Комплекс упражнений по профилактике и коррекции дизорфографии у младших школьников с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (4 класс)

Тараканова Ольга Сергеевна

Комплекс упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ИГР  И  ПРИЁМОВ НА РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1.Приём постановки проблемной ситуации.

Тема «Склонение имен существительных»

Учитель: Прочитайте предложение

Дети: Во время праздника артисты выступали и на площади и на маленькой площадке около сквера.

Учитель: Найдите однородные члены предложения.

Дети: площади, площадке.

Учитель: К какой части речи они относятся?

Дети: Это существительные.

Учитель: Определите их род и падеж (Предъявление первого факта).

Дети: Женский род, предложный падеж.

Учитель: Выделите их окончания. (Предъявление второго факта).

Дети выделяют окончания, испытывают удивление (Возникновение проблемной ситуации).

Учитель: Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

Дети: Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (Осознание противоречия).

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)

Дети: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания. (Учебная проблема как вопрос).

Тема «Правописание суффиксов -чик- и –щик»

Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик - и – щик -.

 (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.)

Учитель: Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.

Дети: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.

Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.)

Какой будет тема урока?

Дети: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.

2. Приём «Конфликтное задание»;

Тема «Глаголы исключения»

Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

Дети: Спряжение глаголов.

Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов...

(Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.

Далее - шаг 1.)

Учитель: А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.

Далее - шаг 2.)

Учитель: Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?

Дети: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.

Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Дети: Глаголы-исключения.

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

По заданию учителя дети читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, весть известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?

Дети: Все слова однокоренные.

Учитель: Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Дети: В словах весть и извести  произносится согласный звук т. А в словах вестник, известно, извстный этот звук не произносится.

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Дети: Почему в некоторых словах "т" не произносится?

И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Тема: Согласование глаголов прошедшего времени с существительными.

На доске записано предложение: « Большая медведица укрыл медвежонка».

Учитель: Прочитайте предложение. Найдите грамматическую основу.

Все ли слова правильно записаны?

Дети: Нет.  

Учитель: Как бы вы записали?

Дети: Медведица укрыла медвежонка.

Учитель: Почему? Определите род у слова медведица. Определите время у глагола?

Дети: Женский род. Значит медведица что сделала укрыла

Учитель: Чему будем учиться на уроке?

Дети:

3. Приём «Яркое пятно»:

Тема «Образование новых слов при помощи суффиксов»

– Какая часть слова с точки зрения языка позволяет отличить дом от домика, домик от домища, домище от домины?

На доске представлен рисунок из книги И. Г.Милославского «Как разобрать и собрать слово».

hello_html_5c40c922.jpg

4. Приём «Задание на перевод»͡  на основе разработки  С.К.Тивиковой

Задания на «перевод» предполагают переход из одной знаковой системы (например, буквенной) в другую (например, символическую).

Так, при постановке учебной задачи в начале урока учащимся предлагается текст, в котором корень некоторых слов заменяется знаком (дугой), обозначающим данную часть слова при морфемном разборе (разборе слова по составу). Например: 

Идёт _____ .     Плавно падают на землю лёгкие _____инки. Быстро оделись в белую _______ую   шубу крыши домов. Ребятам весело. Они катят _______ные  комья и лепят смешных ________ов. С ветки на ветку перелетают _______ири

Учитель предлагает учащимся следующие вопросы:

- Перед нами текст-загадка. В чем его необычность? В некоторых словах пропущена часть слова и заменена на дугу. Кто догадался, что именно обозначено с помощью этого знака, какие слова здесь должны быть записаны? Произнесем эти слова: снег, снежинки, снежную, снежные, снеговиков, снегири . Есть ли что-то общее и в значении этих слов? Какую же тему, мы будем сегодня изучать и какую задачу урока можем поставить? Итак, мы познакомимся с такой частью слова, как корень, выделим его основные признаки и узнаем способы его нахождения в словах.

5. Приём  редактирования текста. На основе приёма С.К.Тивиковой.

Тема: «Правописание частицы не с глаголом».

Учащимся предлагается прочесть текст.

Соловей.

Осень. Солнышко V порадует своим теплом.  Соловей V  прилетит, V запоёт свою звонкую песенку, V порадует детей. Он  V останется  зимовать в городе.

Учитель: Ребята, данный текст действительности ?

Дети: Нет

Учитель: Почему ?

Дети: Соловей это прелётная птица!

Учитель: Предлагаю исправить с помощью маленького слова (частицы) «не».

Учитель: Перед какой частью речи вы бы поставили эту частицу?

Дети: Перед глаголом.

Учитель: Раз частица это маленькое слово, как мы должны его писать?

Дети: отдельно.

Учитель: Какое правило изучим?

Дети: Правописание частицы «не» с глаголом.

ПЛАНИРОВАНИЕ

1.ВЫПОЛНЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ И ЗАДАНИЙ ПО ПЛАНУ.

Игра «Что сначала? Что потом?»

 Уровень слога  

  1. Алёше и Тане задали задание со сложной инструкцией. Им предложили составить план выполнения этого  задания. Помогите определить порядок  действий и расставьте  над словами цифры, обозначающие порядок действий.

Разделите слова на слоги и запишите. Найдите лишнее слово и подчеркните  его.

Определите общее понятие для слов запишите рядом:

- швея, лётчик, учитель, повар, шофёр;

- огурец, помидор, морковь, картофель, капуста;

- берёза, осина, рябина, ольха, яблоня;

- аист, иволга, чайка, скворец, щегол;

- кузнечик, муравей, стрекоза, таракан, жужелица

 Уровень слова.

  1. Алёше и Тане задали задание со сложной инструкцией. Им предложили составить план выполнения этого  задания. Помогите определить порядок  действий и расставьте  над словами цифры, обозначающие порядок действий.

Поставь ударение и выбери   проверочное  слово из скобок. Запиши слова парами, подчеркни гласные в общих частях слов. Убедись, что написаны одни и теже буквы.

1)Г…ра – (гористый , горы ), с…сна –(сосёнка, сосны), тр…ва – (травинка, травы), сестра (сестричка, сёстры).

2)Сл…ды (следок, след),  х…лмы (холмистый, холм), р…ды (рядок, ряд), ч…сы – (час, часовой).

Уровень предложения.

  1. Алёше и Тане задали задание со сложной инструкцией. Им предложили составить план выполнения этого  задания. Помогите определить порядок  действий и расставьте  над словами цифры, обозначающие порядок действий.

Найди и замени слово, которое не подходит по смыслу. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Обведи слова, отвечающие на вопрос кто?

Маленькая Саша весело заплакала.

________________________________________________________________________________

По дороге полз пушистый ёжик.

________________________________________________________________________________

На земле появились тёмные тучи.

________________________________________________________________________________

Курица быстро поплыла к кормушке.

________________________________________________________________________________

Зимой в саду расцвели яблони.

Приём «Динамическая модель предложения», на основе разработки С.К.Тивиковой

Включает в себя набор специально оформленных карточек, на основе которых учащиеся осваивают алгоритм конструирования и переконструирования предложений.

Пользуясь схемой, составь предложение.

ВАРИАНТ 1

Коллективное придумывание предложения на основе динамической модели. Первым шагом здесь является выбор подлежащего. Например, детям предлагается подобрать имя существительное, отвечающее на вопрос кто? (или что?).

 

ВАРИАНТ 2

Коллективное придумывание предложения на основе динамической модели. Первым шагом здесь является выбор подлежащего. Например, детям предлагается подобрать имя существительное, отвечающее на вопрос кто? (или что?).

Коллективную модель можно усложнить, если добавить ряд условий:

 - подбери имя существительное, отвечающее на вопрос кто? (или что?), начинающееся с 14 буквы алфавита;

-  существительное должно содержать 4 слога количество слогов;

- должно быть  женского рода.

 («Бурая медведица играет с маленькими медвежатами».)

Придумай и запиши два предложения, в которых все слова начинаются с одной буквы.

Например: 1. Как красиво кругом! 2. Саша съел солёный суп.

1. _ _____________________________________________________________________________

2. _ _____________________________________________________________________________

Виды работ с предложением:

  1. анализ придуманного предложения, выделение главных и второстепенных членов предложения, соотнесение синтаксических и морфологических признаков слов (или: освоение частей речи через их синтаксические функции).
  2. записывание придуманных предложений сначала с помощью краткой записи, сопровождающейся орфографическим анализом, а затем полностью.

Прием «Технологический план конструирования предложения».

ВАРИАНТ 1.

  1. Выберите существительное, отвечающее на вопрос кто? или что? Найдитен ужную карточку. Каким членом предложения будет являться это слово? Если затрудняетесь, прочитайте ответ в нижней части карточки. Уточните, как надо подчеркнуть этот член предложения.
  2. Задайте от этого слова вопрос что (с)делал?или что (с)делает? Поставьте (положите) ряд карточек на то место, где они должны быть в предложении.
  3. Задайте вопросы от первого слова (подлежащего), например какой?
  4. Задайте вопросы от второго слова (сказуемого), например как? где? когда? кого? чего? и др.

Произнесите получившееся предложение. Определите, сколько в нем слов. А сколько членов предложения? Если их количество не совпадает, объясните, почему (например, такой второстепенный член предложения, как обстоятельство, выражен с помощью существительного с предлогом.

ВАРИАНТ 2.

Упражнение 1.

Определи  последовательность действий, чтобы из набора слов получилось  предложение.

Снегом, стройные,  покрылись, берёзы.

Ответ: 1. Определить о чем? или о ком ? говорится. Найти имя существительное. Каким членом предложения является?

2. Определить  (найти ) что сделали  предмет? ( покрылись)

3.  Определить  признак у  предмета. Задать вопрос (какие?) от существительного березы (стройные).

4. Определить чем покрылись берёзы? (снегом).

Упражнение 2.

Рассмотри схемы. Расставь предложения в порядке расположения схем.

1. __________________ __________________ какой?

2. где? __________________ какие? _______________

3. какая? ________________ _________________ куда?

4. какая? ________________ _________________ где?

5. __________________ где? _________________

6. когда? _______________ _________________ где?

В кустах прыгают весёлые чижи.              Летом дети купаются в речке.

Хитрая лиса забралась в курятник.           Белеет парус одинокий.

Быстрая лодочка плыла по реке.                Ветер по морю гуляет.

2.ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАЗБОРА ПО АЛГОРИТМУ  И  ПЛАНУ.

Уровень звука.

Упражнение 1.

Помоги Алёше и Тане,  Составить характеристику звука. Для этого выбери правильный конец предложений, неправильный зачеркни карандашом.

Звук [и]

1. Произносится:

а) с шумом; б) только с голосом.

2. При произношении этого звука воздух:

а) проходит свободно; б) встречает преграду.

3. Может образовывать слог:

а) сам; б) вместе с гласным.

4. Сделай вывод: значит, звук [и] –

а) гласный звук; б) согласный звук.

Упражнение 2.

Пользуясь планом к заданию . 1, составь характеристику звука [ш].

1. Звук [ш] произносится _________________________________________

2. При произношении звука [ш] воздух _____________________________.

3. Звук [ш] может образовывать слог _______________________________.

4. Значит звук [ш] – _____________________________________________.

Упражнение 3.

Алёш и Тане задали задание со сложной инструкцией. Помоги ребятам  определить:   С чего нужно начать? Что делать дальше?   Чем     закончить?  Чтобы   восстановить последовательность этапов работы по алгоритму  «Как узнавать строение слова?»

1. Проверь, все ли части слова выделены.

 2.Объясни значение слова с помощью слова родственника, подобрать еще одно- два однокоренных, выдели их общую часть  корень.

3. Определи и укажи часть  перед корнем – приставку, объясни ее работу.

4. Измени слово и выдели изменяемую часть – окончание.

5. Определи и  укажи часть после корня  перед окончанием – суффикс.

Укажи строение следующих слов:    ПРИБРЕЖНЫЙ,  ПОДБЕРЕЗОВИК, ПЕРЕЛЁТНЫЕ.

Безударные гласные в корне слова.

Упражнение 1.

Помоги Незнайке определить    последовательность действий, чтобы проверить написание слова  «з…ма». Если нужно, исправь план.

  1. Поставить ударение  в слове «зима'»
  2. Определить в какой части слова находиться орфограмма (ошибкоопасное место).
  3. Определить вид орфограммы. (безударная гласная в корне сл.)
  4. Вспомнить правило.
  5. Подобрать однокоренные слова: зимний, зимовать, зимушка, зимовка.
  6. Выбрать, только те слова, в которых  гласная и будет в сильной позиции т.е. под ударением. (зимушка, зимовка, зимний )

Упражнение 3.

Алёше и Тане задали задание со сложной инструкцией. Помоги ребятам  определить:   С чего нужно начать? Что делать дальше ?   Чем     закончить?  чтобы   восстановить последовательность этапов работы по алгоритму  «Как узнавать буквы в безударных родовых окончаниях глаголов?»

1.Определи  число и род глагола.

2. Найди имя существительное, с которым связан глагол.

3. Узнай число и род имени существительного.

4. Убедись, что глагол в прошедшем времени.

5. Напиши родовое окончание глагола.

СОСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ И ПЯМЯТОК.

Упражнение 1.

Ты должен уметь не только действовать по инструкции, но  и уметь составлять инструкции,  по которым было бы просто выполнять действия не только тебе, но и другим ученикам. Вспомни правило и составь план- памятку «Как правильно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце».

КОНТРОЛЬ

РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ.

Упражнение 1.

Прочитай пословицу. Начни со слога, отмеченного стрелочкой. Запиши пословицу. Раздели слова вертикальной чертой для переноса. Сверь свою работу с образцом.

        

Упражнение 2.

  1. Восстанови   текст. Расставь номера предложений, будь внимателен. Cпиши получившийся текст. Проверь свою запись, используя памятку.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

 

Приём   «Найди слова»

ВАРИАНТ 1.

Выдели в тексте отдельные  слова:

Проходитжаркоелетоднистановятсякорочелистьяосыпаютсяптичкиулетают.

ВАРИАНТ 2.

Помоги Алёше и Тане. Действуй по плану:

Найди слова, которые «спрятались».

Подумай и разбей слова по смыслу на две группы. 

Запиши их и над каждым словом поставь цифру, которая соответствует количеству слогов в данном слове. Раздели слова для переноса. 

Мнсредааюяшнаюкзснвлетобжмопонедельниклгшжзимаэсчуцъьлосеньлуовджыйсубботадыхушсбымовцбфпятницаоурвторникнвеснадмыргафьсливоскресеньезждкгчетвергтд

1._______________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________

Приём: «Задания-ловушки»

Упражнение 1.

Найди в словах ошибки и исправь их:

Шиптать, петно, стина, тропа, бонкир.

Упражнение  2.

Спиши, исправляя ошибки. Следуя плану, выполни задания.

––В первом и во втором предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

––В четв.ртом предложении в третьем слове поставь ударение.

––В пятом предложении в последнем слове выдели корень. Какое оно по сч.ту?

––В шестом предложении предпоследнее слово раздели вертикальной чертой для переноса.

За печькой жиламышка. Вечерком побежала мышка подорошке.

В лесукочька. На кочьке сосноваяшышка. Наступила тёмная ночька Как в темнотенайти шышку мыжке Вот задачька.

Приём «Вполнение задания по инструкции с «условием» или с «ограничением». 

Упражнение 1.

1.Выделите из названий картинок, расположенных справа первые звуки, вставьте их в подходящие слова. Если вставите правильно, то сможете найти картинку, расположенную слева. Запиши полученные слова в тетрадь. Выдели суффикс в словах, где есть.

Упражнение 2.

Выпиши из списка  слова, но некоторые пропусти, т. к. за  каждое нечётное по счёту слово, начиная с третьего, будет начисляться штрафное очко.)

 Класс, кросс, кассир, атлас,  суббота, редис , веретено, хоккей, дорога и.  т .д.

Упражнение 3.

Обведи каждую пятую букву. Запиши получившиеся слова. Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно делать в этом случае?

афусолтязгжшийуыгадрцэжюезвйчцжтв

________________________________________________________________________________

зшлдкхьыйаюбьтпфываузщшгснекутролдаяч

________________________________________________________________________________

кпжоущзэчрвпфлочсюнжгй.падэмнйгыс

________________________________________________________________________________

Упражнение 4.

Вставьте в скобки слог, который является вторым в первом слове и первым во втором слове.  По какому основанию можно разделить  слова на группы.  Запаши каждую группу.

Лу (…)знь, зада (…)сто, ута (…) ка, гара (….)лет, сту(…)лан,  малы (….)ло, све(…)сы   ер(…)пы, е(…)льё, ку (…)ай, ро(…)вель, лы(…)знь, мол(…)лан, кри(…) лки.

 Упражнение 5.

●Запишите слова в следующем порядке.

Одинаковые буквы парных по звонкости-глухости согласных в корнях:

  • у первого и третьего слов;
  • у второго и четвертого.

У третьего и четвертого слов - глухие согласные звуки в начале слова.

ре.ьба, переле.ки, ма.ка, ска.ка

(резьба, маска, сказка, перелески)

Одинаковые буквы согласных на конце слов:

- у первого и второго слов;

- у третьего и четвертого.

У второго и четвертого - глухие согласные в начале слова.

  • стри., камы., бага., глупы.

Прием « Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

«Софизмы»

        Это умышленно ложные размышления, формально кажущиеся правильными. Способность обнаружить и опровергнуть псевдологическое рассуждение есть яркое свидетельство самостоятельности мысли.

        Задание 1.

        Два ученика проверили орфограмму  в слабой позиции. Каждый предложил  свой вариант проверки. Определи вид орфограммы. Отметь тот вариант, с которым согласен или напиши свой. Докажи свои действия.

  1. В кроватки - в степи ; 2) в кроватке – в сестре 

Задание 2.

Два ученика проверили орфограмму  в слабой позиции. Каждый предложил  свой вариант проверки. Определи вид орфограммы. Отметь тот вариант, с которым согласен или напиши свой. Докажи свои действия.

1)        ширстяной- с буквой и, так как  жи-ши;  2) шерстяной – пишу с буквой е, так как проверочное слово шерсть.

Задание 3.Тема: «Орфограммы слабых и сильных позиций согласных»

        Согласен ли ты с данным утверждением:

        1.Последний звук в слове-[р’] :

        а)обозначу буквой р; б)обозначу буквами рь; в)поставлю пропуск.

        2.Последний звук в слове-[п’] :

        а)обозначу буквой п; б)обозначу буквами пь;

        в) обозначу буквами бь;

        

Работа с иллюстрацией.

Упражнение 1.

 Найди на картинке 12 слов с безударными гласными в корне слова и напиши их. В скобках запиши проверочные слова.

Поставь ударение, подчеркни безударные гласные красной ручкой.

Поменяйся тетрадями с соседом, проверьте друг друга.

Приём «Составление памяток – помощников».

Упражнение 1.

 Составь памятку –помощницу фонетического разбора слова.

1._________________________________________.

2._________________________________________.

3._________________________________________.

4._________________________________________.

5._________________________________________.

2) Используя составленный тобою памятку, выполни фонетический разбор слова «якорь».

Упражнение 1.

Составь памятку –помощницу проверки безударной гласной в корн слова.

1._________________________________________.

2._________________________________________.

3._________________________________________.

4._________________________________________.

5._________________________________________.

Упражнение 2.

Помоги грибнику добраться до полянки, на которой растут съедобные грибы. Для этого вставь в слова пропущенную гласную, используя план проверки безударных гласных.

Приём «Письмо с дырками»

Упражнение: Вставь пропущенные буквы. Поставь над словом цифру 1, если безударный гласный в корне

слова можно проверить, и цифру 2, если безударный гласный проверить нельзя. Поменяйся тетрадями с соседом, проверьте работы друг друга.

Ст__ит м__розная п__года. С__рень от хол__да прижалась к топ__лю. Ин__й окутал в л__су б__р¸зки, __синки, м__лоденькую __льху. Сквозь б__лоснежное __деяло на р__бине виднеются красные яг__ды. Выл__зла из н__рки л__сица. Под д__ревьями в сн__гу затаился за__ц. Бы стро проб__жал __лень. Где-то д__леко залаяла охотничья с__бака. К к__рмушке прил__тели вор__бьи, сн__гири и с__нички. Застучал по к__ре дер__ва дят__л. Белка грыз__т   __рехи.  Ож__ла л__сная п__лянка.

КОРРЕКЦИЯ

Упражнение

Замени звонкие парные согласные на глухие, глухие – на звонкие и запиши предложение правильно. Сверь с образцом.

Шил-пыл гролиг очень згромный, фешлифый и друтолюпифый. Он очень люпил маркофку, ретьку, тайкон.  

Прием «Разноцветные поправки» по А.К. Марковой

Школьникам даётся задание написатьдиктант или изложение. После изложения им говорят, что есть возможность сделать поправки (карандашом зелёного цвета). На следующий день сообщается, что есть возможность ещё раз вернуться к тексту и улучшить его (поправки карандашом синего цвета). Сопоставление поправок позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы.

Дифференциация по уровню трудности. Учащимся предлагается поработать учителями и  проверить текст: 1 гр. Детям с нарушениями в формировании орфографического навыка (с дизорфографией) предлагается  текст, где на полях указан не только знак ошибки, но и обозначена часть слова,  содержащая ошибку.2 гр. Детям, у которых орфографический навык сформирован на оптимальном уровне, предлагается вариант, где на полях поставлен только  знак ошибки.

Работа над ошибками по алгоритму:

  1. Выписать слово с ошибкой, исправить ее.
  2. Определить часть речи.
  3. Произвести разбор слова по составу. Работа над ошибками по алгоритму:
  4. Определить морфему, в которой была допущена ошибка.
  5. Определить вид орфограммы.
  6. Привести не менее 5 примеров на эту орфограмму

ОЦЕНКА

  1. Волшебные линеечки прием  (изобретение оценочных шкал школьниками); Г.А. Цукерман.

  1. Обведи Смайлик и напиши, какое задание показалось тебе:

а) самым легким .________________________; https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=adff1551de8a7f99e634e9d62a163fbf-l&n=13https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0305/000b2694-7dd23a21/hello_html_m7d7b77c7.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0305/000b2694-7dd23a21/hello_html_m7d7b77c7.jpg

б) самым интересным .____________________;

в) самым трудным ._______________________.

3) Закончи  предложения.

Я научился _________________.

Теперь я могу________________.

  1. Прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

Критерии

оценки

Прогностическая оценка

Задание

Оценка

учителя

Могу ли я определить слабые позиции  согласных в слове

       +

Ученики по-разному записали слово

[ остраф  ] с пропуском орфограмм слабых позиций. Обведи тот вариант, с которым можешь согласиться

1) остр- -; 2) о – тр - -; 3) о – тра -

     2 балла

Умею ли я находить орфограммы

в предложении

      ?

Посчитай, сколько всего орфограмм :

Сколько орфограмм слабых позиций :

Москва не вдруг строилась.

  1. балл

  1. Прием «Обоснованный отказ от выполнения задания»

Методика «диктант для робота» Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова.        

Запиши слова в два столбика. В первый – те, которые можешь проверить, во второй – те, которые пока не можешь проверить.

        Н(е, и)б(и,е)са,   уро(к,г), тр(а,о)винка, слон(и,е)к, г(а,о)лу(б,п)ка, ч(и,е)тать.

        Могу проверить                        Не могу проверить

        _____________                        ________________

        _____________                        ________________

        

Тема: Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Прочитай слова. Подбери к ним синонимы. Запиши слова в два столбика. В первый – те, которые можно писать смело, во второй – те, в которых есть опасность ошибиться.

        Лодочка, безрукавка, , термометр, код,  указка, кроватка, указ.

        Пишу без пропусков                Пишу с пропусками

        ___________________                _________________

        ___________________                _________________

        

  1. «Выбор задач любой трудности, но доступных для решения»

Этот приём на адекватность самооценки. Ученикам предлагается выбрать те задания, с которыми они могут справиться. Дифференцированность самооценки выявляется по тому, может ли ученик выделить и назвать наиболее сильные и слабые стороны своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

коррекция дизорфографии у младших школьников

Учебно-методическое пособие, О.И. Азова...

Коррекция дизорфографии у младших школьников

Обобщенный дидактический материал по теме "Существительное" для учащихся 3-4 классов....

Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"

Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...

Коррекция дизорфографии у младших школьников

Содержит материал по коррекции письма у младших школьников....