Статья "Развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией"
статья по логопедии

Хегай Алла Александровна

Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №2

Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.

СТАТЬЯ

«Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией»

                                                                                                                                                                  Составитель:

                                                                              Учитель-логопед - А.А. Хегай.

Санкт-Петербург

2021

Среди речевых нарушений, наиболее часто встречающихся у детей, отмечается стертая форма дизартрии, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы. Интонационно - выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр и темп речи. В связи с этим дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Поэтому каждый педагог формирует свою особую систему работы по преодолению данных речевых нарушений. Ниже представлены методы и приемы работы по развитию основных компонентов просодической стороны речи, показавшие наибольшую результативность и эффективность при их использовании на логопедических занятиях. Целесообразно сначала формировать у детей умение воспринимать интонационные средства выразительности речи, а затем развивать способность воспроизводить разные типы интонации.

   В основе всей работы по этому разделу лежит формирование диафрагмального типа физиологического дыхания (в положении лежа на спине, стоя, сидя, в движении). 

Формирование восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания.

                    1. При формировании представлений о многообразии видов основного тона используются следующие задания:

  • прослушать предложения и нарисовать образ, соответствующий основному     тону высказывания (улыбку, нахмуренные брови, улыбку с опущенными уголками, большие испуганные глаза и т.д.). Логопед дает образец выполнения задания;
  • отобрать картинки, содержание которых соответствует основному тону высказывания, объяснить свой выбор;
  • прослушать два рассказа, сравнить их, описать основной тон первого и второго рассказа. Сказать, соответствует ли тон рассказа его содержанию.

Игры, формирующие восприятие и понимание основного тона высказывания.

«Угадай». Логопед предлагает детям прослушать стихотворения, назвать ключевые слова, определяющие основной тон высказывания, и поднять карточку с изображением того образа, который соответствует основному тону высказывания (улыбка, грусть, удивление и т.д.).

Удивительная кошка

                            Несчастная кошка порезала лапу,

                            Сидит и ни шагу не может ступить.

                            Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

                            Воздушные шарики надо купить! (грусть)

                                           

Воробьи по проводам                                   Как же, как же не попасть я могу

Скачут и хохочут.        Во дворец к самому королю!

Верно, строчки телеграмм        (удивление)

Ножки им щекочут (весело).

2.Формирование восприятия и понимания темпа речи.

Представления о темпе речи складываются у детей в ходе прослушивания скороговорок и бесед о том, в каком темпе их следует читать.

Детям предлагаются следующие задания:

  •  прослушать стихотворение и сказать, соответствует ли темп прочтения содержанию стихотворения;
  •  прослушать рассказ и сказать, в каком темпе была прочитана первая его часть и вторая, подходит ли темп прочтения по смыслу. Как правильно надо было прочитать?
  • определить, в каком темпе должна произноситься вторая часть рассказа, в которой происходит резкая смена событий и действие развивается стремительно.

3.Формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса.

Для расширения знаний детей о том, в каких ситуациях речь детей должна быть тихой, а в каких громкой, для осознания роли громкости голоса в выражении эмоций используются следующие задания:

  • прослушать рассказ и сказать, как звучала первая и вторая его часть,  объяснить, почему первая часть читалась тихо, а вторая громко.
  • прослушать стихотворение и сказать, соответствует ли громкость, с которой оно было прочитано, его основной мысли.

4. Формирование восприятия и оценки изменений тембра голоса.

Для закрепления навыков определения соответствия тембра голоса содержанию высказывания используются следующие упражнения:

  •  логопед берет игрушку (зайца, медведя, козу, мышку, лису), произносит предложения от лица данной игрушки, а дети должны определить, соответствует ли тембр голоса данному животному;
  •  логопед читает стихотворение, а дети должны сказать, соответствует ли тембр голоса, с которым был прочитан текст, героям данного стихотворения. Как надо было прочитать это стихотворение?
  • логопед читает сказку «Теремок», изменяя тембр голоса. Дети должны определить появление героев сказки по тембральной окраске голоса, сказать, кто пришел к теремку.

5. Формирование восприятия ударения.

Словесное ударение у детей со стертой дизартрией сформировано достаточно. Однако большие трудности вызывает восприятие логического ударения. Для формирования восприятия логического ударения используются следующие задания:

  •  выбрать картинку, соответствующую выделенному логическим ударением слову;
  •  зарисовать схему предложения, отражающую местоположение выделенного логическим ударением слова;
  •  ответить на вопросы. Детям дважды предъявляется одно и то же предложение, но с разным местоположением выделенного логическим ударением слова, и предлагается определить, отличаются ли предложения по звучанию, и в чем состоит это различие (Маша собирала грибы, а Люба ягоды. Маша собирала грибы, а Люба ягоды);
  •  ответить на вопросы по сюжетной картинке с помощью указательного жеста (например, Девочки собирают ягоды. – Покажи: Кто? Что делают? Что собирают?).

Формирование воспроизведения интонационных средств выразительности речи.

1. Формирование умения изменять основной тон высказывания в зависимости от содержания и эмоциональной наполняемости текста.

Детям предлагаются следующие задания:

  •  изменить основной тон высказывания так, чтобы изменилось его содержание;
  •  повторить предложения, не изменяя основного тона высказывания;
  •  произнеси предложение так, чтобы основной тон произнесения соответствовал его содержанию;
  •  произнеси реплики героев сказки соответствующим тоном;
  •  Произнести тексты считалок, стихотворений тоном, выражающим разные эмоциональные значения: отраженно, вслед за логопедом, самостоятельно.

2. Формирование умения произвольно изменять громкость голоса.

Детям предлагаются следующие задания:

  •  определить громкость голоса в стихотворении с последующим его заучиванием и воспроизведением;
  • повторить предложение, не изменяя громкость голоса. Придумать предложение с такой же громкостью и воспроизвести его;
  • Продолжить рассказ начатым голосом (громким или тихим);

3. Формирование умения произвольно изменять темп речи.

Детям предлагаются следующие задания:

  • определить темп речи в стихотворении, выучить его и воспроизвести;
  • продолжить рассказ, начатый медленным (быстрым темпом);
  • повторить вслед за логопедом потешки в том же темпе;

4. Формирование умения воспроизводить речевой тембр.

Детям предлагаются следующие задания:

  • «Теремок». Дети должны воспроизводить фразы от лица героев этой сказки. Логопед предлагает детям взять из мешочка игрушку (заяц, мышка, лягушка и т.д.) и произнести фразу от лица выбранного героя.
  • «Изобрази голосом». Дети произносят звукоподражания, стараясь передать изменениями тембра голоса реальные звуки живой и неживой природы.

       мяукает        чирикает            хрюкает                 тикает

      каркает              квакает               жужжит              скрипит

                 кукует                крякает              шипит                     булькает

  • «В лесу». Детям предлагается взять на себя роль какого-либо лесного зверька, изображать его деятельность и произносить те звуки, которые может издавать данный зверек.

5. Формирование умения употреблять логическое ударение.

Детям предлагаются следующие задания:

  • сопряженное с логопедом проговаривание сначала вопроса с заданным местоположением логического ударения, затем возможных вариантов ответа:

Мама купила яблоки? – Да, мама купила яблоки. – Нет, мама купила груши.

  • повторить вслед за логопедом предложения, не изменяя место логического ударения;

Саша не взял  с собой машинку? Саша взял с собой мяч. Катя будет играть с нами. Катя будет играть с нами?

  • логопед произносит предложение и говорит: «Произнеси это предложение так, чтобы было понятно, что куклу не дает именно Вера».

«Мама, почему Вася не дает мне свою машинку, а Вера куклу?»

Эта система работы затрагивает все основные компоненты просодической стороны речи, способствует расширению знаний детей об основных видах интонации, о возможностях их использования в своей речи, о значимости изменения смысла высказывания при разном интонировании.

Данная методика коррекционной работы позволяет сформировать у детей с тяжелой речевой патологией навыки самостоятельного использования разнообразных видов интонации в своей собственной речи, что является основным звеном в развитии интонационной выразительности речи детей со стертой дизартрией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

"Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VII-VIII вида"

В пособии представленны разные виды заданий по развитию просодической стороны речи учащихся младших классов коррекционных школ...

Психолого-педагогические особенности детей при стертой дизартрии

Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.Своевременное выявл...

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями

Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка....