Сборник упражнений для дифференциации свистящих и шипящих звуков в письменной речи
рабочие листы по логопедии

Сборник упражнений для дифференциации свистящих и шипящих звуков в письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_svistyashchih_i_shipyashchih_zvukov.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

1. Графический диктант. Определять на слух изучаемые свистящие и шипящие звуки. Взрослый раздельно проговаривает слова и фразы, ребенок записывает условные обозначения. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один из звуков встречается дважды, то и буква повторяется дважды: сумка – с, шишка – шш, пушистая кошка – шс ш.

  • Начало слова:

Сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол, шутка, шар, сыр, зал, жидкий, золото, жар, жало, заря, звонок, жук, звать, ждать.

  • Середина слова:

Маска, кошка, миска, мошка, катушка, масло, лист, мыска, каска, уши, усы, басня, крышка, коза, кожа, мимоза, пиджак, рожок, роза, кожа, базар, ужи.

  • Конец слова:

Душ, квас, наш, грош, нос, камыш, малыш, фокус, голос, волос, голыш, кактус, лес.

  • Словосочетания:

Шесть сушек, страшная крыса, шелестит камыш, сосновые шишки, красная шерсть, пушистая кошка, смешной стишок, душистый горошек, сушить на солнышке, машины спешат, забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, железный замок, забытый жакет, тяжёлый воз, Женин знакомый, нежные мимозы, книжный магазин, важный музыкант, тяжелый воз.

  • Предложения:

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошел в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растет душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах. Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени забавный зайчонок.

  1. Спиши слова, выдели слоги с буквами с – ш, з – ж.

Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несёт, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, подушка, осинка, косичка, косилка, ватрушка.

Одежда, мимоза, пижама, музыкант, забор, ёжик, медуза, брынза, биржа, кожа, гаражи, морозный, стрижи, водолазы, стужа, жаба, магазин, гвозди, задание, уважение, здание, зайка, лужок, фазан, животное, зима, лужайка, занозы.

3. Проговори в быстром темпе пары слов.

басня - башня; крыса - крыша; уши - усы;

каска - кашка; мишка - миска; Муська - мушка;

плоско - плошка; сила - шило; ряска - ряшка;

пуски - пушки; моська - мошка; маска - Машка;

сайка - шайка; шутки - сутки; солить - шалить;

сапёр - шофёр; сорок - шорох; стуки - штуки;

скала - шкала; стопор - штопор; споры - шпоры;

стык - штык; срам - шрам; сок - шок;

стиль - штиль; Марс - марш; мыс - мышь;

плюс - плюш; палас - палаш;

жал – зал жалей – залей

держать – дерзать лужайка – зайка

грожу – грозу кожи – козы

наживать – называть луза – лужа

жевать – зевать коза – кожа

ужи – узы везу – вяжу

зевал – жевал разок – рожок

4. Запиши слова, объединив их в группы.

Свет, ёж, зима, светлый, шуметь, светлячок, ежиха, зимний, светло, шум, ежовый, шумный, зимушка, светает, шумок, рассвет, зимовье, ежонок.

5. Закончи слово, добавив слоги.

  • са или ша:

ли - … ко - … Ми - … коле - … но - …

ка - … су - … кры - … колба - … ро - …

сы или ши:

ли - … у - … но - … ро - … шала - … воло - …

ко - … у - … мы - … кры - … камы - … малы - …

  • за или жа

неве…

подли…

брон…

стра…

угро…

Ли…

мимо…

ва…

зано…

меду…

брын…

ко…

са…

бере…

бар…

лы…

ро…

гро…

рого…

марки…

бир…

кра…

лу…

слё…

  • зы или жи

арбу…

мане…

водола…

карни…

лу…

та…

серви…

черте…

стри…

капри…

мимо…

но…

гара…

мор…

разре…

эта…

бере…

слё…

моро…

экипа…

дикобра…

ро…

зано…

лы…

6. Прослушай слова. Определи наличие и место звуков с – ш, з – ж. Составь схемы этих слов, надпиши буквы с – ш, з – ж над соответствующим слогом.

Старушка с ш ___ .

Старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косынка, стишок, шишки, ватрушка, братишка, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, страшно.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение.

7. Спиши слова, вставь пропущенные в них буквы с или ш, з или ж:

  • игру…ка, пе…трый, …каф, кру…ина, кра…ивый, …катулка, …ить, …тальной, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …агать, кро…ить, …крепка, камы…, ко…ка, плю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки;

  • …тра…но, …е…ть, пу…и…тый, пу…ты…ка, …ме…инка, …у…ки, па…ту…ок, ма…ини…т, …у…трый, бес…тра…ный, …у…укал…я, ве…ну…ки, …ти…ок.

  • во…дух, фа…ан, …ираф, ё…ик, ко…а, …аворонок, та…ы, вя…у, по…ар, ва…а, …ивот, лы…и, …мея, я…ык, фла…ок, пи…ама, гво…ди, пру…ина.

8. Исправь ошибки.

Положили в плошку … каску Сочинял писатель … башню

Надевал пожарный … кашку. Рисовал художник … басню.

Сладко спит в берлоге … миска В поле землю я …пасу

На столе с салатом … мишка. На лугах коров … пашу.

На лицо надета … Машка Как нам хочется … шуметь

Имя нашей кошки … маска. Спать спокойно … не суметь.

9. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы с – ш, з – ж.

Куку… ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…и. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра … шила Са …е руба…ку. Ма…а не…ет бабу…кину …умку. Са…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной ножке.

Я за…ал в руке …еле…ный гво…дик. Пёс ле…ал и ли…ал лапу. …елёный мотылёк сел на …ёлтый стебелёк. Ё…ик лакал молоко я…ыком. Но…и ле…ат в та…у. В мага…ине покупают оде…ду. Нель…я оби…ать …ивотных. У …ои …ёлтый ре…иновый …айка. На …емле ле…ит …еле…ная лопата. Ка…дый охотник …елает …нать, где сидит фа…ан. Ё…ик …ивёт в норе, а у …айца нет …илья. У …ины в кор…ине е…евика. У…е замёр…ли лу…и.

10. Спиши стишок, вставляя пропущенные буквы с, ш.

Ве…елая …тару…ка У…тала …ить …тару…ка

Ве…ь день …егодня …ьёт. И …ела у ворот,

За кругленькой кату…кой А с кругленькой кату…кой

…ледит пу…и…тый кот. Играть пустил…я кот.

11. Найди и исправь ошибки.

Натаскины веснуски шуштрая пештрушка

роскошная скатулка голошистый шоловушка

селешт в тисине лашковое шолныско

смесные потешки пусыштая ушанка

шерштяные ношки нешутся по шоссе

сошны сумят лешная опуска

ишкристый шнег суршат камысы

шлушать шказку шладкий горосек

шошновые шиски дусыстый ландыс

вышокая басня Паскина рубаска

шухие лиштья толштый смель

зимняя одезда

жабезать домой

зелёная заба

ржавые гвожди

зимняя стуза

незная зелень

бумазный жмей

зал озыдания

книзный магазин

жёлтый жонт

заветное зелание

зелезный гвоздь

важное жадание

снежные жаносы

зелезный жамок

зелезная лопата

многоэтазное здание

Жорин жайка

зелёный зук

жёлтый фажан

зелёный лузок

навожный зук

лызная мазь

жнак увазения

змеиное зало

полежное зивотное

снезная зима

жидкий мажут

влазная земля

жабавный ёжик

зелёная лузайка

жарязенное рузьё

12. Составь предложения из данных слов, изменяя их по смыслу:

  • Саша, под, собирать, шишки, сосной;
  • сухие, шелестят, под, листья, ногами;
  • покрыты, пушистый, снег, кусты;
  • в, спешить, Саша, школа;
  • полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растёт;
  • Сонина, рассказывает, бабушка, сказки, хорошо;
  • красную, Шапочку, слушали, про, мы, сказку;
  • старушке, помогли, перейти, Саша и Шура, шоссе, через.
  • нежные, дома, у, незабудки, цветут;
  • живут, ежи, у, ужи, и Зоя;
  • Жора, ежа, и, подобрать, Захар;
  • Зоя, за, змеем, бежать, бумажным;

13. Запиши предложения под диктовку.

  • Пушистая полосатая кошка греет шёрстку на солнышке на окошке.
  • У голосистого петушка красный гребешок и острые шпоры.
  • Головушка у подсолнуха повернулась за ласковым солнышком.
  • Трусливый зайка грызёт сладкий горошек в огороде.
  • Домишко лесника стоит на опушке леса.
  • Как красив и душист вишнёвый сад весной!
  • Толстый шмель с шумом опустился на куст сирени.
  • Шаркая ногами, старушка шла по тропинке.
  • Бабушка связала Аришке пушистые шапочку, шарф и варежки.
  • Серая цапля бродит по шуршащему камышу и ловит лягушек.
  • От сильного ветра со старых сосен со стуком падают шишки.
  • Ребятишки набрали полные лукошки волнушек, сыроежек и лисичек.
  • Маришка нарядилась в красивую вышитую рубашечку и пушистую юбку.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Куст шуршит – серый зайка дрожит.
  • Журка оказался забавным журавлем.
  • В морозном воздухе живая сетка из пушистых снежинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"

Пояснительная записка. Предмет: Коррекция нарушения письма у младших школьников. Тема:  "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"- Материал представлен в виде индивидуальных р...

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....

Карточки для автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Карточки для автоматизации и дифференциации звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

АСПЕКТЫ ДЕФЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I ИII УРОВНЕЙ.

Исследования речи школьников с тяжелыми нарушениями речи позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного п...

Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.

Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....

Карточки по автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных групп звуков

Содержит карточки по автоматизации и дифференциации звуков...