Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (1 класс) на тему

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

Подготовила: учитель-логопед высшей категории

Аксёнова Марина Марковна

ГБОУ СОШ №167 Центрального района

г. Санкт-Петербурга

2015 год

Интонация является одним из самых важных выразительных средств речи. Она значительно увеличивает объем сообщения, т.к. сообщает не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте.  Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса.

С одной стороны интонация придает речи эмоциональную окраску при помощи эмоциональных и волевых интонаций --- вопроса утверждения,восклицания,удивления,изумления,повеления,убеждения,приглашения,просьбы,угрозы.

С другой стороны интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций—повествования, перечислении, выделения ударных слов, пауз,  изменения темпа речи.

Человеческая речь обладает бесконечным разнообразием интонаций, что достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Поэтому различные интонации оказывают многообразное воздействие на слушателя. Так, восходящее звучание голоса возбуждает, нисходящее—успокаивает, монотонная речь—усыпляет. В процессе речи эмоциональные, волевые и логические интонации наиболее полно и точно отражают смысл слова и поэтому обладают наибольшей силой воздействия на слушателя.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам.

Но у дошкольников с нарушениями речи обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Речь в той или иной степени носит «смазанный» характер, она монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.

В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в несколько этапов.

1 этап—восприятие и различение разных видов интонации.

2 этап---формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

На первом этапе работы необходимо познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи.

Реализация этой задачи осуществляется по пяти направлениям.

1)Формирование представлений об интонационной выразительности речи.

Дважды прочитать рассказ «Добрый лев» (А.И.Богомолова.стр.91.)

         Добрый лев.

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:

---Ты  чего, заяц, плачешь?

----Хочу в цирк, ----отвечает заяц. ----Но у двери стоит лиса. Я ее боюсь.

----Ладно,----говорит лев,--- мы что-нибудь придумаем.

Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

-----Зайца в цирк не пущу!

----Как это не пущу?--- возмутился лев .----Разве нельзя взять с собой  бутерброд?! Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть.( Н. Майборода.)

Первый раз без интонационного оформления. 2-й—выразительно с интонацией. После чтения рассказа выяснить какое чтение больше понравилось и почему. Затем объяснить детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, просьбу, приказ, угрозу и т.д.

2) Знакомство с вопросительной интонацией и ее обозначением.

Вспомнить с детьми, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Так, например, изменяя голос можно о чем-то спросить. Задать любой вопрос, затем предложить сделать то же самое детям. После этого показать, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса показать соответствующим движением руки и обозначить графически: .Для обозначения вопроса детям предлагается соответствующий знак:  «Вопрос будем обозначать таким значком

(показать карточку---?).После этого предложить детям выделить из текста вопросы, поднимая карточку с  ? .

Например из текста «Хомяк»

«Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй.   Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместится. Что же делать? Ерзал-ерзал хомяк. Вот забота. Значит не по зубам яйца! Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом  к себе в норку перекатывать.»

После выделения вопросов из текста для заучивания предлагается стихотворение:

Этот кривоносый, вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?

3) Знакомство с восклицательной интонацией и ее обозначением.

Последовательно предложить детям ( по одной) несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа:

«ОЙ!  АХ! УХ! УРА!»

Провести беседу по содержанию каждой из картинок. Например:

«Девочке больно. Как закричала девочка? –«ОЙ!»

«Мальчики играют в солдатики. Как они кричат? –«УРА!» и т.д.

После этого снова последовательно показываются картинки и дается задание: назвать слово соответствующее картинке.

«ОЙ!» «АХ!» «УХ!» «УРА!» и т .д .Как мы говорим эти слова: спокойно, громко, восклицая? После этого показать ,что восклицательно можно произнести и целое предложение и что при произнесении такого восклицательного предложения голос или резко повышается или сначала повышается , а затем несколько понижается. Изменения голоса при произнесении восклицательной конструкции показать движением руки и обозначить графически:

«↗↗↘». Предложить детям  придумать восклицательное предложение. Для обозначения восклицания предложить соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком  : ( показать карточку с --!---)» Далее предложить детям  выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с ( ! ).Например из текста: «Самый важный»:

---- Я самый важный! Я всех бужу –говорит  будильник.

---- Я важнее! Я всех вожу --- говорит автобус.

---- А я важнее вас! Я построил этот дом --- говорит подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте что я вам скажу: важнее всех человек!».После этого предлагается выучить стихотворение о восклицательном знаке:

Чудак –восклицательный знак,

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

4). Знакомство с повествовательной интонацией и ее обозначением

Напомнить детям , что когда мы что- то спрашиваем или чему—то радуемся, то показываем это изменением голоса .Когда мы  отвечаем на вопросы или просто сообщаем о чем-то, то мы говорим спокойно, не изменяя голоса. Например: «У Саши красивая машина. Настя одевает куклу.» Предложить детям придумать такие предложения. Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения  сопровождать движением руки и обозначить графически:→ Такие предложения обозначаются точкой .  «Показать карточку:(.)

Про точку можно сказать: «Это точка, точка-одиночка».После этого предложить детям текст , в котором на повествовательное предложение необходимо поднять карточку с точкой.

                           Огурец и капуста.

   Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу---- раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал, его и от холода весь покрылся пупырышками.

5) Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. Повторить с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?»

( вопросительно, с восклицанием, спокойно).Каким знаком мы обозначаем вопрос ( ? ), восклицание( ! ),спокойное проговаривание ( . )

Прочитать стихотворение.

                             Гном. (Саша Черный.)

Кто живет под потолком?

   ---Гном!

У него есть борода?

  ---Да!

И манишка и жилет?

----Нет!

Как встает он по утрам?

---Сам!

Кто с ним утром кофе пьет?

---Кот!

И давно он там живет?

---Год!

Кто с ним бегает вдоль крыш?

--- Мышь!

Ну , а как его зовут?

----Скрут!

Он капризничает, да?

Ни—ког---да!

После этого предложить детям определить интонацию в стихотворении. На каждый интонационный тип предложения поднять карточки с соответствующим знаком. После этой работы провести графический диктант: запись детьми знаков препинания при восприятии предложений, стихов, текстов различного интонационного оформления.

                 Второй этап работы.

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Работу над голосом начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.

  • Развитие силы голоса.

а)Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: а-а-а, о-о-о-о, з-з-з-з.

б) Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух –трех звуков: оу, оуи , узу ,аио и т.д .

в)Усиление и ослабление голоса ( от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот). На материале гласных звуков и сочетаний из двух- трех гласных звуков.

( беззвучная артикуляция—шепотное произнесение—тихое произнесение--- громкое произнесение)

г) Увеличение силы голоса (аааААА)

д)Уменьшение силы голоса(АААааа).

е) Чередование силы голоса(УУУуууУУУ,ОООоооООО).

2)Развитие диапазона голоса.

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

  • Подражание голосам взрослых животных и птиц.
  • Повышение и понижение голоса по схеме , в соответствии с движением руки логопеда( гласные,слоги).
  • Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков ,сочетаний из двух- трех звуков.
  • Произнесение односложных слов (сом, дом) с повышением голоса.(«Идем по ступенькам»)

Затем начинаем работать над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

---1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

-----резкое повышение тона в односложном слове:

Твой?           Стол?           Дом?          Врач?

Твой мяч? Там стол? Твой дом? Он врач?

------резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге.

Снежинка?            Ребята?                Котята?

Летит снежинка? Там ребята? Тут котята?

-----резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на первом слоге.

Очень?             Осенью?                  Ласковый?

Очень страшно? Осенью пойдете? Ласковый кот?

----резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слове.

Письмо?              Далеко?                Коньки?

Вам письмо? Тебе далеко? Твои коньки?

------выделение вопросом слова в начале , середине и в конце предложения.

МОЖНО взять санки? Тебе ХОРОШО видно? Слива тебе ПОНРАВИЛАСЬ?

------выработка темпа речи и слитного произнесения вопросительного предложения.

Твой дом ДАЛЕКО?

Твой дом ДАЛЕКО от сада?

Твой дом ДАЛЕКО от детского сада?

-----2.Отработка вопросительного предложения с вопросительным словом.

-----выделение вопросом вопросительного слова.

КТО пришел? КАКОЕ сегодня число? СКОЛЬКО тебе лет?

------выделение вопросом слова в середине предложения.

Сколько ТЕБЕ лет? Когда ТЫ будешь гулять?

----выделение вопросом последнего слова.

Как тебя ЗОВУТ? Где ты ЖИВЕШЬ?

----выработка темпа речи и слитного произношения вопросительного предложения.

Где ты был ? Где ты был вчера? Где ты был вчера вечером? Где ты был вчера вечером перед сном?

После отработки вопросительной интонации в специальных упражнениях перейти к ее закреплению в стихах: сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно.( стихи А. Барто, К. Чуковского, С.Маршака.)

Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения.

а) Отработка восклицательной интонации в междометиях.

----назвать соответствующую картинку нужным междометием (О! А! АХ!ОХ!)

----отработка междометий и звукоподражаний с восклицательной интонацией в стихах.

Детям читают стихи, они проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания.

--Но увидев усача—логопед

( ай-ай-ай)—дети

Звери дали стрекоча---логопед

(ай-ай-ай)--- дети

По лесам по полям разбежалися ,

Тараканьих усов испугалися.

Но однажды по утру прискакала кенгуру,

Увидала усача, закричала сгоряча:

Разве это великан?

( ха—ха--- ха!)---дети

Это просто таракан!

(ха—ха—ха!) и т. д.

б) Отработка интонационной конструкции, выражающей обращение , требование. Ребенку предлагается:

--- говорить сопряженно с логопедом

----- повторять за ним

----- произносить самостоятельно:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку!

В) Отработка интонационной конструкции, выражающей восклицание:

Как хорошо здесь! Какая красивая кукла!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я !

Г) Закрепление восклицательной интонации ( различных конструкций) в стихах А.Барто, К.Чуковского, С. Маршака.

д ) Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи.

Проводить на материале считалок, диалогов, игр—инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. При этом дети должны подражать голосам героев.

Систему работы  над интонационной выразительностью речи целесообразно дополнять подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с общим недоразвитием речи, на нормализацию темпа речи, развитие высоты и силы голоса.

Диалог.

----- Ты куда спешишь, зайчишка?

-----В огород, за кочерыжкой!

    Накормить моих зайчат.

   Дети завтракать хотят.

----- Что едят твои зайчатки?

  ------ Ждут они морковки сладкой.

-----Кто гонялся за тобой?

----Волк голодный, очень злой!

-----Как ушел ты от беды?

-----Я запутал все следы.

----Как спасешься ты от волка?

    Вот он прячется за елкой!

-----Я от волка убегу

      Я не виден на снегу.

     Ведь зимой всегда я белой!

----Ты, зайчишка, очень смелый!

Литература:

1.Е.С.Алмазова .Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей –М . 2003.

2.Л .В. Лопатина. Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПБ. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.

   Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся  в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения...

Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье приведены компоненты коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи....

"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год

Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....

Формирование опосредованной памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр

Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогощение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий....

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи...