Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (1 класс)

Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями

Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания:

-основного тона высказывания;

-темпа речи;

-громкости голоса;

-тембра голоса;

-ударения.

1. Формирование восприятия и понимания основного тона высказывания.

Ситуативная речь, сопровождаемая мимикой и жестами, возникает как реакция на эмоциональные проявления (просьбы, побуждения, недовольства, гнева и т. п.) и является основой для развития интонационной выразительности. Работа начинается с обучения детей

пониманию эмоциональных значений высказываний, подкреплённых наглядным действием;

расширяются знания детей о различных видах основного тона (радость, удивление, печаль, гнев...), об адекватности их использования в определённой ситуации. В связи с этим используются следующие задания:

-подобрать картинку, содержание которой соответствует основному тону высказывания (текста), объяснить свой выбор

-из двух предложенных выбрать картинку, содержание которой соответствует основному тону высказывания (текста), объяснить свой выбор

-разложить последовательно две картинки, содержание которых отражает изменение основного тона высказывания в тексте, состоящем из двух противопоставленных по смыслу

частей, объяснить расположение картинок.

Пониманию эмоционально-образного содержания высказывания помогает ознакомление детей с устным народным творчеством. В качестве речевого материала при этом используются сказки о животных («Заюшкина избушка», «Лиса и волк» и т. д.) Выбор сказок в качестве стимульного материала обусловлен простой и главной идеи, доступностью для интерпретации мотивов поступков героев. В работе со сказками возможны следующие задания:

-узнать героев сказки по пантомимике

-продемонстрировать движением, мимикой своё понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки

-выбрать одну из нескольких иллюстраций к сказке, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента.

В дальнейшем сюжетные картинки заменяются специальными символами-пиктограммами, символизирующими наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, гнев, печаль, страх, удивление, испуг.

Кроме вышеназванных, детям предлагаются задания:

-подобрать к фигурке, изображённой в позе, выражающей определённое эмоциональное состояние, соответствующую пиктограмму, назвав эмоциональное состояние

-дорисовать незаконченную пиктограмму

-самостоятельно по заданию логопеда нарисовать нужную пиктограмму

-после прослушивания стихотворения или рассказа выбрать или нарисовать пиктограммы соответствующей эмоциональной направленности.                                                          

               Радость                                 Печаль

Я пошёл играть в футбол.               Бабка охает и стонет:

Я забил в ворота гол!                      Ой! Бельё моё утонет.

Все кричат: «Ура! Ура!                   Ой! Попала я в беду!

Это славная игра!»                          Ой! Спасите! Пропаду!  С. Михайлков

             Удивление                             Страх

Извините, Вы кто                           Таня-Ваня задрожали-

Почему на вас моё пальто?            Бармалея увидали.

Это Ваше?                                       Он страшными глазами сверкает,

Очень приятно!                              Он страшный костёр зажигает,

Получите его обратно!                   Он страшное слово кричит!  К Чуковский

            Гнев

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.                                            К.   Чуковский

При выполнении заданий, в процессе игр и бесед выясняется, о чём говорилось в текстах, стихотворениях, какие мысли и настроение появились у детей во время их прослушивания.

Затем дети подводятся к выводу: в зависимости от содержания высказывания, его основной мысли, чувств и настроения говорящего могут быть использованы разные виды основного тона. Изменяя основной тон высказывания, можно точнее передать своё отношение к тому, о чём ты говоришь. Постоянно осуществляется опора на семантику: особое внимание уделяется

обнаружению в тексте ключевых слов, помогающих связать основной тон с содержанием высказывания.

2. Формирование восприятия и понимания темпа речи.

Темп речи, как и основной тон, является интонационным средством выразительности высказывания и используется для повышения действенности речи. Выбор темпа речи определяется в основном содержанием, замыслом высказывания, условиями общения.

Детям предлагаются следующие задания:

-прослушать стихотворение и определить, от лица какого героя (Торопыжки или Увальня) оно было прочитано, обосновать ответ

-прослушать дважды один и тот же рассказ, прочитанный первый раз в быстром (медленном), соответствующем содержанию высказывания темпе, второй раз в медленном

(быстром) темпе, не соответствующем его содержанию и основной мысли; определить подходящую содержанию рассказа партитуру чтения, обосновать свой ответ

-объяснить значение выражений, связав их с темпом высказывания (напимер, стрекочет, как сорока; Слова сквозь зубы цедит)

-определить, в каком темпе должны произноситься высказывания, отражающие быстроту совершающихся событий

-определить, в каком темпе должны произноситься высказывания, отражающие однообразие

совершающихся событий.

-игра «Что это было?» Логопед предлагает детям послушать скороговорку и стихи, объяснить, в каком темпе обычно произносятся скороговорки и почему.

           От топота копыт

           Пыль по полю летит.

          Дама

          Сдавала в багаж

          Диван,

          Чемодан,

          Саквояж,

          Картину,

          Корзину,

            Картонку

          И маленькую собачонку.   С. Маршак

Игра «Найди скороговорку» Логопед читает детям два двустишия и предлагает найти скороговорку, объяснив свой выбор.

           От топота копыт                          Черепаха, не скучая

           Пыль по полю летит.                   Час сидит за чашкой чая.

При выполнении заданий выясняется, какую информацию можно передать, изменяя темп высказывания. Вместе с детьми делается вывод: темп речи служит средством выразительности высказываний; он помогает передать быстроту, скорость событий, подчеркнуть опасность момента или, наоборот, медленность действия, однообразность происходящего, степень важности содержания отрезка речи.

3. Формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса.

Громкость голоса имеет существенное значение для восприятия информации. Изменение громкости голоса зависит от изменения смысла высказывания и является одним из интонационных звуковых средств выразительности. Основная цель работы по формированию

восприятия изменений громкости голоса-расширение знаний детей об уместности или неуместности громкой (или тихой) речи в определённых ситуациях, осознание различий в модификациях громкости голоса, как воспринимаемой силы звука, их роли в выражении эмоций, в уточнении смыслового содержания высказывания. Для достижения этой цели используются следующие задания:

-определить звуковое средство выразительности (громкость голоса) при сравнении двух прочитанных стихотворений

-ответить на вопросы: «Громко или тихо нужно петь колыбельные песни? Почему?

-прослушать две песни и определить, под какую из них можно уснуть, под какую нет, обосновать свой ответ

-прослушать рассказ, определить, с какой громкостью его следует читать; обосновать ответ, используя ключевые слова

-дважды прослушать один и тот же рассказ, прочитанный с разной громкостью; определить,

какая громкость соответствует содержанию и почему

-назвать ситуации, когда не следует (или, наоборот, нужно) говорить громко (тихо)

  • «Песенка». Логопед предлагает ребёнку прослушать стихотворение и определить, правильно ли ведёт себя девочка; свой ответ объяснить.

     Кто сказал, что я горланю?

     Кто сказал, что я кричу?

     Я свою подружку Таню

                 Новой песенке учу.        М. Пластов

При выполнении заданий выясняется, о чём говориться в текстах, какие чувства и настроение появляются у детей при их прослушивании. Вместе с детьми поводится итог: изменение громкости голоса зависит не только от ситуации общения, но и от содержания текста, от того, что и как мы хотим выразить нашей речью.

4. Формирование восприятия и оценки изменений тембра голоса.

Обучение ребёнка умению воспринимать и понимать связь изменений тембральной окраски

голоса со смыслом высказывания осуществляется в процессе работы по развитию восприятия

и понимания основного тона высказывания. При этом основное внимание уделяется воспитанию осознанного понимания связи изменений речевого тембра с содержанием высказывания.

Примеры игровых упражнений:

«Изобрази голосом». Детям предлагается произнести звуковые подражания, стараясь передать изменения тембра голоса реальные звуки живой и неживой природы. Например:

               Мяукает, чирикает, фыркает, тикает.

               Мурлычет, квакает, жужжит, стучит.

               Каркает, крякает, шипит, стучит.

               Кукует, хрюкает, трещит, булькает.

«Конкурс пародистов». Логопед объясняет детям значение слова «пародист» и предлагает произнести фразы, подражая тембру голоса литературного героя.

  1. Баба-Яга: Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришёл, молодец? (Тембр: старческий, хриплый, зловещий.)
  2. Царевна-лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный? (Тембр: нежный, приятный.)
  3. Черепаха: Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу,
  4. Всё лежу и лежу и на солнышко гляжу. (Тембр: грудной, важный.)

          Львёнок: Я на солнышке сижу,

          Я на солнышко гляжу... (Тембр: задорный, звонкий).

  1. Формирование восприятия ударения.

Правильное словесное ударение-одно из необходимых условий разборчивости русской речи.

В процессе логопедической работы формируется восприятие словесного ударения на основе

слухомоторных дифференцировок.

Работа проводится в следующей последовательности. Детям предлагается игра «Путаница»:

называются слова с правильным и неправильным местоположением ударного слога и ставится задача определить, верно или нет было произнесено слово. В тех случаях, когда ребёнок опознаёт слово как неправильное, его просят назвать его правильно. Если ребёнок

затрудняется, ему демонстрируют предметные картинки, из которых он должен выбрать нужную. Затем предлагаются следующие задания:

-определи, какое слово было произнесено: длинное или короткое (путём выбора полоски бумаги соответствующей длины)

-положи картинки (названные логопедом) под длинной и короткой полосками бумаги

-отхлопай ритмический рисунок слова; выдели более громким хлопком ударный слог (на материале двусложных, трёхсложных слов с различным местоположением ударного слога)

-подбери картинки, название которых соответствует определённой акцентно-ритмической схеме слова (__,  __  __,    __    __,    __    __   __ ,   __    __     __  , __    ___   __)

-назови ударный слог

-отхлопай последовательно ритмические структуры двух слов, отличающихся местоположением ударного слога (например, замок-замок; кружки-кружки и т.д.); разложи картинки, названия которых различаются местоположением ударного слога, под соответствующими схемами.

Работа с детьми по формированию умения воспринимать логическое ударение предполагает уточнение.

     

   

   

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

Логопедическая работа по развитию грамматического строя речи у школьников с ЗПР в аспекте профилактики аграмматической дисграфии

В статье даётся характеристика логопедической работы по развитию грамматического строя речи у школьников с ЗПР в аспекте профилактики аграмматической дисграфии. Раскрываются основные направления и сод...

Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей  на логопедических занятиях....

Статья "Развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией"

Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией....

Статья "Методика развития интонационной выразительности речи у обучающихся начальной школы"

Актуальность статьи состоит в том, что современное развитие общества требует от человека, чтобы он был личностью, которая обладает не только культурой монологической речи, но и способна грамотно испол...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда для коррекции речи детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

Цель логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС  это:- создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речево...