характерными для детей с ОНР. Анализ данных, представленных В.В.Оппель, и полученных в результате нашего исследования, позволяет нам предположить, что есть некие причины, влияющие на появление сигматизмов у школьников с нарушениями речи, безусловно это моторные трудности детей с ОНР.

Рассмотрим их.

О начале звукопроизносительной речи можно говорить с момента образования лингвистических компонентов, явившихся дифференциацией звукового компонента кинестетической речи. И.И.Мещанинов и другие ученые указывают на то, что образование этих элементов имеет четко выраженную физиологическую основу. Диффузный выкрик, существовавший как компонент кинетико-экскляматорной речи, по месту образования, как и всякий диффузный выкрик, образовался при участии двух труб – носовой и ротовой. Первые дифференциации выкрика идут по линии отделения, при издавании звука, носовой полости от ротовой, давая, с одной стороны, носовые звуки типа [н], с другой – диффузный звук, образующийся в ротовой полости. Дальнейшая дифференциация идет уже внутри образования в ротовой полости, образуя, с одной стороны, язычные звуки, с другой – губные. Далее идет дифференциация язычных звуков на передне- и заднеязычные. Переднеязычные звуки, со своей стороны, дифференцируются в дальнейшем, также как и заднеязычные, на: зубные и альвеолярные (переднеязычные), небные и гортанные (заднеязычные).

Таким образом, свистящие и шипящие звуки оказываются наиболее новыми по своему образованию фонемами.

Анализируя работы по неврологии, мы знаем, что при поражении того или иного участка головного мозга, при выпадении его функции, выступают на передний план генетически наиболее древние функции. С другой стороны, легче всего деградируют наиболее новые, по своему образованию, структуры. Это объясняет тот факт, что у детей с ОНР в первую очередь деградируют свистящие и шипящие звуки. Более поздние по своему образованию фонемы лежат в более высоких [с], [ш] или более низких [р], [л] частотах.

Одной из причин затруднений произношения детьми с ОНР свистящих, шипящих звуков является их относительная новизна образования - генетически более «молодые» звуки.

Так даже при формировании речи в норме последними формируются свистящие и шипящие звуки. Естественно, что и при нарушениях речи становление звуков с и ш значительно задерживается по времени и представляет особые моторные трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"

Пояснительная записка. Предмет: Коррекция нарушения письма у младших школьников. Тема:  "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"- Материал представлен в виде индивидуальных р...

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."

Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....

Характеристика недостатков произношения свистящих и шипящих фонем.

1. Механизм образования шипящих, свистящих звуков.2. Особенности коррекционной работы при межзубном сигматизме, парасигматизме шипящих.3. Методика работы при разных клинических формах дизартрии....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....

Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.

Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....