Статья "Методика развития интонационной выразительности речи у обучающихся начальной школы"
статья по чтению (4 класс)

Глушакова Галина Алексеевна

Актуальность статьи состоит в том, что современное развитие общества требует от человека, чтобы он был личностью, которая обладает не только культурой монологической речи, но и способна грамотно использовать интонацию. Это необходимо для того, чтобы донести до слушателя мысли и чувства. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития речи ребенка, который стремится к общению. Поэтому именно в этом возрасте важно максимально совершенствовать умения обучающегося в области речевой интонации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Современный образовательный стандарт по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения. Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической. Смысловая сторона дает правильно понять и запомнить прочитанное. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения. Беглость предполагает чтение со скоростью, соотносимой с речью диктора. Согласно действующей программе темп чтения к концу 4-го класса должен составлять- 90-100 слов в минуту.

В процессе изучения вопросов развития выразительности речи и чтения методисты нашего времени заметили: если ребенок разговаривает и при этом проявляет интерес и увлеченность, то это еще не означает, что его речь – четкая, понятная и выразительная, поскольку устная речь маленького ребенка является непроизвольной, неосознанной, импульсивной. Детей младшего школьного возраста нужно учить отчетливо, понятно произносить каждый звук, слово, фразу, так как без них речь будет не выразительной. Выразительность речи определяется четкой дикцией, фонетической и орфоэпической правильностью речи, иными словами, уровнем звуковой культуры того, кто говорит.

В методическом арсенале современного учителя имеются упражнения, упорядочивающие глазодвигательные реакции, влияющие на развитие антиципационных способностей и усиление эмоциональности и выразительности чтения и речи обучающихся, способствующие тренировке внимания, памяти и установлению причинно-следственных связей, расширяющие поле зрения, формирующие логико-семантические приёмы переработки текстовой информации, направленные на привитие чуткого отношения к слову, его лексическому значению, точному и правильному использованию слов в речи и т.д.

Рассмотрим психолого-педагогические условия развития выразительной речи у детей младшего школьного возраста.

Условия как понятие трактуется в словарях как «то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления» [20, с. 312].

Современная дидактика объясняет условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. В образовательной практике создание специфических условий связано с психологическим и педагогическим аспектами.

Педагогический аспект связывает психологическое содержание с факторами и механизмами, обеспечивающими желаемое развитие процессов, явлений или свойств; он предполагает выявление и создание обстоятельств, обеспечивающих эффективность воздействия.

Психологический аспект предполагает внутренние характеристики изучаемого феномена, моделируемого явления во внутренних структурах личности с целью направленного воздействия на них.

Поэтому применительно к системе образования под психолого-педагогическими условиями понимают конкретные способы педагогического взаимодействия, взаимосвязанных мер, направленных на формирование субъектных свойств личности, учитывая ее психологические особенности.

Психолого-педагогическими условиями развития выразительной речи у младших школьников являются: овладение правильным типом дыхания, темпом и ритмом речи, паузами, высотой и силой голоса, интонацией; умение эмоционально сопровождать свою речь[5, c.54].

Рассмотрим первое условие - овладение правильным типом дыхания, темпом и ритмом речи, паузами, высотой и силой голоса, интонацией.

Основой звучащей речи является правильное дыхание. Оно обеспечивает правильное голосо- и звукообразование, сохраняет музыкальность и плавность речи.

Правильное дыхание - это свободное дыхание, без напряжения, глубокое и частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего.

Существует ряд требований, обеспечивающих хорошее речевое дыхание: пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно); не задерживать дыхание на паузах; не расходовать весь запас воздуха, чтобы не задохнуться; не перебирать дыхание при вдохе; вдыхать бесшумно и незаметно; вдыхать глубоко носом и ртом.

При таком дыхании воздух заполняет все легкие, грудная клетка расширяется в стороны и вверх, брюшной пресс выдвигается вперед, стенки живота подтягиваются к верху, плечи не поднимаются.

Учителю начальных классов необходимо работать над речевым дыханием с младшими школьниками. Этому значительно способствуют тренировки на вдох и выдох, на расслабление мышц, снятие зажимов. Безусловно, все эти тренировки можно использовать как во время уроков, так и в игровой деятельности.

Умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность младшего школьника управлять своим голосом и речью в целом. Освоив речевое дыхание, можно переходить к овладению высотой и силой голоса.

Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его можно легко повысить и понизить, сделать тихим или громким.

Большое значение для выразительной речи имеет звонкий, достаточно громкий, гибкий и послушный голос. С помощью такого голоса младший школьник сможет четко донести свое сообщение до взрослого и сверстника.

Для развития этих навыков существует много дидактических игр и упражнений, позволяющих тренировать и развивать связки ребенка. Стоит заметить, что при обучении младших школьников такому голосу важно научить их говорить громко, а не кричать.

В отличие от речевого дыхания, высоты и силы голоса, темпу речи нельзя обучить. Но с помощью специальных упражнений возможно в некоторой степени сформировать это умение. Выбор темпа речи зависит от того, какие чувства, переживания, мысли воспроизводит человек, а также от эмоционального состояния, характера, поведения персонажа, о которых он рассказывает.

Большинство ученых советуют тренировать у младших школьников замедленный и ускоряющийся темп речи. Замедление темпа речи можно осуществлять путем произнесения фразы с паузами между словами и путем увеличения длительности звуков. Убыстрение темпа речи у младших школьников можно достигнуть путем сокращения длительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции), при быстром темпе паузы между словами делаются короче, либо исчезают вообще. Следует помнить, что ускорение темпа речи не должно характеризоваться исчезновением ряда звуков, ребенок должен четко и ясно произносить все слова.

Темп речи, как составляющая часть выразительного чтения, отрабатывается при чтении скороговорок в медленном и быстром темпе, чтением стихотворений, в театральных инсценировках, а также при пении песен.

При работе над темпом речи возможно овладение следующими навыками, усиливающими выразительную речь: уместной расстановкой пауз, интонацией, делающей речь живой и эмоциональной, где мысль выражается полно и законченно.

К сожалению, большинство детей не овладевают данными умениями в связи с тем, что не способны чувствовать текст. Что говорит об отсутствии постоянного примера для подражания в лице взрослого. Во многих семьях, где читаются сказки, речь взрослого лишена выразительности, эмоциональности и выдержанности, она монотонна и однообразна. Данное явление можно встретить и в образовательных учреждениях.

Для овладения интонацией и паузами существуют различные упражнения и речевые ситуации, которые должны быть обыграны ребенком.

Также одним из психолого-педагогических условий развития выразительной речи у младших школьников является способность эмоционального сопровождения речи.

Для успешного развития выразительной речи у детей младшего школьного возраста педагог должен сам уметь говорить выразительно и красиво. Ему надо контролировать свою речь, замечать ее выразительность и шаблонность, серость.

Есть специалисты, которые имеют другую точку зрения. Т.И. Зиновьева, А.В. Богданова имеют следующее мнение: интонация – это сложная система выразительных средств речи, которая состоит из мелодики, темпа, динамики, паузы, ударения и тембра. В речи интонация входит в систему языковых средств вместе с фонемами и словесным ударением. В качестве звукового средства языка тот, кто говорит и тот, кто слушает, интонацию считают высказыванием и его смысловой частью, сравнивают высказывания, имеющие различные цели и передают субъективное отношение к высказываемому.

Методика нашего времени основывается на данной трактовке понятия интонации, с помощью которой реализуется многокомпонентный подход, что состоит из практического освоения школьниками всех элементов интонации и формирования

Необходимо сказать о том, что О.В. Кубасова разработала рекомендации для проведения работы, которая направлена на то, чтобы совершенствовать интонационную правильность речи. По мнению исследователя, необходимо:

1) уделять внимание развитию речевого слуха;

 2) создавать речевые ситуации;

 3) чтобы проводить интонационные наблюдения, использовать образцовые тексты и детскую речь;

 4) проводить специальные упражнения;

 5) формировать понятия обо всех элементах интонации: мелодике, паузе, ударении, темпе и тембре.

Что касается приемов и средств, которые используются в работе над интонацией, нужно сказать о том, что А.И. Шпунтов разработал методику использования приема всестороннего анализа звучащего образца в процессе работы над звуковой частью речи [71,c.78], А.В. Богданова указывает на то, что в развитии речевых умений важным является прием, который заключается в создании речевой ситуации и инсценировки.

Используя все достижения психологов и лингвистов, касающиеся изучения механизмов восприятия и порождения интонации, методист Т.И. Зиновьева сформулировала следующие задачи методики интонации:

1) развивать интонационный слух ребенка;

2) воспитывать у детей младшего школьного возраста произносительно-слуховую культуру;

3) систематически проводить определенную работу, цель которой заключается в накоплении словаря эмоциональных состояний и в опоре на прием создания речевой ситуации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Проектная технология как метод развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Обобщение опыта работы по формированию универсальных учебных действий через проектную технологию в начальных классах....

Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

    В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...

Статья "Развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией"

Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией....

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями

Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы. Лексическая тема «цветы»

Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы.Лексическая тема «цветы»Данный материал позволяет совершенстовать словесно-логиче...