Некоторые приемы логопедической работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с ЗПР
статья по логопедии (2, 3, 4 класс)

Комиссарова Елена Вячеславовна

В статье описаны некоторые приемы работы учителя-логопеда с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приемы логопедической работы с нарушениями

устной и письменной речи у детей с ЗПР

В последнее время все больше и больше внимания уделяется проблемам коррекционно-развивающей деятельности у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Логопедическая работа тому не исключение. Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. У значительной части обучающихся отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности в речевой коммуникации. При коррекции нарушений в письменной речи, в основном, идёт работа по преодолению смешанной дисграфии и профилактике дизорфографии. При коррекции нарушений в устной речи идёт работа по постановке и автоматизации звуков, коррекции лексико-грамматического строя, развитию связной речи, а также формированию и развитию процесса чтения, то есть по профилактике дислексии.

Хочется поделиться опытом работы по устранению речевых нарушений у обучающихся. Всегда возникает вопрос о том, как заниматься с такими детьми, какие упражнения им давать. Распространенность нарушений чтения и письма среди детей с ЗПР велика. Вопрос об этиологии этих расстройств привел исследователей к генетической предрасположенности, хотя, конечно же, могут иметь место и экзогенные факторы.

Самыми распространенными нарушениями являются дисграфия и дислексия. Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка.

Приведем несколько интересных эффективных приемов по устранению дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития.

«Слоговые таблицы».

Составляем таблицы по мере изучения букв. Читаем слоги – по строчкам, по столбикам. Если допускает ошибку – читает еще раз. Для увеличения скорости чтения, читаем таблицу 2-3 раза с секундомером. Затем даем задание. Например, показать слог ГУ. С этим слом придумать слова (например, гуси, губы, погуляли). Слог может быть в начале, середине и в конце слова. С одним из слов составить предложение: ГУСИ осенью улетают на юг. Составляем схему этого предложения. Либо составляем предложение уже по заданной схеме. Выделяем заглавную букву, точку. Под словом ГУСИ выделяем количество букв кружками. Обозначаем гласные красным. Делим слово на слоги. Ставим ударение. Пишем еще раз слово, схему которого составляли. При письме проговариваем (Г- у (пишу гласную У), с – и (пишу гласную И) и т.д.)).

Таблицы могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы. С помощью таблиц (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.

«Слоговое лото».

Принцип такой же, как и у обычной игры в лото. Только вместо цифр вписываем слоги. Вместо фишек можно использовать макаронные изделия, монетки и другой подручный материал.

Аналитико-синтетическое чтение.

Всем знакомые таблицы Шу́льте — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.

Большое место в коррекционной работе занимают упражнения на дифференциацию букв. Процесс овладения навыком правописания у детей с ЗПР, характеризуется большей продолжительностью. Больше всего допускается ошибок в словах, написание которых основано на морфологическом и историческом принципах правописания. Работа со словарными словами один из самых сложных видов работ. Трудность состоит не в том, чтобы запомнить написание словарного слова, а в том, что дети не знают, как это сделать.

Мы используем некоторые приемы работы со словарными словами, помогающие их запомнить.

  1. Образное представление словарного слова. Взрослый совместно с ребенком готовит рисунок-образ слова, которое требуется запомнить. Акцентировать внимание на ошибкоопасном месте.
  2. Опора на этимологию. Если слово русское по происхождению, то можно обратиться к его этимологии. Происхождение слова иногда объясняет его написание. Как ни странно, дети далеко не всегда могут объяснить возникновение даже «прозрачных» слов.

Рябина: кудрявые соцветия рябины выделяются своей пестротой. «Рябые», - говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Платье, платок от древнерусского слова «плать», что означает кусок материи.

  1. Аудиальная подсказка. Не все слова можно нарисовать или объяснить происхождение. В таком случае можно привлечь аудиальную подсказку, т.е. связать слово с мнемоническим представлением. К изучаемой единице подбираем слово, которое на слуху, легко запоминается, имеет схожее звучание со словарным.

Костя в костюме.

Костя в коричневом костюме.

Катя у калитки.

На Катином платье карман.

  1. «Шифрование» слов. Если слова уже знакомы ребенку, в игровой форме можно отработать их, предложив записать только гласными (если трудная буква – гласная), только согласными (если трудная буква – согласная). Затем слово нужно восстановить.

Б И Л Е Т

* И * Е *

Билет

  1. Тематическая группировка. Облегчает и вносит разнообразие в запоминание слов общей тематической группы. Используя слова определенной темы, составляем небольшой рассказ.

Варианты тем: квартира, поход, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия.

«Офис»

«Мы подходим к зданию и входим. Поднимаемся по лестнице и проходим по вестибюлю. Перед нами кабинет директора. Он сидит перед компьютером и мечтает сделать миллион дел: нанести визит и купить одиннадцать килограммов яблок. За окном поет жаворонок, но директор его не слышит, потому что включен магнитофон и журчит декоративный серебристый фонтан».

  1.  «Метод Цицерона». Необходимо прочитать с ребенком карточки со словами «орфографически». «Расставить» слова по кабинету в начале занятия (например, на учительском столе концерт, на кушетке гости в костюмах, посередине озеро, на полке стакан, под столом берлога и т.д.). Выкладываем карточки словами вниз. В конце занятия проходим с ребенком по кабинету и собираем слова, проговаривая их орфографически. Можно проделывать это упражнение мысленно. У детей тренируется память, внимание, ориентировка в пространстве.

Таким образом, шаг за шагом становится возможным выполнение орфографических действий. В дальнейшем умение писать словарные слова без ошибок перейдет из практического действия с картинками-карточками-схемами во внутренний план.

Следует учитывать, что в период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, для выделения специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

На первых этапах необходима в основном устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут достигаться при их написании, фиксируются в памяти ребёнка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). У таких детей, как правило, хорошая зрительная память.

Ребенку с речевыми нарушениями тяжело прочитать большой текст или много писать. Планируя домашнее задание для таких детей, целесообразнее разбить текст на части или выполнять задание в несколько приемов. Не нужно заставлять ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Как показывает практика, они переписывают все свои ошибки раз за разом.

Нарушения у этих детей очень стойкие, трудно поддаются коррекции, и сама коррекция занимает много времени. Коррекционная логопедическая работа проводится на протяжении всех лет обучения в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку

    Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать   комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Некоторые аспекты логопедической работы у детей с аутизмом.

В работе расскрывается опыт логопедического воздействия на детей с аутизмом разной степени выраженности. Описываются различные методики и этапы работы....

Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития

Презентация на тему "Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития" создана на основе опыта работы с детьми с задержкой психическог...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями

Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка....