Использование новых образовательных технологий по организации, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков и умений через систему альтернативной коммуникации
методическая разработка по логопедии

Лешкова Наталья Владимировна

Методика разработки, создания, систематизации материала для создания системы альтернативной коммуникации. Апробация и внедрение индивидуальных систем АК (Коммуникативных досок, альбомов ПЕКС) для формирования, развития и совершенствования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.2._novye_obrazov._teh._kommunikat._obuchenie.docx461.99 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА, ОПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИСТЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (ПЕКС, КОММУНИКАТИВНАЯ ДОСКА ОБЩЕНИЯ) ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР (в т.ч. с РАС)

Очень часто родители детей с ТМНР (в.ч. с РАС) аутизмом задают вопрос: как научить ребенка разговаривать? Речевые проявления у данной категории детей разнообразны, многофакторны и полиморфны – от полного молчания не способности произнести даже отдельные звуки до логореи (беспрерывного бормотания), но не используют речь как средство для общения. Есть дети, которые   могут кое-что повторить за взрослым, и родители радуются, если ребенок может после просьбы мамы или папы повторить какое-нибудь слово, но почему-то дальше этого прогресс не идет, и сам ребенок спонтанно не начинает пользоваться речью.

Когда родители сталкиваются с подобными проблемами и встают в тупик перед вопросом: «Как разговорить ребенка?» — может прийти на помощь альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация – это способ, с помощью которого ребенок может взаимодействовать с окружающими людьми, не используя устную речь.

К видам альтернативной коммуникации относят использование коммуникаторов (Коммуникативных досок общения), электронных устройств, жестового языка, применение системы PECS (ПЕКС) (коммуникационной системы обмена картинками).  

К сожалению, специалисты часто сталкиваются с тем, что некоторые родители с опаской относятся к предложению использовать карточки PECS или другой системы  альтернативной коммуникации (АК).  Родители переживают и считают, что педагог, предлагая для ребенка подобный способ взаимодействия, «ставит крест» на потенциальной возможности ребенка заговорить.

Подобные заблуждения не имеют никаких оснований. Многолетний опыт наших американских коллег, более 25 лет,  работающих с детьми с аутизмом и демонстрирующие положительные результаты всему мировому сообществу,  помогут развеять сомнения тех мам и пап, которые не решаются применить, либо не видят необходимости и пользы применения карточек PECS, жестов и других систем альтернативной коммуникации для своего ребенка.

В первую очередь хотим обратить внимание на огромный плюс применения любой из систем коммуникации — ребенок обретает язык! Ребенок получает инструмент, с помощью которого он может общаться с окружающими, донести до мамы, папы, близких, что он хочет и в чем нуждается, и даже поделиться чувствами и эмоциями, желаниями.

Начиная применять систему альтернативной коммуникации родители ничего не теряют, но приобретают ребенка, способного выразить свои просьбы, которые он на данный момент с помощью слов выразить не может.

Часто родители говорят о том, что ребенок может показать на то, что хочет, или тянет взрослого за руку к нужному предмету – зачем ему еще карточки или жесты? Хорошо, если то, что требуется ребенку в данный момент видимо и доступно, а если нет? Если ребенок устал, хочет пить, есть, хочет в туалет, на улицу или на детскую площадку, а у него нет способа это донести до мамы с папой – что он делает? Как правило, начинаются капризы, истерики и другие проявления нежелательного поведения – и взрослые начинают гадать, и перебирать, что же нужно ребенку. Обретя способ обмена информацией, способ донести до окружающих что ему хочется – ребенок становится более уверенным в себе, спокойным, его поведение становится более понятным для окружающих и уменьшается частота истерик, общий уровень тревожности и ребенка и  близких в целом снижается, что дает более положительный эмоциональный фон в семье.

Во-вторых, нужно понять, что введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью. Карточки ПЕКС, жесты, КД – для кого-то это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь.  Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек ПЕКС, КД, электронного коммуникатора, жестов только ускорит возникновение вокальных просьб, а так же   процесс освоения речи. И это научно доказано:

«По данным журнала Американской академии педиатров  «PEDIATRICS»  (Педиатрия) на сегодняшний день наиболее эффективными методами НЕМЕДИЦИНСКОЙ ФОРМЫ ЛЕЧЕНИЯ с наибольшей доказательной базой («золотой стандарт» реабилитации, обучения и социализации людей с аутизмом) имеют:

  • методы прикладного поведенческого анализа (АВА- терапия) и структурированного обучения  (в объеме не менее 25 часов в неделю);
  • методы программ развития социальных навыков;
  • для безречевых детей система коммуникации посредством обмена карточками (ПЕКС)»

В-третьих, если родители не останавливаются на первых этапах применения   ПЕКС, и не прекращают использовать систему после того, как ребенок начинает произносить самостоятельно отдельные слова,  – данная система помогает ребенку  понять структуру предложения и произносить более  полные фразы, используя прилагательные, наречия и другие части речи. По своей природе образования именно карточки, выстраивание их в грамматически грамотно сформулированные предложения являются ПРОГРАММИРОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕЧИ. Именно с внутренним планированием и его удержанием в памяти этого информационного объема является для детей с ТМНР (в т.ч. с РАС) проблемой номер один.

Есть дети, которые могут произносить некоторые слова, но дикция и артикуляция настолько нарушена, что, к сожалению, кроме мамы понять ребенка невозможно. В данном случае специалисты тоже могут рекомендовать, как временную меру, применение альтернативной коммуникации в зависимости от уровня функциональности ребенка ПЕКС или КД. Это считается целесообразным, потому что во всех ситуациях взаимодействия, кроме взаимодействия с мамой (к примеру, с воспитателями, с детьми на детской площадке) ребенок не будет понят, и не сможет выразить то, что хочет

Есть  дети с ТМНР  в т.ч. с РАС, которые могу произносить слова, но это спонтанные вокализации, которые никогда не обращены к другим людям. Кроме того, такие дети не повторяют за взрослым что-либо по инструкции, и могут просить, о чем либо, подводя к желаемому или указывая на него.  Единственная возможность в данной ситуации научить ребенка обращаться к другому человеку – это опять же система альтернативной коммуникации подобранная индивидуально от уровня функционирования ребенка, от применения которой можно уйти после того, как появятся спонтанные словесные просьбы.

Для некоторых детей, к сожалению, альтернативная коммуникация остается и в дальнейшем единственной возможностью выражать свои мысли и желания. Они могут пользоваться жестами, карточками ПЕКС или коммуникаторами (КД, электронными планшетами) и во взрослой жизни. Но согласитесь, это большое счастье для ребенка, не имеющего ранее возможности донести до окружающих что-либо – научиться общаться, обрести собеседников, и иметь возможность высказать то, что хочешь, что желаешь, или озвучить в чем проблема и требуется помощь. А для родителей еще большая радость видеть, что их ребенок успешен!

Таким образом, для специалистов, организующих коммуникативное пространство, адекватную образовательную среду для обучающегося с ТМНР, в т.ч. с РАС важным пластом  при работе с данной категорией детей является грамотная организация этого пространства, социализация  и  перенос наработанных навыков и умений во все сферы жизненных компетенций через опробированную и работающую АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СИСТЕМУ  ОБЩЕНИЯ.

Подбор наиболее подходящей на данный момент системы АК для обучающихся ТМНР  (в т.ч. с РАС) производится  с индивидуальным подходом,  сбором, систематизацией собранных данных,  с анализом всех доводы «ЗА» и «ПРОТИВ»,  общего уровня функциональности, (высокофункциональный, низкофункциональный).

Рассмотрим наиболее подробно наиболее распространенные  виды систем АК  общения  (ПЕКС, КД общения) проведем спектральный анализ этих двух систем.

ПЕКС

Коммуникативная доска общения

1.

Доводы «ЗА»:

  • стандартный метод;
  • обучение инициативе коммуникации;
  • дефицит социальной коммуникации;
  • основано на визуализации;
  • распознавание и память;
  • способствует развитию речи.

  • низкая стоимость;
  • больше коммуникативных актов/функций;
  • разные партнеры по коммуникации;
  • гибкость;
  • легко восстановить;
  • развитие речи;
  • возможность использования более сложных грамматически структур.

2.

Аргументы «ПРОТИВ»:

  • Время/трудоемкость (построение словаря, обучение)
  • Стандартный набор карточек в приобретаемом пособии (не для всех детей понятен);
  • Ограниченное количество коммуникативных функций (просить, отвечать на вопросы «ЧТО?», комментировать)
  • Навык тонкой моторики;
  • Доступность

  • Как поддерживать?
  • Словарь – хранение и организация;
  • словарь, который выбирают взрослые;
  • не стандартизированные

3.

Усвоенные и применяемые НАВЫКИ И УМЕНИЯ обучающимся

  • Совместное внимание
  • Показывание
  • Различение символов\картинок

  • Внимание к партнеру
  • Совместное внимание
  • Навыки имитации
  • Различение символов\картинок

C:\Users\Дарья\Desktop\admin\Desktop\презентации по ком-ции\конференция 29 ноября\DSC_0530.JPG

C:\Users\Люда\Desktop\P1070316.JPG

G:\DCIM\102_PANA\P1020935.JPG

Но даже по окончанию этой планомерной,  системной работы по выбору  оптимального варианта использования системы АК для конкретного обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС), необходимо принимать во внимание следующие факты:

  • Мотивация 
  • Внимание / предпочтения  обучающегося
  • Стимулирование использования с подсказкой
  • Моделируйте то, что пытается сказать обучающийся с ТМНР (в т.ч. с РАС);
  • Моделируйте с использованием коммуникативной доски обучающийся с ТМНР (в т.ч. с РАС)
  • Предоставляйте несколько моделей
  • Закладывайте возможности для использования
  • Паузы и повторения
  • Сценарии игры.

Необходимо отметить и тот факт, что данная планомерная работа  по внедрению системы АК общения является сложной, многогранной, многоступенчатой, формирование, усвоение, совершенствование которой зависит не только от самого обучающегося с ТМНР, но и от активного его окружения в рамках школьного заведения, но и  за ее пределами, затрагивающую все жизненные пространства ребенка и его семьи.

Факторы, которые следует принять во внимание:

  • Будьте терпеливы, это занимает время
  • Помните о последовательности этапов развития
  • Часто дело в нас, а не в них
  • Мыслите нестандартно
  • Будьте гибкими, вовлекайте и заинтересовывайте
  • Спокойно относитесь к тому, что ребенок не заговорит
  • “Слова” всегда с ребенком.
  • не стоит откладывать на завтра, если можно сделать сегодня.

ХРАНЕНИЕ, ОБРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПЕКС И КД.

Не маловажное значение не только применение, внедрение и реализации систем АКЮ но и грамотное их хранение и систематизация.

Для удобства хранения,  внесения дополнений и изменений, систематизации множества изображений (карточек) рациональнее распределить и организовать в следующей классификации:

1. Главная доска (с набором стандартных вежливых слов, глаголов, фраз «Я хочу», «У меня болит», ДА, НЕТ, ТУАЛЕТ, «Я сделал», словами помощи и  т.п.)

2. Самообслуживание (все изображения касаемые средств ухода: салфетки, мыло, полотенце, туалетная мыло и т.п.);

3. Канцтовары (ручка, карандаш, клей, краски,  линейка, пластилин, доска для лепки и др.)

4. Еда (по школьному меню)

5. Одежда (для мальчиков, юношей)

6. Активности (мяч, мяч большой, батут, рыбка, балансиры и др.)

7. Эргокомната (качели, гамаки и т.п.)

8. Сенсорная комната (наполнение комнаты в картинках с подписями)

9. Цвет (линейка основных цветов; линейка подтонов)

10. Цифры (1-10 или 1-20 в зависимости от уровня функциональности обучающегося)

11. Боль (фото или пиктограммы)

12. Фото детей по классам

13. Фото специалистов

14.  Далее формируются отдельные  индивидуальные папки на каждого обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС) содержащие индивидуальные поощрения, увлечения, особенности  в предпочтении еды и питья, предпочитаемые активности и т.п.)

Необходимо отметить, что при создании индивидуальной системы АК для обучающегося с ТМНР в т.ч. с  РАС взаимодействие с семьей обучающегося  играет немаловажную роль для создания полноценного коммуникативного пространства и развития разнофакторных жизненных компетенций ребенка. Все  домашние увлечения, активности, поощрения, фото ближайшего окружения обучающегося необходимо вносить в  индивидуальную систему АК, что делает ее полноценной. Важно гибко, системно и своевременно  реагировать на  изменения, происходящие в  коммуникативном пространстве обучающегося, корректировать  систему АК общения, путем добавления  карточки, обозначающие новые активности, поощрения, пищевые пристрастия и т.п. обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал раскрывает используемые технологии на уроках,обоснование выбора, системность использования на уроках, результат, методическую и практическую направленность использования...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – ...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской  общественно государственной  детско – юношеской  организации: &la...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования  требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...