Что такое дисграфия? В помощь родителям.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Дюкарева Елена Вячеславовна

Трудности  в обучении. Что такое дисграфия. Что нужно знать родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ребенок не может учиться так, как мы его учим, возможно, нам следует учить так, как учит он.  Игнасио Эстрада (испанский художник, педагог)

        

 Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Так, например, вместо «б» пишет  «п» или «д», вместо «г» — «к» …и другие замены, Трудно дается написание слов со стечением согласных ( «тарва» или «тава» вместо трава, «каска» или «сазка» вместо сказка)  и  слов со сложной слоговой структурой («висилипед» или «весипед»  вместо велосипед),  добавляет лишние буквы, пропускает нужные, разрывает слова или  пишет несколько слов слитно, не чувствует предложение, не ставит точки.

C:\Users\Logoped\Desktop\важное\Фото 2\IMG_20191108_172633.jpg

C:\Users\Logoped\Desktop\важное\Фото 2\IMG_20191108_172651.jpg

        

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Иными словами, дисграфия - это трудность овладения письмом при нормальном слухе и интеллекте.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.  Кроме того,  в классе такой ребенок может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными. В любом случае это связано с  работой головного мозга. Есть ученые, которые  отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей  качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.

        

Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, патологии слухового, двигательного, речевого, зрительного анализаторов.

Одним из фактов распространенности дисграфии среди школьников связана с тем, что около половины выпускников дошкольных учреждений или «домашних» детей  поступают в первый класс с нарушениями, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой. Из моего опыта это от 25% до 40%.

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Вот почему важно развивать своего ребенка по возрасту, заниматься его развитием постоянно. Вот почему важно готовить ребенка к школе, и при этом задача родителей не научить читать и писать, а сформировать предпосылки для успешного обучения. А если что-то не получается, то выяснить причину и найти специалиста, который вовремя окажет помощь.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия (ребенок НЕ произносит правильно звуки и, соответственно, пишет их неправильно);
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания ( не слышит или искаженно слышит звуки);
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза (не сформированы языковые понятия в целом, такие как текст, предложение…и др) ;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи (нарушены грамматические аспекты);
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений (искажаются зрительные и пространственные образы).

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы (сочетанные).

Письмо является сложным многоуровневым процессом. Согласно нейропсихологии чтение и письмо представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы.

Прочитав все это, дорогие мои подписчики, можно погрузиться в печаль… Но не стоит. Мозг – это удивительный орган человеческого тела. И при чем, не до конца изучен. Наш великий ученый Л.С.Выготский  писал о чудесных возможностях головного мозга. Есть много талантливых людей, у которых была отмечена дислексия и дисграфия. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней,  Владимир Маяковский.

C:\Users\Logoped\Desktop\важное\дизайн\Disleksija-Zvezdnaja-bolezn.jpg

При вложениях  грамотных специалистов и усилиях со стороны родителей и   самого ребенка дисграфия корректируется! Конечно, это не быстрый процесс.

        

Дети, которые остаются  без помощи интуитивно вынуждены искать способы поддержки себя и облегчения процесса обучения. У многих развивается память (т.к. приходиться заучивать весь текст), боковое зрение (опора на тетрадь соседа), эмпатия (чувствовать настроение мамы, учителя, сверстников). Но все же первоочередная задача родителя – помочь своему ребенку, создать ситуацию «успеха», чтобы он смог в дальнейшем полноценно реализоваться в обществе.